Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Опыт преподавания спецкурса «Библиография» в Екатеринбургской духовной семинарии 19.11.2014

Опыт преподавания спецкурса «Библиография» в Екатеринбургской духовной семинарии

Доклад заведующей Сектором Учебной литературы Православного Информационно-библиотечного Центра Екатеринбургской Духовной семинарии Галины Глазковой.

В нашей стране накоплен богатейший опыт подготовки специалистов для библиотек. Сложилась стройная система библиотечно-библиографического образования, состоящая из довузовской подготовки, обучения в средних и высших учебных заведениях и послевузовского образования в системе повышения квалификации, а также и путем самообразования.

Основная образовательная программа, определенная Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Библиотековедение и библиография», предусматривает изучение студентами общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации.

В ведущих вузах культуры сформировались научные школы, передающие от одного поколения ученых другому лучшие традиции в сфере подготовки кадров для библиотечной работы. За это время значительно обогатилось содержание образования, накоплен солидный учебно-методический опыт преподавания специальных дисциплин, создан целый ряд учебников, учебных и методических пособий, программ, которые имеют несомненную научно-методическую ценность.

Таким образом, изучение специфики библиографического описания документа имеет свою методику, историю, и посвящение студентов Духовной семинарии в саму эту проблематику является, как нам кажется, актуальным и востребованным. Каждый студент за время обучения в семинарии пишет множество работ: от самого простого сочинения-эссе на 1 курсе, до выпускной дипломной (квалификационной) работы на 5 курсе. Естественно, для их создания студент должен владеть не только навыками грамотного описания того или иного печатного издания, но и разбираться в более тонких вопросах, о которых будет сказано несколько позже.

Дисциплина «Библиография» преподается в Екатеринбургской Духовной семинарии уже четырнадцатый год, поэтому во многом то, о чем говорится здесь, носит авторский характер.

В первую очередь хотелось бы сказать о цели изучения дисциплины и тех задачах, которые ставятся при ее освоении.

Целью дисциплины является приобщение учащихся к культуре индивидуальной работы с печатными источниками информации.

Первостепенной задачей является научить пользоваться библиотечными каталогами. При решении этой задачи студентам рассказывается о разновидностях каталогов и отличиях их друг от друга, а также студенты знакомятся с правилами пользования каталогами.

Студенты обучаются правильному составлению справочного аппарата для всех видов письменных работ. выполняемых обучающимися в течение всго периода Прививается навык работы с книгой для написания сочинений, курсовых работ, выпускной дипломной работы.

Курс, рассчитанный на 18 учебных часов, традиционно состоит из нескольких блоков – это лекции, практические занятия в аудитории с преподавателем, разнообразные самостоятельные и творческие задания по описанию книг и журналов для каталога, имеющие целью развитие творческого мышления и практических навыков у воспитанников семинарии.

Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов определенных компетенций, которые можно условно свести к тому, что студент должен знать, что он должен уметь и чем владеть.

В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен знать:

– историю книжности;

– виды библиотечных каталогов и принципы их составления;

– нормативные положения по оформлению библиографических описаний.

– составлять библиографические описания монографий, книг, брошюр;

– составлять аналитические описания статей;

– оформлять библиографические ссылки и списки в письменных работах.

– навыком пользования библиотечным каталогом;

– навыком обращения с книгой;

– навыком оформления письменных работ.

Охарактеризуем теоретическую часть курса ««Библиография», которая отражает восемь тем, излагающихся преподавателем в форме лекций.

Тема 1. Введение в предмет.

Цель и содержание курса. Понятие библиографии. Исторический экскурс.

В этой теме кратко рассказывается о предмете «Библиография» и делается исторический экскурс. Рассказывается о том, где и как впервые использовалась библиография, как работали в ранних монастырях монахи-библиотекари, где создавались книги и перепечатывались. Говорится о видах библиографий.

Тема 2. История книжной культуры.

На данной лекции рассказывается об истории восточно-христианской книги, книжной культуре Византии; о первых христианских библиотеках, которые обыкновенно устраивались при храмах и монастырях; о древнейших библиотеках-Ашшурбанипала, Константинопольской, Александрийской; о первых библиографических памятниках Древней Греции; о знаменитой «Библиотеке Фотия» IX в., включающей сведения о произведениях 168 авторов, начиная с Геродота.

Рассматриваются вопросы о книге в Древней Руси и русской старопечатной книге; о собраниях древних книг в России и местной коллекции рукописных и старопечатных книг, а также о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии.

Тема 3. Библиотечный каталог.

Данная тема предусматривает определение понятия «каталог», характеристику видов каталогов (алфавитного, систематического, электронного) и систематической картотеки статей; описание принципов устройства и правил пользования каталогами.

В рамках этого занятия проводится экскурсия по фондам библиотеки, в том числе по фонду редких книг, который составляет более 600 экз. Показываются редкие издания, такие, как Острожская Библия (Острог, печ. Иван Федоров, 12.08.1581. 20 628л. Каменева, Гусева, 3), Апостол (М., печ. Андроник Невежа. 04.07.1597. 20 318л. Зернова,13), Октоих Ч.II. (М., Печатный двор, 1683. 20 481 л. Зернова, 383), Кирилл Транквиллион. Евангелие Учительное (Рахманов, 1619. 20 501 л. Каменева, Гусева, 3) и другие.

Кроме экскурсии по семинарской библиотеке, во внеурочное время проводится учебная экскурсия в Областную библиотеку им. В. Г. Белинского.

Тема 4. Работа с книгой.

Структура книги. Справочный аппарат книги. Индивидуальная работа с книгой.

В лекции рассказывается о структуре книги и её элементах; студенты знакомятся с понятиями «обложка», «суперобложка», «форзац», «титульный лист», «оглавление», «предисловие» и др., что даёт полное представление о книге. Необходимо научить воспитанников пользоваться справочным аппаратом, находящимся непосредственно в самой книге.

Тема 5. Библиографическое описание.

Данной теме, в связи с определённой сложностью материала, отводится больше учебного времени по сравнению с другими темами. При раскрытии темы рассказывается об основных правилах описания источника, с которыми встречаются студенты при написании работ. О том, как описываются имена духовных лиц в церковной и научной традиции. Об особенностях заголовка индивидуального автора, о правилах оформления библиографических ссылок. Об оформлении электронного ресурса в курсовых и дипломных работах. Все эти темы раскрываются в процессе преподавания на уроке библиографии.

Тема 6. Аналитическое описание статей.

Основные правила. Схема и примеры аналитического описания.

В этой теме рассказывается о структуре аналитического библиографического описания: что входит в сведения составной части документа, в сведения документа, в которое помещена составная часть; расстановка необходимых знаков препинания при описании источника; имеющиеся отличия при описании статьи из многотомного издания или продолжающего издания и др.

Тема 7. Оформление письменных работ.

Правила оформления письменной работы (сочинения). Правила оформления курсовой работы.

Тема 8. Оформление выпускной дипломной работы.

Правила оформления библиографических ссылок. Правила оформления библиографического списка.

К дипломной работе подход более строгий. Воспитанники должны знать, с чего начинать писать работу, её структуру (введение, главы, заключение), оформление ссылок, виды ссылок; должны иметь представление о правилах оформления титульного листа, электронного ресурса, архивных материалов, составлять список использованной литературы и другие вопросы, касающиеся оформления дипломной работы.

Воспитанникам семинарии необходимо научиться составлять библиографические записи (извлекать из них необходимую информацию, особенно из интернета электронный ресурс), вести библиографический поиск, пользоваться справочными и библиографическими изданиями, карточными каталогами, картотеками и другими источниками поиска, в чем и видится главная польза и важность преподавания и освоения библиографии как учебного предмета.

Для студентов также проводятся тематические выставки с обзорами к определенным датам, например:

1. «Заповедь любви до конца исполнившии…» к 400-летию дома Романовых);

2. Выставка книг к конференции, посвященной «1025летию Крещения Руси»;

3. «Твоим огнем душа согрета» ко дню памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского и многие другие.

Данные мероприятия познавательны для воспитанников.

Таким образом, изучение библиографии является важной вспомогательной дисциплиной, которая дает студентам, как дневного, так и заочного отделений навыки научной работы, теоретические основы для организации деятельности приходской библиотеки. Важно знание библиографии для пастырей церкви и создания приходских библиотек, подбора кадров для библиотек прихода.

Список использованной литературы

1. Асмус Валентин, прот. Библиография / прот. Валентин Асмус // Православная энциклопедия. – 2002. – Т. 5. – Москва, 2002. - С. 73-89.

2. Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления. – Москва: ИПК изд – во стандартов, 2004. – 48 с.

3. Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления: издание офиц. – Москва: Стандартинформ, 2008.- 44с.

4. Библиографическое описание документа: методическое пособие по применению ГОСТа 7.1 – 84 / сост. мон. Елена (Хиловская). - Москва, 2001. – 26 с.

5. Денисевич М. Н. Дипломная работа: методика написания. Правила оформления. Порядок защиты / М.Н. Денисевич, О.Я. Пономарева. – Екатеринбург, 2004. – 78 с.

6. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация: методика написания, правила оформления и порядок защиты / Ф.А. Кузин. – Москва: «Ось – 89», 2006. – С. 97 – 104.

7. Методические рекомендации по составлению библиографического описания документа / сост. Г.В. Глазкова. – 2-е изд,, испр. и доп. - Екатеринбург: ЕПДС, 2012. – 48 с.

8. Рогожин М.Ю. Подготовка и защита письменных работ / М.Ю. Рогожин. – Москва: Изд – во РДЛ, 2001. – 240 с.

9. Российские правила каталогизации. – 2-е изд., испр.- Москва: «Пашков Дом», 2008. – 660 с.

10. Справочник библиографа / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – Санкт-Петербург: Профессия, 2002. – С.276 -335.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru