Издательский Совет Русской Православной Церкви: Изучение подвига новомучеников и исповедников земли Рязанской по архивным и иным источникам на примере написания патерика «Моя жизнь – Христос, и смерть – приобретение…»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Изучение подвига новомучеников и исповедников земли Рязанской по архивным и иным источникам на примере написания патерика «Моя жизнь – Христос, и смерть – приобретение…» 01.02.2013

Изучение подвига новомучеников и исповедников земли Рязанской по архивным и иным источникам на примере написания патерика «Моя жизнь – Христос, и смерть – приобретение…»

Доклад ответственного редактора Издательского совета и секретаря Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии, преподавателя Рязанской духовной семинарии, заслуженного работника культуры РФ, члена Союза журналистов России монахини Мелетии (Панковой) на конференции «Подвиг новомучеников и исповедников Российских в современной исторической литературе».

Имена новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия все ярче сияют в истории Русской Православной Церкви, время все в большей степени показывает последующим поколениям значимость их подвига в условиях невероятного размаха зла, обрушившегося на Россию в ХХ веке. Российские новомученики проливали кровь и отдавали жизнь ради Бога, ради ближних.

Трагические события десятилетий, связанных с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными богоборческим государством против Русской Православной Церкви – часть истории самой России. Церковная история здесь настолько тесно переплетена со светской, что уже стала одним целым.

Новые святые нашей Церкви – новомученики – своим подвигом исповедничества прославили имя Христово. Но для современного поколения это уже другая эпоха. И потому почитание новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых иных веков, только через изучение их подвига, через распространение знаний о них, о времени их земного пребывания.

В Рязанской митрополии (ранее – епархии) церковно-историческая научная работа в этом направлении велась и ведется в рамках епархиального Историко-архивного отдела и Комиссии по канонизации Рязанских святых.

Начало нашей работы по сохранению памяти новомучеников и исповедников Российских XX века связано с решением Священного Синода от 10 – 11 апреля 1989 г. об учреждении Комиссии по изучению материалов о репрессированных духовных лицах и мирянах Русской Православной Церкви. В связи с этим, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова; с 2000 г. – митрополита), был поставлен вопрос о реабилитации, а затем и возможном прославлении особо почитаемого рязанцами архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия (Масловского), управлявшего кафедрой в тяжелые годы гонений в 1928–1936 гг., много раз репрессированного, в 1937 г. расстрелянного в Томске на горе Каштачной (на этом памятном месте был водружен Поклонный крест, а ныне возводится храм).

Результатом проведенной работы в 1993 г. стало прославление священномученика Иувеналия в Соборе Рязанских святых как местночтимого (постановление епархиальной Комиссии по прославлению святителя Иувеналия от 7 июня 1993 г.). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прославление священномученика состоялось 23 июня 1993 г., в день памяти обретения честных мощей святителя Василия, Рязанского чудотворца, и Собора Рязанских святых, в кафедральном Успенском соборе в Рязанском кремле. Возглавил его митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

Наши исследования по новомученикам и исповедникам Рязанским на новом качественном уровне начались в начале 1990-х гг., когда, благодаря крушению советской империи, «открылись» прежде закрытые для историков архивные фонды, стали доступны многие документальные материалы о гонениях на Церковь. По-новому предстала та, с трудом передаваемая, страшная реальность, в которой жили и совершали свой мученический подвиг во имя Христа новые святые Его Церкви. Уже тогда Рязанская епархия начала работать по выявлению документов советского периода в тесном содружестве с Государственным архивом Рязанской области. Кроме того, тогда мы также начали работу по сбору материалов о жизни и подвигах репрессированных и от родственников и тех немногих живых свидетелей, кто помнил те трудные годы (необходимо подчеркнуть, что в советские годы эти люди – родственники «врагов народа» – испытывали определенный страх, недоверие по отношению к окружающим, скрывали то немногое памятное, что у них оставалось от дедов, родителей; ведь часто и сами они, в 1980–90-е уже пожилые люди, в детстве прошли через ужасы репрессий).

В течение 1990-х гг. нами были собраны материалы, подготовлены жития новомучеников и исповедников XX века (более 200 имен) и предоставлены в Синодальную комиссию по прославлению. Материалы на 54 новомученика и исповедника были приняты, и они были причислены к лику святых по представлению от Рязанской епархии.

На Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в г. Москве 13 – 16 августа 2000 года, в деянии о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века, в пункте 15 говорится: «…продолжить сбор и изучение преданий и мученических актов о свидетелях веры XX века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских».

Рязанской епархией было подписано соглашение от 16 ноября 2000 г. с Управлением ФСБ по Рязанской области о предоставлении копий следственных дел репрессированных. В связи с вышеизложенным определением митрополита Симона (Новикова) за № 68 от 12 февраля 2002 года в Рязанской епархии был создан Историко-архивный отдел. Создание отдела помогло организационно оформить научно-исследовательские работы по истории Русской Православной Церкви XX в. Приоритетными для нас стали изучение, подготовка и предоставление в Синодальную комиссию по канонизации святых жизнеописаний и всех необходимых документов, удостоверяющих возможность канонизации новомучеников, исповедников, а также подвижников веры и благочестия. Следует отметить, что большая часть имен репрессированных за веру была получена именно из архивно-следственных дел репрессированных и из расстрельных списков.

Указом архиепископа Рязанского и Касимовского Павла за № 947 от 8 июня 2004 г. была учреждена Комиссия по канонизации святых Рязанской епархии.

Церковно-исторические исследования эпохи гонений XX в. предполагали тогда, в первую очередь, сбор и обобщение прежде недоступной или малодоступной информации. Необходимы были знание основ архивного дела и владение методикой работы с источниками, каковыми являются: материалы следственных дел[1]; фонды государственных архивов; личные фонды, семейные собрания документов с их письмами, мемуарами и воспоминаниями; советская периодика и приведенная в ней статистика и отчетность, а также многое-многое другое.

Кроме того, для работы с документами по истории Церкви обычной квалификации просто историка недостаточно – как правило, требуется знание церковной истории и церковной жизни, а также определенный кругозор в таких богословских предметах, как догматика, литургика, каноническое право, Священное Писание и т.д.. Без знания реалий церковной жизни правильная интерпретация фактов, отделение правды от неизбежных ошибок и искажений невозможно.

Владыка Павел, учитывая все это, включил в данные структуры людей, имеющих богословское образование, профессиональных историков, архивистов. Историко-архивный отдел и Комиссию по канонизации святых Рязанской митрополии возглавляет отец Иоаким (Заякин), настоятель Крестовоздвиженской монашеской общины, духовник и благочинный Касимовской епархии, архивист; секретарь Комиссии – монахиня Мелетия (Панкова), историк, искусствовед, заслуженный работник культуры РФ; члены Комиссии – игумен Серафим (Питерский), имеющий кроме духовного образования филологическое; протоиерей Владимир Игнатов, кандидат богословия; в качестве члена Комиссии в нее включена Т.П. Синельникова – директор Государственного архива Рязанской области (т.о. со дня образования данных структур их сотрудники тесно связаны с Государственным архивом Рязанской области). Сотрудничаем мы и с другими государственными архивными службами, музеями, историческими обществами, а также с комиссиями по канонизации святых других епархий.

Самым тесным образом мы связаны с музеем Рязанской митрополии – «Древлехранилищем», который также формирует фонды по новомученикам и исповедникам земли Рязанской. На пресс-конференции в день открытия музея митрополит Павел заявил, что в ближайшие годы на территории Рязанского кремля появится еще один церковный музей – Музей новомучеников и исповедников Рязанских XX века.

Выявление материалов проводится по различным источникам.

- Исследовались архивно-следственные дела ВЧК-ОГПУ-НКВД. Из архивного отдела УФСБ по Рязанской области в Историко-архивный отдел Рязанской епархии были переданы копии 764 следственных дел, по которым проходят около 2000 рязанских священнослужителей, монашествующих и мирян, репрессированных за их свидетельство о Христе. Данные архивно-следственные дела служат основной базой в изучении подвига рязанцев, репрессированных за веру Христову.

- Значительную часть сведений для жизнеописаний новомучеников дают фонды государственных архивов. В первую очередь – ведь речь идет, в большинстве своем, об уроженцах Рязанской губернии – Государственного архива Рязанской области (ГАРО). Ф. 627 – Рязанской духовной консистории (изучались метрические книги храмов Рязанской епархии, клировые ведомости церквей и монастырей, духовных училищ уездов Рязанской губернии, Рязанской ДС, Рязанского епархиального женского духовного училища и др. собрания документов); фонды советского периода (об изъятии церковных ценностей; о закрытии монастырей и приходских храмов, об их поругании и разрушении и т.д.). В ходе исследований потребовались уточнения многих сведений (места рождения новомучеников, их проживания, учебы, служения и т.д.), которые мы могли выявить в ГАРО. В нашей работе использовались фонды и других архивов – как центральных, так и региональных (тех мест, в которых новомученики служили в годы репрессий, пребывали в заключении, в ссылке, были приговорены к расстрелу).

- Много интересных дополнительных сведений по персоналиям (священнослужителям и монашествующим) мы получили из «Рязанских епархиальных ведомостей», их официальной части и приложений, которые публиковались Рязанской епархией вплоть до 1918 г.

- Параллельно велась работа по выявлению родственников православных священнослужителей, монашествующих и мирян, репрессированных за веру. В государственных архивах изучались документы сформированных личных фондов потомков репрессированных. Затем устанавливались новые контакты с потомками репрессированных за веру лиц, велась и ведется переписка с ними. Фотографии и документы, таким образом, поступали не только из государственных архивных фондов. Часто родственники пострадавших приходят с драгоценными реликвиями – редкими фотографиями и письмами, написанными из тюрем и ссылок, личными вещами репрессированных за веру. Что-то передавалось в Историко-архивный отдел. Если они считали невозможной такую передачу, то в их присутствии производилось сканирование фотографий и документов, ввод их в электронную базу данных. Среди фотографий, хранящихся у потомков репрессированных за веру, встречается много парных фотографий («профиль-анфас»), сделанных, как правило, незадолго до расстрела и переснятых из следственных дел[2].

На основании выявленных материалов в 2002 г. вышла в свет книга «Были верны до смерти… Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских»[3], в которую были включены жития 51-го новомученика (к тому времени они были прославлены в лике святых), а также жизнеописания репрессированных, а затем расстрелянных священно-церковнослужителей и мирян (5 из них вскоре после 2002 г. были также прославлены в лике святых).

2 февраля 2011 года Архиерейским Собором РПЦ был принят документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Собор выразил уверенность в том, что «совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей»[4].

Архиерейский Собор призвал церковное общество к обсуждению вопросов, связанных с изучением подвига новомучеников. Он выявил широкий диапазон мнений, активизировал работу над созданием церковно-научного документа, принятого Священным Синодом 5–6 октября 2011 года как обязательного: «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви». В этом документе подведен итог накопленному опыту, даны четкие определения, по каким критериям изучаются и принимаются решения, комплекс каких документов нужен для принятия решений, обозначено, что при изучении материалов, касающихся новомучеников, надо учитывать государственное законодательство и соотносить с ним свои действия. Принятые Священным Синодом рекомендации касаются не только новомучеников, но и канонизации праведников и подвижников благочестия.

Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Рязанская епархия (с 2011 г. – Рязанская митрополия) продолжила свою многолетнюю обширную исследовательскую работу по периоду гонений на Церковь с тем, чтобы подготовить возможно полный патерик Рязанских новомучеников и исповедников. Авторским коллективом данного патерика – «Моя жизнь Христос, и смерть – приобретение». Новомученики и исповедники земли Рязанской. XX век» – стали члены Комиссии по канонизации святых Рязанской митрополии (все они до этого были авторами книги «Были верны до смерти… Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских»).

Подготовка материалов для патерика – труд очень сложный, так как предполагал изучение жизни каждого мученика и исповедника, первоосновных документов, свидетельствующих о его жизни – от рождения до смерти. Это трудоемкое исследование, в котором поиск документов по затратам времени и сил часто оказывался несоизмеримым с полученными результатами. Но на этом строится любое научное исследование: вне зависимости от объема полученного конечного результата ученый должен исследовать весь материал. За каждым эпизодом жития новомученика должен стоять подлинный документ, причем и его достоверность, и достоверность изложенных в нем фактов необходимо всесторонне проанализировать еще до того, как эти факты будут представлены вниманию общественности. Житие должно само стать историческим документом, который кроме фактической наполненности имеет еще и нравственную, религиозную составляющую.

Проведение церковно-исторических исследований такого масштаба стало возможно благодаря не только постоянному тщательному изучению фондов ГАРО, но и активному использованию материалов других государственных архивов: Центрального архива ФСБ Российской Федерации, Государственного архива РФ, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива кинофотодокументов, Российского государственного исторического архива, Центрального исторического архива Москвы, Центрального муниципального архива Москвы, Центрального государственного архива Московской области, Информационного центра ГУВД по Московской области, областных архивов тех областей, в которых в определенное время жили, служили, отбывали заключение и ссылки новомученики, связанные с Рязанской землей.

Исследования продолжались в тех же направлениях, которые были уже обозначены ранее. Кроме того, мы поставили еще одну задачу – подготовить подробные, основанные на документальных архивных источниках, жития всех рязанцев, пострадавших в годы советской власти за веру и прославленных за этот подвиг в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века. Для этого необходимо было выявить и тех новомучеников-рязанцев, которые были прославлены по представлению других епархий.

В итоге работы с различными источниками мы выявили в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века еще 59 рязанцев, которые были прославлены в лике святых новомучеников по представлению от других епархий (вследствие нового административно-территориального деления, осуществленного советской властью; пребывания в ИТЛ и ссылках на территориях различных краев и областей, где они и приняли мученический венец). Многие факты биографий новомучеников были проверены, обнаружены неточности, ошибочные сведения. Уточнения проводились по архивным фондам ФСБ, ГА РФ, ГАРО и других государственных архивов.

Таким образом, жития новомучеников и исповедников, земная жизнь которых была связана с Рязанской землей(рождение, детские и юношеские годы, обучение или преподавание в рязанских духовных школах, служение в рязанских храмах, пребывание в монастырях Рязанской епархии и т.д.), написаны после комплексного изучения источников на основе материалов государственных архивов и других документальных свидетельств, в том числе и тех, которые хранятся в личных архивах потомков новомучеников.

При подготовке подобных материалов к публикации требуется большая научная работа. Редактирование их (особенно это касается эпистолярного фонда, мемуарного из «домашних» архивов и т.п.), с одной стороны, направлено на предельно бережное, тактичное, отношение к источнику, с другой же стороны требует максимально добросовестной проверки упоминаемых фактов и самого текста, его достоверности. Как правило, бывает необходим поиск оригиналов, привлечение дополнительных источников, составление комментариев и дополнений, включение иллюстративного материала. Т.е. необходима квалифицированная историческая работа. Подчеркнем еще раз, что основойдля исследования исповеднического подвига Рязанских новомучеников явились архивно-следственные дела.

Изучались, конечно, и библиотечные фонды – с целью выявления публикаций, касающихся рязанских новомучеников.

Библиографическая база патерика обширна. Но здесь нельзя не назвать сборники документов, такие фундаментальные, как «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943», труд, составленный М. Е. Губониным[5], «Следственное дело Патриарха Тихона»[6], которое охватывает почти весь период патриаршего правления святителя Тихона, проливает свет на организацию обновленчества, вскрытие святых мощей, ограбление церквей и монастырей, закрытие Свято-Троицкой Сергиевой лавры и др., содержит допросы, копии перехваченных писем, фабрикацию обвинительного заключения, множество бесценных исторических свидетельств; обзор Деяний Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.[7], а также всю серию «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», имеющую характер документальных сборников[8].

Особый и значительный этап в нашей научной деятельности составила работа с расстрельными делами полигона Бутово – подмосковного поселка, где в самые страшные годы гонений, в 1937–1938, шли массовые расстрелы осужденных. Были открыты имена рязанцев – священнослужителей, монашествующих, членов церковного причта и мирян, принявших там смерть за Христа. В числе расстрелянных на Бутовском полигоне, данные о которых к настоящему времени выявлены, более тысячи – уроженцы Рязанской земли. На сегодняшний день нам известны имена около ста рязанцев, пострадавших в Бутово за православную веру. Это священнослужители, насельники и насельницы монастырей Рязанской епархии, миряне. Среди них многие прославлены в лике святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, в Собор Московских святых, в Собор Бутовских новомучеников, в Собор Рязанских святых. Почему же рязанцы расстреливались на Бутовском полигоне? Дело в том, что с 14 января 1929 года Рязанская губерния по новому – советскому – административно-территориальному делению вошла (наряду с Московской, Тульской, Тверской, частями Калужской и Владимирской губерний) в Центрально-Промышленную область с центром в Москве (Рязанская область была учреждена лишь в конце сентября 1937 г.) В годы массовых репрессий рязанцы, арестованные по ложным обвинениям, в т.ч. и за исповедание Православия, перевозились в тюрьмы Москвы – Таганскую, Бутырскую, Сретенскую и другие, их следственные дела рассматривались там же сотрудниками НКВД, а затем внесудебные органы, т.н. «тройки», выносили приговор – «расстрел». Далее их путь шел в Бутово. Расстрелянных хоронили в общих безвестных могильниках-рвах полигона, подготовленных с помощью мощного экскаватора, предназначенного для рытья каналов. Строго засекреченный Бутовский полигон был «открыт» только в начале 1994 г.

Большую помощь в наших исследованиях по тем новомученикам, которые были расстреляны на Бутовском полигоне, оказали 8 выпусков издания «Бутовский полигон. 1937–1938 гг. Книги памяти жертв политических репрессий»[9], по которым проходят 20761 человек пострадавших, т.е. расстрелянных.

Использовали мы, конечно, и информационную систему по гонениям XX в. – базу данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) «За Христа пострадавшие». Необходимо отметить, что при работе с данными источниками наши церковно-исторические исследования заключались не только в выявлении возможных лиц, каким-то образом связанных с Рязанским краем, но и в уточнении многих дат и фактов биографий по местным архивным материалам, в первую очередь, – по фондам ГАРО (подобное направление архивных изысканий было связано и с перепроверкой многих иных опубликованных источников).

Патерик «Моя жизнь Христос, и смерть – приобретение»… – первое полное на данный период собрание житий новомучеников и исповедников земли Рязанской – архиереев, священнослужителей, иноков, мирян.

В нем 135 житий новых святых Рязанской земли, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Российских (76 из них прославлены и в Соборе Рязанских святых). Патерик, в блоке которого 560 страниц, содержит бесценные материалы, существенно дополняющие картину церковной жизни того, не столь далекого от нас, времени: в него вошли многие не публиковавшиеся прежде факты, документы. Подлинные фотографии (более 400), которыми иллюстрирован патерик, сами по себе являются истинными раритетами, документальными свидетельствами истории страны. Книга оснащена обширным научно-справочным аппаратом.

Издание удалось осуществить с помощью гранта конкурса «Православная инициатива – 2011», полученного нашим авторским коллективом.

Работа по сбору и подготовке материалов к канонизации новых русских святых продолжается и в настоящее время. На данный момент сформированный архивный фонд Историко-архивного отдела Рязанской митрополии с материалами о новомучениках и исповедниках включает около 1.000 дел.

В архивных исследованиях по возможности принимают участие студенты старших курсов Рязанской православной духовной семинарии. Накопленный опыт позволил разработать авторскую программу по новомученикам и исповедникам земли Рязанской и ввести в РПДС новый учебный спецкурс – «Подвиг новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В рамках спецкурса все студенты-пятикурсники готовят рефераты; некоторые из семинаристов на III или IV курсе избирают в качестве темы своей дипломной работы исследование по периоду гонений на Церковь в XX столетии, и оно становится их серьезным научным изысканием в течение 2–3 лет – с последующим введением в научный оборот ценных, не публиковавшихся прежде, архивных документов.

С самого начала образования Историко-архивного отдела и Комиссии по канонизации Рязанских святых выявленные материалы о новомучениках постоянно публикуются: в журнале Рязанской митрополии «Рязанский церковный вестник» введена рубрика «Новомученики и исповедники XX века»; отдельные статьи помещаются в газете «Благовест» и в светских изданиях; готовятся видеосюжеты о подвиге новомучеников на рязанских телеканалах (данные сюжеты транслируются и по ТК «Союз»); жития новомучеников и исповедников Рязанских размещены также на епархиальном сайте.



[1] См.: Прот. Владимир Воробьев. Особенности документов следственных дел 20–40-х годов // Ежегодная Богословская конференция 1997 г. М., 1997. С. 163–166; Головкова Л. А. Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников Российских. М., 2000. / Приложение. // Богословский сборник. 2000. № 6).

[2] С 1990 г. в архиве ФСБ допускается ознакомление родственников со следственными делами пострадавших.

[3] См.: Были верны до смерти. Книга памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX века. Рязань, 2002.

[4] См.: О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших. Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

[5] См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.

[6] См.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сб. документов по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000.

[7] См.: Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор Деяний. Сост. А.Г. Кравецкий и Гюнтер Шульц. М., 2000.

[8] См.: Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания» (1995); За Христа пострадавшие: Биографический словарь. Кн. 1: А-К (1997); Молитва всех вас спасет: Материалы к жизнеописанию святителя Афанасия Ковровского (2000); Все вы в сердце моем: Материалы к жизнеописанию святителя Серафима Звездинского (2001) и др.

[9] Бутовский полигон. 1937–1938 гг. Книги памяти жертв политических репрессий. Вып. 1–8. М., 1997–2004.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru