Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Стратегический план и миссия библиотеки: замкнутый круг проблем? 01.08.2012

Стратегический план и миссия библиотеки: замкнутый круг проблем?

Предлагаем нашим читателям цикл статей М.Ю. Матвеева, посвященных изучению имиджа библиотек.

Статья 17

И отечественные, и зарубежные специалисты, отмечая необходимость планомерных мероприятий для построения имиджа библиотеки, приходят к мысли о необходимости использования для этого приемов маркетинга и менеджмента, и прежде всего, стратегического планирования на основе метода SWOT (дословно с английского языка это означает определение силы и слабостей организации, возможных направлений развития и внешних угроз)[1]. И действительно, имидж любой организации включает в себя те же самые моменты, которые обычно отражаются в стратегическом плане: отношение к организации общественности, потребителей, конкурентов, инвесторов и т. д. С другой стороны, и само стратегическое планирование имеет немало общего с процессом совершенствования имиджа: это достаточно гибкий механизм, предполагающий собой постоянную переоценку первоначально разработанных концепций на основе улавливания сигналов, поступающих из внешней среды, и его можно определить как «системный подход к управлению библиотекой с целью определения ее роли или миссии и соотнесения с окружающей средой таким образом, чтобы обеспечить успех библиотечной работы»[2]. Кроме того, стратегический план обладает несомненными достоинствами: он помогает соотнести ресурсы библиотеки с ее возможностями, определить ее реальное место в социуме, выявить возможные негативные тенденции, укрепить ее репутацию в глазах местных властей и пользователей, улучшить управление и т. д.[3] Некоторые исследователи полагают, что такой план достаточно гибок для того, чтобы его можно было целиком направить на совершенствование имиджа библиотеки, выработав при этом тактику преодоления всех возможных препятствий[4].

В развернутом виде маркетинговый план развития выглядит как ответ на три важнейших вопроса: в каком направлении движется организация, каково ее настоящее положение и как достичь поставленных целей[5].

В маркетинговый план развития библиотеки входят следующие моменты: определение миссии, целей и задач; достижение согласия сотрудников на проведение маркетинговых мероприятий; сбор исходной информации внутри и вне библиотеки; анализ сильных и слабых сторон деятельности библиотеки; сегментация (выделение и дифференциация групп обслуживания); анализ внешней среды, в том числе определение партнеров, конкурентов и возможных спонсоров; конкретизация целей маркетинга; планирование услуг и продукции (разработка номенклатуры услуг с ориентацией на пользователя); реклама и PR; реализация итоговых результатов деятельности; оценка и контроль[6].

Создание имиджа библиотеки, безусловно, требует планомерных действий, но в то же время этот самый имидж нельзя рассматривать только как «управляемый фактор» и забывать о том, что он представляет собой «сплав» рациональных и иррациональных моментов и поэтому выходит за рамки административных мероприятий. В этой связи представляется полезным проанализировать некоторые из положений маркетингового плана, имеющих наибольшее отношение к проблеме имиджа.

Как следует из общих работ по менеджменту, при разработке стратегического плана любой организации самым важным моментом является четкое определение миссии, на основании которой происходит корректировка целей и определение стратегии развития. Миссию можно понимать как в широком, так и в узком смысле слова. Так, миссия раскрывает смысл существования организации и ее общественную роль (миссия в широком смысле слова) и в то же время определяет в общих чертах сферу непосредственной деятельности (миссия в узком смысле слова)[7]. Она равнозначна идеологической основе, на которой строится работа, и идеальному представлению о перспективах развития[8]. В тексте миссии могут быть упомянуты услуги, контингент потребителей или пользователей, район обслуживания, применяемые технологии, отношение к сотрудникам, особенности взаимодействия с обществом и государством, важнейшие ценности и этические принципы, а также самобытность организации и ее внешний облик[9]. Важность миссии определяется тем, что она выполняет сразу несколько функций: коммуникативную (что представляет собой организация, какова ее роль для общества и к чему она стремится), эталонную (это основа для выработки стратегии развития организации) и этическую (миссия отражает мировоззренческие позиции руководства организации)[10].

Определение миссии библиотеки практически не отличается от упомянутых положений. В сущности, это краткая формулировка того, что представляет собой работа конкретной библиотеки, каков ее обобщающий образ, каковы перспективы ее развития, кого она обслуживает, какие слои населения составляют большинство читателей, как она заботится о читателях и своих собственных сотрудниках и в чем именно заключается ее уникальность[11]. Вполне понятно, что библиотекари из разных типов библиотек ответят на эти вопросы по-разному[12], но проблема заключается не только в этом: единства нет и в отношении целей и задач библиотечного обслуживания, равно как нет и единой обобщающей модели библиотеки. Соответственно, отсутствует и единое понимание того, как миссия соотносится с целями и задачами библиотеки и какую пользу она может принести — и это несмотря на развернутые дискуссии по данному вопросу[13]. С одной стороны, выражается мнение, что дефиниции «миссия», «роль», «назначение» близки по значению, и миссия является лишь менее употребительным и более «книжным» определением; с другой — что «это красивый фасад, а за ним — пустота, как в театральной декорации»[14].

При совершенствовании имиджа формулировка миссии представляется совершенно необходимым шагом, в особенности для крупных библиотек: «чем большим по числу работающих является учреждение, тем важнее осознание и внутреннее согласие сотрудников с декларируемыми целями. Это объясняется тем, что раздробленный технологический процесс, присущий именно крупным организациям, часто ведет к тому, что за повседневной монотонной работой сотрудники перестают видеть общий смысл своего труда и осознавать, что конечный результат стоит затраченных ими усилий»[15]. Несомненно и значение миссии для организации PR: удачно сформулированная миссия — это то, что в первую очередь можно «озвучивать» в разговоре с журналистами, политиками или общественными деятелями для формирования определенного имиджа[16]. Тем не менее, формулировка миссии не всегда зависит только от самой библиотеки.

Так, по мнению М. Я. Дворкиной и А. Е. Шапошникова, наиболее точное определение миссии библиотеки — это «ответственное задание, “поручение” библиотеке как социальному институту, данное обществом. … Каждое конкретное общество, существующее в конкретное время, дает “поручение” библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия, осмысливаемая библиотечной философией. Так, миссия советской библиотеки заключалась в содействии коммунистическому воспитанию трудящихся. Сейчас стало формироваться представление о библиотеке, полезной обществу, личности, служащей общечеловеческим ценностям»[17]. Похожее определение приводит и Е. М. Ястребова: «миссия — это суперцель, концентрированное выражение и видение основного смысла деятельности организации, т. е. главное, к чему она стремится, одна из возможностей создания мотивирующего поведения персонала и одновременно призыв к введению прогрессивно-нового…»[18].

Более критично подходит к данному вопросу И. Джерелиевская: «Откуда берутся цели развития библиотеки? По большей части они формируются под давлением внешней среды организации, а если точнее, они являют собою конструктивные ответы на вызовы внешней среды. Что можно считать внешней средой библиотеки? Систему более высокого порядка, в частности — социокультурный процесс в современном российском обществе. К сожалению, на данном временном этапе отсутствует сколько-нибудь осмысленное и зафиксированное на бумаге представление (концепция, доктрина) о социокультурном развитии России. Мы имеем концепцию экономического, социально-экономического развития, а вот социокультурного — нет. Это значит, остаются неосознанными цели общественного развития, его ценности, социально желательные нормы и социальные идеалы, принципы социальной адаптации и интеграции граждан, и, наконец, место СМИ, учреждений образования и культуры, в том числе библиотек, в этом процессе.

На практике это значит, что каждая отдельная библиотека и даже отдельный библиотекарь стараются по-своему разрешить конфликт между “принципами интеллектуальной свободы” и “воспитательной функцией библиотеки”, соединив несоединимое — функцию “сеятелей духовности” и “отсутствие идеологии”.

… Непроясненность этого принципиального вопроса сужает перспективу развития библиотеки как социального института, обретения ею тех высоких социальных целей, которые ныне именуются миссией»[19].

Похожего мнения придерживается и В. М. Резонова: «Вопрос о целях библиотечного обслуживания является в настоящее время одним из наиболее сложных и нерешенных. Объясняется это тем, что цели библиотечного обслуживания непосредственно связаны с целями и состоянием общества и зависят от них»[20].

Сложности с формулировкой миссии, безусловно, возникают и по причине несовпадения различных точек зрения на деятельность библиотеки. В данном случае возможно выделение официально-государственной (статус, права, полномочия, обязанности библиотек), профессиональной (корпоративной) и общественной (общественное мнение, складывающееся из представлений о назначении библиотек и оценок их работы читателями) точек зрения[21].

Некоторые зарубежные авторы предлагают выработать для стратегического плана несколько универсальных формулировок миссии: «миссия библиотеки — обеспечить циркулирование информации независимо от ее носителей», «цель миссии — посетители должны видеть в библиотекарях авторитетных специалистов в области информации, а библиотеку представлять первым местом, куда они обратятся за информацией», «главная цель маркетингового плана заключается в позиционировании библиотекарей как основных посредников в процессе передачи информации, в какой бы форме эта информация ни существовала, и независимо от того, кто в этой информации нуждается» и т. д.[22]

Нечто похожее можно обнаружить и у отечественных исследователей, хотя они скорее придерживаются присущей отечественной библиотечной практике гуманитарной парадигмы:

1) «В контексте гуманистической концепции содержание библиотечного обслуживания звучит так: обеспечивать разностороннее совершенствование человека во всех сферах его жизнедеятельности в течение всей сознательной жизни»[23];

2) «Миссия всех библиотек — как научных, так и публичных, как российских, так и зарубежных — могут быть выражены одной фразой — вносить информационный вклад в прогресс человечества… Он эквивалентен стратегическим целям (они же — функции) библиотеки, которые, в свою очередь, специфицируются и отражаются в ее оперативных задачах, наиболее конкретно и полно раскрывающих особенности текущей работы библиотек»[24];

3) Базовым принципом существования библиотеки «всегда оставалось посредничество (между Словом, Божественным откровением и человеком или между человеком и человечеством — в любой из этих парадигм она представляла человеку сумму моделей, образов мира, универсум, будучи воплощением своего рода метафилософии)»[25];

4) «Если воспринимать библиотеку как носительницу идеалов (от отношений между людьми до жизненных ориентиров), то в этом, возможно, и заключается та ее универсальная составляющая, которая объединит миссии и концепции развития различных библиотек, от детских до академических»[26].

Такой подход, однако, имеет существенный недостаток: миссия библиотеки (в особенности с учетом возможности совершенствования ее имиджа) не может определяться столь общим, безликим и одинаковым для всех библиотек образом. Во всяком случае, главная задача библиотек — обеспечение доступа к информации — понимается как раз весьма различно: «то как отсутствие каких-либо ограничений на пользование информацией, вызванных идеологическими и политическими соображениями; то как обеспечение полноты использования информации за счет круга источников, которые ранее не были задействованы библиотекой; то как помощь потребителю в использовании компьютерных сетей и осуществлении связи с необходимой базой данных»[27].

Чересчур общими (и небесспорными) выглядят и многие ценности, определяемые на основе миссии. Так, постулаты типа «клиент всегда прав», «трудные читатели не должны быть неожиданностью для библиотекаря», «не бывает глупых читательских запросов» и т. п.[28] требует значительной конкретизации, да и следование им еще не означает кардинального изменения представлений общественности о работе библиотек. Кроме того, проблема ценностей имеет отношение скорее к культуре конкретного руководителя, чем к самой организации[29].

В целом можно прийти к выводу, что убедительных рекомендаций по вопросу о разработке миссии библиотеки практически не существует, и, следовательно, каждая библиотека оказывается перед необходимостью самой определять свою миссию и разрабатывать стратегический план своего развития, ориентируясь или на общие пособия по менеджменту, или на опыт других библиотек.

Примечания



[1] Стратегическое планирование в библиотеке: теория и практика (по зарубежным источникам): науч.-реф. сб. / сост. и науч. ред. Л. И. Куштанина. М., 1999. С. 10, 16; Карр С. Д. Стратегическое планирование в библиотеках // Библиотечно-информационный менеджмент: сб. переводов / сост. К. М. Ключникова. М., 1994. С. 14—15; Ястребова Е. М. Маркетинг — самая эффективная система управления библиотеками в условиях рынка // Науч. и техн. б-ки. 1994. № 10. С. 66.

[2] Стратегическое планирование в библиотеке. С. 9.

[3] Башун Е. В. Маркетинг и фандрейзинг как факторы активизации процессов по внедрению новых технологий в библиотеках // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. ГПНТБ, 1999. Т. 1. С. 83—84; Карр С. Д. Указ. соч. С. 13; Минкина В. А., Евстигнеева Я. Е. Имидж библиотеки: проблемы формирования // Библиотека. Чтение. Читатель: сб. ст. / сост. В. Ф. Кузнецова. Тюмень, 1994. Вып. 3. С. 30.

[4] Shamel C. L. Building a brand: got librarian? // Searcher: The Magazine for database professionals. 2002. Vol. 10, № 7. Р. 60—75.

[5] Савар Р. Основы маркетинга для библиотекарей, архивистов и документалистов: рук-во по преподаванию курса в высш. шк. / науч. ред. И. Б. Михнова. М., 1992. Ч. 2. С. 91; Ван Зун Л. Помните, у вас есть конкурент. Маркетинговый анализ — основа стратегии выживания библиотек // Библиотека. 1996. № 4. С. 74; Стратегическое планирование в библиотеке. С. 3; Клиндер С. Корпоративное сознание как инструмент маркетинга и менеджмента для публичных библиотек // Новый облик публичных библиотек: науч.-реф. сб. / РГБ; ред.-сост. С. В. Петрова. М., 1995. Ч. 2. С. 190—191; Тюлина Н. И. Стратегическое планирование как метод управления библиотекой // Библиотековедение. 1994. № 1. С. 12.

[6] Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (Маркетинг в системе управления библиотекой). 2-е доработ. и доп. изд. / под общей ред. В. К. Клюева. М., 2003. С. 12; Штукарева С. В. Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой // Науч. и техн. б-ки. 2003. № 4. С. 68; Сиркин А. Ф. Планирование маркетинга и эффективность работы // Библиотечно-информационный маркетинг: сб. переводов / ГПНТБ. М., 1992. С. 25—26; Борхард П., Флодель Ш., Мильц М. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек / Науч.-внедренческий центр «БиблиоМаркет»; пер. с нем. Е. М. Ястребовой. М., 1993. С. 34—35.

[7] Справочник библиотекаря / науч. ред.: А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. 2-е изд., исправл. и доп. СПб., 2001. С. 266.

[8] Виханский О. С. Стратегическое управление: учеб. М., 1995. С. 11.

[9] Герчиков В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом // Управление персоналом. 1999. № 12. С. 47—48; Гусаров А. В. Определение миссии организации // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 132—133; Ермолаева Е. Миссия фирмы в национальном интерьере // Управление персоналом. 1999. № 12. С. 58.

[10] Ермолаева Е. Указ. соч. С. 58—59; Жуплев А., Шеин В. Ключевое условие успеха (Анализ подходов компаний США к промблеме миссии и философии фирмы) // Управление персоналом. 1999. № 12. С. 28—29.

[11] Стратегическое планирование в библиотеках. С. 11; Карр С. Д. Указ. соч. С. 15—16; Матлина С. Г. Библиотечный маркетинг: практ. пособие для работников публичных библиотек / РГБ; Пермская обл. б-ка. Пермь, 1993. С. 49; Горчицкая Е. А. Наш статус меняется. В каком направлении? // Библиотека. 2004. № 2. С. 56.

[12] Стратегическое планирование в библиотеках. С. 13—14; Каратыгина Т. Ф. Миссия специальных библиотек // Библиотековедение. 1994. № 2. С. 57; Селиверстова Е. О функциях библиотек // Библиотека. 1992. № 1. С. 27—28.

[13] Универсальная научная библиотека в эпоху перемен: [«Круглый стол». РГБ, 17 дек. 1997 г.] // Библиотековедение. 1998. № 2. С. 11—38; № 3. С. 18—39; Акилина М. И. Философия современной библиотеки // Библиотековедение. 1996. № 4/5. С. 92—93.

[14] Универсальная научная библиотека в эпоху перемен. С. 17, 19; Гусева Л. Н., Смолина Е. В. Библиотековедение. Нормативный подход (понимающая парадигма мышления). СПб., 1997. С. 150—151.

[15] Минкина В., Васильева Н. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря // Петерб. библ. школа. 1999. № 1. С. 22, 29.

[16] Там же. С. 24.

[17] Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции. М., 2003. С. 7—8; Универсальная научная библиотека в эпоху перемен. С. 14.

[18] Ястребова Е. М. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование для библиотек: исторический экскурс, цели и сущность: лекция по курсу «Стратег. менеджмент в б-ке» для студентов библ.-информ. фак. ун-тов и акад. культуры, пед. вузов по спец. «Библиотековедение и библиогр.», квалификации «Менеджер библ. дела» / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1998. С. 28.

[19] Джерелиевская И. К. О смысле управленческой деятельности // Вестн. б-к Москвы. 2004. № 1. С. 33.

[20] Резонова В. М. Перспективы развития библиотек в информационном обществе // Книга и мировая цивилизация: материалы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 21—21 апр. 2004 г.): в 4 т. М., 2004. Т. 3. С. 40.

[21] Универсальная научная библиотека в эпоху перемен. С. 15, 20.

[22] Shamel C. L. Указ. соч.; Флит К. ван, Рейбер Д. Публичная библиотека как социокультурный институт: альтернативные точки зрения и изменяющиеся контексты // Обслуживание взрослых публичными библиотеками США / пер. с англ. Э. Г. Азгальдова, И. Ф. Тютиной; науч. ред. И. П. Осипова. М., 1995. Ч. 2. С. 226, 229; Birdsall W. F. The myth of the electronic library: Librarianship and social change in America. Westport; London, 1994. Р. 5.

[23] Резонова В. М. Указ. соч. С. 40; Минкина В. А., Евстигнеева Я. Е. Указ. соч. С. 32.

[24] Ястребова Е. М. Указ. соч. С. 29—30.

[25] Кабачек О. Л. Библиотека и библиотекарь в контексте истории // Библиотека в контексте истории: материалы науч. конф. Москва, 8—10 июня 1995 г. М., 1997. С. 7.

[26] Соколова Т. В. Храм знаний и лабиринт сознания: Библиотека как образ жизни современного человека // Библ. дело. 2006. № 6. С. 4.

[27] Акилина М. И. Указ. соч. С. 96.

[28] Бабонина О. Паблик рилейшнз. Что и как? // Библиотека. 2000. № 4. С. 86—87.

[29] Сультимова Е. А. Организационная культура библиотеки (к определению понятия) // Румянцевские чтения: материалы междунар. конф. (11—13 апреля 2006). М., 2006. С. 256.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru