Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
К вопросу об истории библиографии (продолжение) 25.07.2013

К вопросу об истории библиографии (продолжение)

Предлагаем нашим читателям материалы, подготовленные заведующей библиотекой храма Преображения Господня в Богородском С.В. Андрюшиной в помощь сотрудникам приходских библиотек.

Прежде чем начать разговор об истории библиографии начала ХХ века, вернёмся немного назад, к последним десятилетиям века ХIХ[1].

Концу ХIХ века в России свойственен высокий рост книжной продукции и расширение книготорговой сети, особенно в провинции. Наряду с известнейшими, хорошо зарекомендовавшими себя, книготорговыми фирмами Глазуновых, Базунова, Исакова возникают крупные книготорговые предприятия М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса, И.Д. Сытина, А.С. Суворина. Появляются просветительские издательства К.Т. Солдатенкова, Ф.Ф. Павленкова, Л.Ф. Пантелеева и других, сыгравшие немалую роль в развитии русской культуры.[2] В начале ХХ в. создаётся московское религиозно-философское издательство «Путь». Оно было задумано его учредителями (Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Е.Н. Трубецким, В.Ф. Эрном) как орудие философской борьбы с материализмом и позитивизмом. Редакция связывала цели издательства с задачей «послужить в мысли и жизни всестороннему осуществлению христианского идеала», сделать православие активной силой в социальном и культурном обновлении.[3]

Интенсивное развитие книжного рынка стало возможным вследствие стремительного расширения круга читателей и рождения массового спроса на произведения печати. Общее число возможных читателей на конец ХIХ в. Н.А. Рубакин определял в 40–45 млн.человек.[4] Эта цифра в дальнейшем стремительно увеличивалась. Рост грамотности вызвал в конце 90-х годов интенсивное распространение народных библиотек-читален. Темп роста библиотек иногда превышал число ежегодно открываемых школ. Так, в Ярославской губернии в 1891 г. не было ни одной библиотеки, а в 1903 г. их было уже 100; во Владимирской губернии в 1895 г. число библиотек не превышало 7, в 1903 г. их насчитывалось 150. И так повсеместно.

В 1890г. по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и при участии министра внутренних дел Д.А. Толстого издаются «Правила о бесплатных народных читальнях и о порядке надзора за ними», которые определяют и регламентируют книжный состав народных и школьных библиотек. После революционных событий 1905–07 гг. в стране наблюдается рост изданий религиозной, монархической, проправительственной литературы. В 1910 г. создаётся Всероссийский национальный клуб, который инициирует издание «охранительной» литературы и рассылает её по народным школам и библиотекам. В связи с 300-летним юбилеем Дома Романовых в 1913г. при посредничестве Национального клуба было издано свыше 4 млн. экземпляров книг, посвящённых этой дате.

Конкуренция между книготорговцами побуждает дальнейшее развитие книготорговой библиографии: в целях рекламы печатаются каталоги издаваемого ассортимента, специальные библиографические журналы и сборники. Для составления книготорговых каталогов владельцы фирм приглашают известнейших библиографов своего времени. Так, И.И. Глазунов поручает составление каталога библиографу и историку литературы П.А. Ефремову. А.Ф. Базунов привлекает к работе видного библиографа В.И. Межова. И если каталог Ефремова можно назвать выдающимся научно-библиографическим трудом, отличающимся полнотой и точностью, то работа Межова блещет оригинальными выдумками: впервые в книготорговый каталог включаются указания на рецензии и критические статьи на книги, помещённые в нём.

Однако к 90-м годам ХIХ в. значение универсальной книготорговой библиографии снижается. При том росте книжной продукции, которая наблюдается в это время, ни одна торговая фирма не могла охватить её полностью. Появляются специализированные издательства: К.Л. Риккера (медицина и естественные науки), А.Ф. Девриена (сельскохозяйственная литература, прекрасно иллюстрированные издания по естествознанию и географии, книги для детей). Каталоги этих издательств становятся отраслевыми.

Из крупных отраслевых библиографических работ следует назвать капитальный труд В.И. Межова «Крестьянский вопрос в России», охвативший литературу за целое столетие и его же, можно сказать, грандиозное издание «Русская историческая библиография за 1865–1876 гг.» в 8-ми томах (1882–1890). Помимо этого, Межов в течение более двадцати лет издавал ежегодники «Литература русской географии, этнографии и статистики». Потрудился В.И. Межов и на ниве краеведческой библиографии. В 1891–1892 гг. им был подготовлен трёхтомник «Сибирская библиография» Издание его осуществил крупнейший золотопромышленник И.М. Сибиряков. Из краеведческих работ Межова можно также упомянуть трёхтомный систематический и алфавитный указатели к «Туркестанскому сборнику», «Библиографический указатель книг и журнальных статей, относящихся до Южнорусского края за 1858–1860 годы».

Современному человеку, вероятно, трудно себе представить, как это возможно, располагая лишь пером и чернильницей, просматривать массу всевозможных изданий, делать подробные выписки, а потом всё это самостоятельно обрабатывать, приводить в соответствующий порядок, готовить рукописи к изданию, читать гранки, править и т. д. Надо также учитывать и то, что вышеупоминаемые работы Межова весьма объёмны, а, следовательно, чрезвычайно трудоёмки.[5]

Уделив некоторое внимание книготорговой, ретроспективной, краеведческой и отраслевой библиографии, обратимся к рекомендательной библиографии начала ХХ в.

События 1905–07гг. вызвали серьёзную тревогу в правительственном лагере за состояние души и ума русского народа. В церковной прессе («Странник», «Вера и разум», «Колокол». «Церковные ведомости», «Душеполезное чтение». «Православный собеседник» и др.) публикуются статьи, направленные против социалистических идей. Там же появляются и библиографические обзоры с критикой социализма. Особенно активен был известный церковный историк и богослов А.А. Бронзов, опубликовавший ряд списков литературы, «обличающей социализм». Так, в библиографическом обзоре «Против социализма» (1911) он рассмотрел около 150 книг и журнальных статей, призывая священников, в основном сельских, вести упорную, непримиримую борьбу с социалистическими идеями.

В «Саратовском духовном вестнике» за 1907 г. некто О.Е.В. опубликовал «Указатель книг и статей в богословской литературе по вопросу о социализме», обращённый к «блюстителям веры и благочестия», дабы те не были «безучастными зрителями распространения социализма».[6]

Хотелось бы обратить внимание на еженедельное издание Киевской духовной семинарии «Руководство для сельских пастырей» (1860–1917). Здесь публиковались подробные библиографические обзоры и рецензии на новые книги. Сельских священников знакомили не только с проповеднической и богословской книгой, но и анализировали состояние светской литературы, обращали внимание на фольклорные и этнографические темы. Вот некоторый перечень обзоров, публиковавшихся в «Руководстве»: «Понятие некоторых современных публицистов о религии», «Взгляды светской литературы на духовенство», «Типы пастыря Церкви в произведениях наших беллетристов» и пр. На страницах еженедельника разбирались произведения Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького и мн.др., рецензировались очерки С.Максимова «Бродячая Русь», сборник украинских заклинаний П.Ефименко, работа И.Калинникова «Церковно-народный месяцеслов на Руси». Надо отметить, что рубрику «Проповедническое обозрение» в издании вёл писатель, в прошлом воспитанник Киевской духовной академии, Г.О. Булашев, а «Обозрение духовной журналистики» библиограф, скрывший своё имя под литерой Z. В качестве приложения к «Руководству» с 1886 г. издавался «Богословский библиографический листок». Было издано также два указателя статей за 1860–69 гг. и 1870–81гг.

К концу ХIХ в., отмечают историки, состояние текущей государственной библиографической регистрации находилось в неудовлетворительном состоянии. Научная и библиографическая общественность поднимала вопрос о необходимости реформы текущей государственной регистрации. В 1900 г. при Академии наук была образована комиссия по упорядочению регистрации произведений печати. Но лишь в июле 1907г. Главное управление по делам печати начало издавать «Книжную летопись» – еженедельный орган текущей государственной библиографии. Редактировал журнал библиограф А.Д. Торопов. В задачу «Книжной летописи» входили следующие направления библиографической деятельности: 1. Текущий библиографический учёт книг и периодических изданий, выходящих на территории Российской империи;

2. Регистрация иностранных книг, имевших отношение к России и напечатанных за её пределами (Rossica); 3. Учёт изданий на славянских языках (Slavica); 4. Роспись журналов, газет и рецензий в разделе

«Летопись периодических изданий».

Торопов был хорошо знаком с состоянием библиографического дела за рубежом. Представляя издание «Книжной летописи», он отмечал, что образцовая немецкая библиография уступает русской как в полноте регистрации выходящих изданий, так и тщательности их описания. «Книжная летопись» получила весьма положительную оценку на высочайшем государственном уровне. Начальник Главного управления по делам печати А.В. Бельгардт, вручая Государю Николаю Александровичу первый том «Книжной летописи», подчеркнул, что «это издание является первым полным библиографическим журналом в России», что было одобрительно воспринято высочайшей особой.[7]

Более всех осознали достоинства «Книжной летописи» сами библиографы. К.Н. Дерунов выразил мнение многих своих современников, назвав «Книжную летопись» «самым ценным приобретением русской новейшей (с конца 70-х годов) специальной журналистики и всей библиографии нашей вообще».[8] С её появлением была создана база для составления многих библиографических работ — общих и специальных ежегодников (И.В. Владиславлева, Е.М. Чарнолусской и др.), списков новинок специальной литературы, текущей библиографии второй степени.

Рост книжной продукции выдвинул в очередной раз задачу создания репертуара русской книги, который бы продолжил «Опыт российской библиографии» В.С. Сопикова. С 1889 по 1917 г. созданием репертуара русской книги занималось Русское библиографическое общество. Было составлено около 300 тыс. записей, но работа осталась незавершённой. Одновременно над репертуаром русской книги работал С.А. Венгеров, известный историк литературы и библиограф. На основе созданной им картотеки русских книг (около 250 тыс. карточек) Венгеров начал выпускать указатель «Русские книги» за период с 1708 по 1893 г. Указатель издавался на средства красноярского купца-мецената Г.В. Юдина. Вышло 30 выпусков, которые составили 3 тома. В 1898 г. издание прекратилось на слове «Вавилов».

Для начала ХХ в. характерны в основном индивидуальные попытки создания репертуара русской книги. Книгопродавец и библиограф Н.Г. Мартынов к 1901 г. насчитал восемь неудачных попыток создания перечня всех русских книг, тем не менее идея исчерпывающей библиографии не теряла своей притягательной силы и продолжала манить многих библиографов. Чаще всего это объяснялось полным неведением или слабым представлением о действительном объёме и сложности предпринимаемого труда. По-видимому, никто в то время не мог представить истинной величины библиографического репертуара. Так, Б.С. Боднарский признавался: «Мы не только не имеем полной библиографии русских книг, – мы даже не знаем, сколько их у нас вышло приблизительно: миллион или 500000, или 200...».[9] И всё же за составление каталога всех русских книг брались не только известные учёные, библиографы, но и отрезанные от крупных книжных фондов провинциальные одиночки, такие как саратовский библиограф А.А. Лебедев.

Книгоиздатель Мартынов неоднократно обращался к библиографам и издателям с просьбой объединить свои усилия в работе над репертуаром русской книги. В 1904г. он писал в «Книжном вестнике»: «Если бы все эти труды и средства при полном согласии можно было бы сгруппировать, то, нам кажется, их с избытком хватило бы для выполнения такого грандиозного дела, как издание полного каталога».[10]

Поиски пути коллективного выполнения задачи, можно сказать, государственного значения привели к организации Московского библиографического кружка, который в 1900г. был преобразован в Русское библиографическое общество при Московском университете. В то же время Н.М. Лисовский считал, что проблему создания каталога всех русских книг возможно будет решить при поддержке какого-либо учреждения и искал её в Русском обществе деятелей печатного дела. Венгеров пришёл к идее создания специального Литературно-библиографического института. В Петербурге по инициативе А.М. Ловягина в 1899г. было учреждено Русское библиологическое общество. Аналогичные общества возникали и в провинции, привлекая таким образом внимание к проблемам отечественной библиографии.[11]

Русское библиографическое общество, помимо решения задачи создания полного репертуара отечественных книг, занималось также вопросами теории и организации библиографии, в частности упорядочением государственной регистрации, совершенствованием десятичной классификации, разработкой инструкции по книгоописанию (единообразных правил описания книг и статей) и т.д.. Кроме того, Общество издавало с 1913 г. журнал «Библиографические известия», ставший предтечей журнала нового времени «Советская библиография» (в настоящее время «Библиография»).

Колоссальный вклад в развитие книжного дела вообще и библиографии в частности внёс Н.А. Рубакин (1862–1946). Это был человек поистине энциклопедических интересов. Он изучал состояние русского книжного дела на рубеже ХIХ—ХХ вв., собирал материалы для его истории, занимался статистикой книжного обращения и чтения, теорией и практикой библиотечного дела, постановкой самообразования и его руководством, анализом читательских интересов, рекомендательной библиографией и ещё многими проблемами, связанными с книгами. Именно он ввёл в обиход библиотекарей и библиографов понятия «книжное ядро», «рекомендательная библиография», им впервые в практике изучения чтения использовались социологические и психологические методы исследования. Если подходить к научному творчеству Рубакина с современных позиций, то можно сказать, что он заменил собой целый научно-исследовательский институт. В предыдущем материале уже упоминался его библиографический труд «Среди книг» (1911–1915). Дополнительно можно назвать следующие работы: «Практика самообразования», «Этюды о русской читающей публике», «Психология читателя и книги», «Что такое библиологическая психология» и пр. При этом он вёл обширную переписку. Находясь с 1907 г. в эмиграции, Рубакин поддерживал постоянный контакт с Россией. Ему писали не только учёные и образованные люди, но и представители других социальных слоёв. Ведь его книгами зачитывались, почти как романами. И на все возникавшие у читателей вопросы он старался ответить, дать конкретный совет. В своих «Автобиографических заметках» Н.А. Рубакин писал, что всю свою жизнь он посвятил борьбе с гнуснейшим видом неравенства — неравенством образования. Для этой борьбы он избрал девиз - «Да здравствует книга, могущественнейшее орудие борьбы за истину и справедливость».[12]

Широкий интерес к библиографии показал необходимость подготовки профессиональных специалистов в данной области. При Петербургском (1906) и Московском (1907) университетах создаются студенческие библиографические кружки. Петербургское общество библиотековедения в 1906г. поднимает вопрос об учреждении при университетах кафедр библиотековедения и библиографии. Аналогичное решение принимает и Всероссийский съезд по библиотечному делу (1911). Однако только в 1913 г. Н.М. Лисовский начал читать лекции по книговедению на кафедре русской словесности филологического факультета Петербургского университета. С 1916г. параллельно Лисовский преподаёт тот же курс в Московском университете. Лекции по библиотековедению и библиографии с 1913г. стали читать также и на годичных курсах библиотекарей при Московском народном университете им. А.Л.Шанявского. [13]

Однако по-настоящему профессиональная подготовка библиотекарей-библиографов началась лишь в 1930 г., когда был создан Московский библиотечный институт. Несмотря на идеологические издержки, советский период, включивший в себя почти весь ХХ век, многое дал для развития библиотечно-библиографического дела в стране. Это касается и вопросов практической деятельности, и теоретических разработок. Отечественная библиография прошла ряд этапов своего развития: от любительско-филологического (ХIХ — нач.ХХ в.) до информационно-технологического (конец ХХ в.). 30-60-е годы ХХ в. дали возможность успешно развиваться истории библиографии. Как ни странно, считалось, что именно эта область относительно свободна от директивного давления партруководства, хотя без ссылок на классиков марксизма-ленинизма не обходилась ни одна работа. История библиографии подарила нам таких учёных, как Н.В. Здобнов, Е.И. Шамурин, К.Р. Симон, М.В. Машкова и др., по учебникам которых училось не одно поколение студентов. 70-90-е годы — это время теоретического осмысления библиографического опыта и появления новых имён учёных-библиографоведов, таких как А.И. Барсук, О.П. Коршунов. В.А. Фокеев, А.В. Соколов, Э.К. Беспалова, А.А. Гречихин, Н.А. Сляднева, Л.В. Астахова...[14] Хотелось бы только, чтобы, развивая теоретические воззрения на библиографию и осмысливая новые информационные ресурсы, наши учёные не забывали о библиографах-практиках, чтобы те не стали в скором времени таким же анахронизмом, как античные библиографы-переписчики книг.



[1] Большинство существующих монографий, учебных пособий по истории библиографии начала ХХ в. было подготовлено во времена идеологического диктата, да и исследования, проведённые позднее, очень много внимания уделяют революционной, большевистской печати, при этом весьма критичны к так называемой «охранительной» литературе. В связи с этим приходится довольствоваться буквально крохами, рассыпанными по отдельным источникам или интернет-сайтам, чтобы дать более или менее объективную картину состояния библиографической деятельности в России к.ХIХ-нач.ХХвв.

[2] Одним из таких провинциальных издателей-просветителей был И.А.Голышев (1838-1897), выходец из мстёрских крепостных крестьян; член Императорских обществ истории и древностей российских (Моск.ун-та и Археолог.о-ва), получивший за свои труды звание почётного потомственного гражданина и удостоенный орденов Станислава и Анны 2-й степени. Открыв вначале в cлободе Мстёра литографию (1858), печатавшую лубочные картинки, он вскоре стал издавать народные иллюстрированные книжки с произведениями Крылова, Пушкина, Кольцова, Некрасова. Сам Голышев написал более 500 статей по археологии, этнографии, иконографии, на свои средства издал 9 альбомов по археологии, 19 книг и брошюр, организовал во Мстёре общедоступную библиотеку и открыл там же воскресную иконописную школу. Он умер внезапно в 58 лет, работая над очередным альбомом по археологии «Рукописная повесть о видении Космы игумена 1688 года.».

[3] См. сайт РГИУ — Русская философия истории.

[4] См.: Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ века. - М., 1969. - С. 19.

[5] Работая в РГБ, я застала время, когда в генеральном алфавитном каталоге размещался целый каталожный ряд, включавший издания Библиотеки Румянцевского музея, расписанные «во времена оны». Это были карточки из тонкого жёлтого картона, каллиграфически заполненные чёрными чернилами. Судя по разнице в почерках, каталог вёлся разными людьми. Библиографам ХIХ века приходилось, чаще всего, самим вести множество подобных картотек или каталогов и ориентироваться в них, надеясь лишь на свою память, при подготовке отдельных библиографических работ.

[6] Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ века. - М., 1969. - С. 183-184.

[7] Гречихин А.А. Общая библиография - М., 2000. - Гл. 7.1 Государственная библиография.

[8] Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ века. - М., 1969. - С.53.

[9] Машкова М.В. История русской бибилографии начала ХХ века. - М., 1969. - С. 72.

[10] Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ века. - М., 1969. - С. 76.

[11] Библиография: Общий курс. - М., 1981. - С. 180-181.

[12] Машкова М.В. История русской библиографии начала ХХ века. - М., 1969. - С. 184.

[13] Библиография: Общий курс. - М., 1981. - С. 183.

[14] См.: Справочник библиографа. - Спб., 2006. - С. 14-24.


Приход. 2011 № 6




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru