Издательский Совет Русской Православной Церкви: Геннадий Красников: "Со словом нельзя играть..."

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Геннадий Красников: "Со словом нельзя играть..." 13.05.2013

Геннадий Красников: "Со словом нельзя играть..."

На вопросы редактора сайта ответил номинант Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2013 года поэт Геннадий Николаевич Красников.


Кто такой поэт? Что отличает его от просто человека, умеющего "писать в рифму"?

Поэт – это тот, кто тайное (скрытое, сокрытое) делает явным (открытым, явленным для других), а явное (обыденное, примелькавшееся, казалось бы, обычное) – тайным, чудесным, прекрасным. Как сказано в стихотворении Афанасия Фета: «Этот листок, что иссох и свалился, Золотом вечным горит в песнопенье…» Но для этого, разумеется, нужен талант, дар Божий, чувство слова, культура, умение внутренним зрением и слухом проникать за край, в посюстороннее, в горнее и дольнее. А «просто умеющий писать в рифму» – всё прекрасное, чудесное превращает в обыденное, в банальность, в элементарное. Со словом нельзя играть, потому что как мы знаем Слово было в начале, у Первого Творца и Художника мира…


Поэту сегодня сложнее "пробиться" к своему читателю, чем прозаику? Насколько современники интересуются поэзией?

Поэту всегда было сложно «пробиться» к читателю, поскольку поэзия не принадлежит к «лёгкому» виду искусства. Пушкин, Боратынский, Лермонтов, Тютчев… (ряд можно продолжать), равновелики Моцарту, Бетховену, Шуберту… А круг ценителей сложной классической музыки (как мы знаем) – очень узок. Тем более что в наше время, как говорит мой друг – прекрасный поэт и бывший лётчик-штурман Григорий Калюжный: «эфир забит» всякой мерзостью, в нём невозможно расслышать не только истинно прекрасное, но и предупреждения об опасности… А поэзия, имея пророческое начало в своей основе (вспомним: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли!..»), – предупреждает о таких опасностях (у Новеллы Матвеевой есть даже стихотворение «Штормовое предупреждение»), но в захламлённом, загаженном эфире (телевидения, радио, масскультуры), – никто не слышит одиноких голосов, вопиющих в пустыне…


Каких трёх русских поэтов Вы считаете самыми гениальными? Какие их стихи особенно любите?

Самый гениальный поэт для меня – это наш народ, создатель удивительного по глубине, поэтичности и точности, «великого и могучего» языка, без которого не было бы ни автора «Слова о полку Игореве», ни Пушкина, ни Есенина… Откройте словарь Владимира Даля, его же собрание русских пословиц – и вы увидите, какие неисчерпаемые россыпи живописных поэтических озарений, сколько мудрости, нравственной красоты, художественного гения, величайшей философии хранится там, в нашей драгоценной национальной кладовой …

И, разумеется, ни один русский человек, любящий Россию, не может пройти мимо Александра Сергеевича Пушкина. Его гениальное стихотворение «Пророк» с исповедальным стремлением к горним высотам – («Духовной жаждою томим…»), – не имеет равных себе во всей мировой культуре. Эти стихи - завет каждому русскому писателю на все времена… И потрясающие по современному звучанию пророческие пушкинские стихи «Клеветникам России». Если помнить, какие над Россией вьются «бесы разны» (снова – пушкинское!), то почувствуешь живую энергию каждого слова Александра Сергеевича, который и сегодня не оставляет нас своим участием в духовной битве с врагами Отечества…

И ещё одно имя становится сегодня особенно актуальным для современной культуры России. Это имя поэта и воина, офицера, Георгиевского кавалера, – Николая Гумилёва. Как в Есенине прервалась крестьянская линия исторической России, так с гибелью Гумилёва прервался вектор подлинно европейского (национально ориентированного!) пути России в двадцатом веке. Все его стихи периода Первой Мировой войны – мощные, мужественные, пронизанные любовью к Родине, - стали предвестниками будущей поэзии фронтового поколения, участников Великой Отечественной войны.


Кого из современных авторов Вы считаете наиболее талантливыми?

Как составитель нескольких поэтических антологий, в том числе таких как «Русская поэзия. ХХ век», «Русская поэзия. ХХI век», могу с определённостью сказать, что современная русская поэзия (весь двадцатый век и начало третьего тысячелетия) – одна из самых сильных и эстетически разнообразных в мире. Среди нас и сегодня живут и работают истинные классики, назову хотя бы замечательные имена Новеллы Матвеевой, Владимира Кострова, Юнны Мориц, Глеба Горбовского, Игоря Шкляревского…


Какие из Ваших произведений Вам наиболее дороги и почему?

Я – автор нескольких книг стихотворений (последний по времени сборник «Кто с любовью придёт…»), двух книг литературной эссеистики («Роковая зацепка за жизнь Или в поисках утраченного Неба» и «В минуты роковые. Культура в зеркале русской истории»)…Все перечисленные книги очень важны для меня как некий внутренний путь, как поиск ответов на сложнейшие нравственные, философские, духовные вопросы, с которыми сталкивается современный человек, которые не дают мне покоя. В том же ряду стоят составленные мною книги, мои авторские антологии. Самая дорогая и самая главная из них – только что вышедшая антология «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!.. Классики и современники о русском языке». Не боюсь показаться нескромным, но считаю, что это, быть может, вообще самая главная книга из всех, какие выходили в последние годы в России. Поскольку в этом почти тысячестраничном томе собраны четыре века русской поэзии, прозы, публицистики, педагогической, философской, богословской, филологической мысли о русском языке, в защиту русского языка, в защиту русского образования в современных разрушительных условиях, когда со всем основанием мы говорим «Отечество Пушкина в опасности!..». Ещё Ломоносов начал эту великую традицию защиту родной речи в свойственной для него яркой поэтической манере: «Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота», а вначале ХХ века Николай Гумилёв напомнил об ответственности перед духовной основой русской культуры:

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна

Сказано, что слово это Бог.

Именно сегодня, когда проблема языка выходит на уровень национальной безопасности, четыре века отечественной мысли, представленные в этой антологии, стали интеллектуальным стимулом и подспорьем для всех, кто любит Россию, в борьбе за спасение и сохранения родной речи, нашего национального культурного и духовного достояния…


Беседовала Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru