Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Юрий Лощиц: "Школьные программы должны быть предельно консервативны.." 22.05.2013

Юрий Лощиц: "Школьные программы должны быть предельно консервативны.."

Юрий Михайлович, если бы в этом году Вы делали свой выбор только как член Совета экспертов, не входя в число номинантов Патриаршей литературной премии, за кого Вы отдали бы свой голос?

Я бы свой выбор остановил на Станиславе Куняеве.

Как Вы оцениваете современную русскую литературу? Часто говорят, что она стала более низкого качества по сравнению с предыдущими периодами, так ли это?

Если говорить о собственно литературе, то она, на мой взгляд, не стала ниже качеством. Другое дело, что она обросла громадным валом подделок под литературу. То, чем завалены прилавки магазинов и киоски, – это даже не беллетристика. Это нечто ширпотребное, продукт технического «внедрения» в литературу извне, результат давления на литературный процесс извне.

Читатель здесь – величина вынужденно пассивная, его принуждают к восприятию этого псевдолитературного вала. Похожая ситуация и на телевидении.

Говорят, что таковы потребности и интересы читателей, зрителей, но это неверно. У нас по всей стране существуют клубы любителей поэзии. Существует читательский интерес, который будет существовать и дальше. Книга Станислава и Сергея Куняевых о Есенине вышла огромным тиражом. Россию невозможно оставить без Есенина, без других настоящих поэтов. Но всё подлинное стало искусственно вытесняться.

В течение последних 20–25 лет буквально рухнула критика как громадная и необходимая область литературного процесса. Критические обзоры почти исчезли. Владимир Бондаренко – один из лучших оставшихся критиков. Но в одиночку критика не делается. Критика – целый «ансамбль». Писателю, и опытному, и начинающему, нужны рецензии, отзывы на книги.

Кого из авторов последних десятилетий можно назвать настоящими писателями и поэтами?

Мои предпочтения старые: Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Лихоносов и ряд других писателей этого направления. В поэзии – Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, Николай Тряпкин.

К сожалению, эти имена искусственно вытесняются из литературы, из школьных программ… Ещё больше вытеснен Анатолий Передреев. Это наш Баратынский XX века, но его почти никто не знает.

Я человек старшего поколения. Нам преподавали и русскую, и советскую классику, которая остается классикой и по сей день, какие бы ярлыки ни навешивались на неё. «Тихий Дон» навсегда останется «Тихим Доном». Мы выходили к нему через «Поднятую целину». «Тихий Дон» – фантастическое по своей мощи произведение, подобного не было со времен «Слова о полку Игореве», и не уверен, что появится в обозримом будущем.

Из поэзии тех лет хочу отметить в первую очередь «Василия Теркина» Александра Твардовского и стихи Алексея Фатьянова. Песни на его слова могли целые годы звучать в эфире и не надоедать. Они убедительно, достоверно свидетельствуют о русском человеке времен Великой Отечественной войны.

Следует ли часто переписывать школьные или вузовские программы по литературе?

Не следует. Школьные программы должны быть предельно консервативны. Новейшие авторы могут пока и «отсиживаться» в ожидании.

Нужно подробно вчитываться в «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку», в рассказы Чехова. Например, «Студент». Многие ли помнят его содержание? А это любимый рассказ самого Чехова, Бунина и Толстого.

Необязательно вводить в программу всё творчество, даже произведение полностью не всегда обязательно. Можно представить, что когда-то «Герой нашего времени» не будет изучаться полностью, но «Тамань» должна быть прочитана подробно. Читать «Старосветских помещиков», «Шинель» Гоголя необходимо. Это живые нервы литературы XIX века. Литература обратилась к человеку неизвестному, забываемому, пробудила к нему сострадание, уважение. Это великий христианский поступок со стороны русских писателей XIX века. Сострадательное отношение к человеку сделало внутреннюю сущность нашей литературы христианской.

Из своих книг какую любите больше всего?

Больше всего я дорожу своими стихами, которые пишу со студенческих времен и которые почти не печатали до 1990 года. В 1990 году вышел первый сборник, потом ещё два. Стихи меня очень поддерживают, и я считаю, что это самое главное, самое сущностное в том, что я пишу.

Беседовала Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru