Издательский Совет Русской Православной Церкви: Новости Издательского Совета Русской Православной Церкви

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Статьи и выступления
Председателя Издательского Совета
Русской Православной Церкви,
митрополита Калужского и Боровского
Климента

Актуальное выступление
Митрополит Климент: Почему в мире существует зло

Митрополит Климент: Почему в мире существует зло

Сейчас мы проходим путь подготовки к Великому посту. Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне.
Молодой человек, получив от отца свою часть наследия, решил жить самостоятельно и ушел из дома в «страну далече». Но вскоре оказался в беде, он познал на себе, что есть зло мира сего. Не буду пересказывать всю притчу, ее можно прочитать в Евангелии от Луки (гл. 15, 11‑32), она очень поучительная.

Читая это евангельское повествование, я вспомнил вопрос из книги Михаила Дымова «Дети пишут Богу» ученицы 2 класса Лены. Она, обращаясь к Богу, задаёт такой вопрос: «Почему в мире существует зло?»

Лена, ответ простой: потому что есть свобода. Люди и Ангелы сотворены Богом свободными, а это предполагает любой выбор. Зло – это неверный выбор. Зло – это действие, а не нечто, что обладает сущностью. Бог зла не творил, поэтому у зла нет сущности. Зло – это искажение добра, правды. Именно действие свободного существа в неправильную сторону – и есть зло. Поэтому святитель Василий Великий говорит, что зла не существует, разве что только в момент его совершения.

Человеку, по неразумию, может казаться, что, совершая некий злой поступок, он приобретает выгоду: удовлетворяет свою греховную страсть, к примеру, мстит кому-то и получает от этого внутреннее удовольствие. Но в первую очередь худое действие поражает того, кто его творит.

Кроме того, мы знаем, что не всё во власти стремящегося причинить зло – нанести какую-либо рану другому. В намерениях дурной человек свободен, а в реализации – ограничен Богом. Сердцеведец Господь может попустить злому человеку совершить своё черное намерение, а тому, на кого направлено злое действие, претерпеть это, а может и не попустить, отвести беду. Господь смотрит на ситуацию с точки зрения спасения «действующих лиц конфликта», а не сиюминутной пользы и нашей, земной справедливости.

Так же можно сказать, что человек ограничен и в реализации добра. Если он решил совершить нечто доброе в отношении другого, не факт, что задуманное дойдёт до претворения в жизнь. Бог может остановить совершение этих благих намерений, если они не будут полезны самому добротворцу или тому, кому он хотел оказать благодеяние. Поэтому Господь, как Провидец, может купировать планируемое доброе дело. Но Бог не только «дела приемлет», но «и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит», – как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове. А далее Господь смотрит по обстоятельствам, какая польза нам от того или иного действия.

В качестве иллюстрации приведу короткий рассказ иеромонаха Серафима Роуза, о том, как тонко подменяются иногда понятия о добре и зле. Он пишет: «У меня был разговор со случайным попутчиком в поезде, сообщившим мне, что он изучает русский язык. Этот американский юноша прошел в своих религиозных поисках целый ряд группировок и сект и не обнаружил ничего, кроме подделки и лицемерия. Вдруг он узнал, что в России люди страдают за веру. «Где страдания, – решил он, – там, наверное, и есть настоящая религия, а не фальшивка, как тут у нас в Америке». И вот, он взялся учить русский, чтобы отправиться в Россию и найти настоящих христиан. Можете себе представить, как поразили меня, священника Русской Церкви, его слова! Ведь он не имел понятия о Православии, ни разу не видел православной службы, не слышал православной проповеди. Мы долго говорили с ним о религии, и я убедился, что он был прав: не что иное как страдание способно дать начало подлинной вере, в то время как благополучие порождает фальшь».

Вроде бы все ясно: страдание – это плохо, благополучие – напротив, очень хорошо. Вот только это благополучие с какой «начинкой» внутри. Как бы не оказалось это сыр в мышеловке.

Другая школьница Света, она учится в 3 классе, задает Богу такой вопрос: «Как Ты думаешь, будет у нас нормальный мир или нет?»

Из заданного вопроса можно понять, что Света интересуется, наступит ли спокойная, без болезней и печали, вражды и ненависти жизнь на земле. Да, обязательно это будет, но только после Второго Пришествия Господа Иисуса Христа. До этого времени полного спокойствия и благоденствия быть не может. На земле Царствия Божьего нам никто не обещал, мы только можем молиться о нем и стремиться, чтобы оно было в нашем сердце.

Мы должны к земной жизни относиться очень ответственно, понимая, что время коротко, а успеть надо много. Это не значит, что когда-нибудь на земле воцарится абсолютный идеальный порядок как в раю. Да, Христос сказал, «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), но это Божье Царство человеку надо стяжать в своей душе. Там оно может быть. Даже – должно быть, несмотря на тот мировой беспорядок, в котором человек живет. Примером может служить преподобный Серафим Саровский. Он, живя на земле, мир стяжал, для него он наступил.

И для всех людей это осуществится тогда, когда в тех обстоятельствах, в которые человека поставляет Промыслитель Господь, он будет стараться действовать по Его заповедям, не грешить, не соблазняться на получение быстрого результата неправедным путём. Хорошее в жизни «быстро» никогда не было и не будет. Хорошее дело трудом достигается. Чтобы хорошо знать школьный предмет, надо трудиться; чтобы приготовить хорошее блюдо, надо трудиться; чтобы стать специалистом в любой отрасли, будь то токарь, врач, писатель или священник, надо трудиться, пройти сложный путь приобретения опыта, и путь этот длиною в жизнь.

Когда человек не просто скажет: «Вот я, Господи, весь перед Тобой. Распоряжайся мной, как считаешь нужным», но и глубоко воспримет такое устроение, он обретет Царство Бога внутри себя. Это станет возможным лишь в том случае, когда человека появится полное упование на своего Создателя в любой жизненной ситуации.

Здесь уместно вспомнить слова отца Серафима Роуза, наполненных искренностью: «Истинный кризис не вне, а внутри нас, и выбор таков: принять или отвергнуть Христа. Выберем ли мы Бога, единственно Сущего, или нашу самость, самих себя, которые ничто без Бога? Вот он – единственный выбор, стоящий перед нами. Наш век делает всё, чтобы мы забыли об этом, отказались решать этот вопрос, то есть фактически выбрали бы самость, пустоту и ад».

«Вечерняя Москва»


Статьи и выступления

01.03.2024 Митрополит Климент: Почему в мире существует зло
Сейчас мы проходим путь подготовки к Великому посту. Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне.

27.02.2024 Митрополит Климент: О человеке и книге
Современные дети, подростки, молодежь могут и должны идти по жизненному пути с хорошей книгой – помощником, советчиком, собеседником. Мы, взрослые, можем и должны помогать им в этом.

24.02.2024 Митрополит Климент: Подготовительные недели к Великому Посту

Не упустить драгоценное время, очистить свою душу слезами покаяния, умягчить ее любовью и милостью.

20.02.2024 Митрополит Климент: Молитва: от детства к зрелости
Научить ребенка словам молитвы, объяснить разницу между добротой и злостью – это и есть «пустить детей приходить к Богу».

16.02.2024 Митрополит Климент: Семья нуждается в бережном отношении
Семья имеет ключевое значение в жизни общества, и сегодня необходимо формировать в людях бережное отношение к семье как к сложному институту человеческих взаимоотношений.

13.02.2024 Митрополит Климент: О прибавлении разума
Ученик 3 класса Федя обращается к Богу с такой просьбой: «Можешь Ты мне дать ума и разума?»

09.02.2024 Митрополит Климент: Божественное испытание
В это воскресенье в храмах мы услышим евангельскую историю про одну ничем не приметную женщину, о которой вот уже почти два тысячелетия вспоминает Церковь.

07.02.2024 Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле
Статья митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви.

06.02.2024 Митрополит Климент: Одна из основных проблем современной семьи
2024 год в нашем государстве объявлен Годом семьи.

02.02.2024 Митрополит Климент: Докричаться до Бога
Священное Писание является частью Священного Предания Церкви. Предание это особое, отличается от всех иных тем, что содержит открытые Богом истины. Истины, необходимые для спасения людей, помогающие стать ближе к Создателю мира и каждого человека.

30.01.2024 Митрополит Климент: Немного о Достоевском
Думаю, вы помните, что не все современники смогли понять и оценить произведения Федора Михайловича Достоевского. Продолжается это и в наши дни.

26.01.2024 Митрополит Климент: Ходят ли в школу ангелы
Давно закончились новогодние и рождественские дни, школьники уже привычно утром спешат в школу.

23.01.2024 Митрополит Климент: Пространство русского литературного слова
Подлинное литературное слово по-прежнему имеет большое влияние на людей.

19.01.2024 Митрополит Климент: Куда нам двигаться
Недавно мы вступили в новый год, прославили Родившегося Христа, прошли Святки и уже праздник Богоявления.

16.01.2024 Митрополит Климент: «Тюмень – столица деревень»
На конкурсе изданий «Просвещение через книгу» в 2023 году было отмечено издание «Тюмень – столица деревень», состоящее из двух томов. Эти книги продолжают издание альманаха «Тобольск и вся Сибирь» фонда «Возрождение Тобольска».

12.01.2024 Митрополит Климент: Январские размышления
Пробежали зимние каникулы – дни, когда дети и взрослые имели больше времени, чтобы отдохнуть и заняться чем-то желанным и важным.

09.01.2024 Митрополит Климент: Святки. О чем пишут писатели
В эти дни народ радостно прославляет событие Рождества Христова. И это отобразилось в нашей литературе.

06.01.2024 Митрополит Климент: Проявить любовь к Господу Иисусу Христу
Поздравление читателей газеты «Вечерняя Москва» на праздник Рождества Христова

03.01.2024 Митрополит Климент: Рождество Христово – праздник возвращения в рай
7 января в Русской Православной Церкви празднуют Рождество Христово.

29.12.2023 Митрополит Климент: Новогодние пожелания
Время смены календарного года традиционно воспринимается большинством людей как некий рубеж и в жизни. 


Новости 1 - 20 из 881
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все
--

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru