Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Святитель Феофан Затворник – образец православного педагога 26.11.2012

Святитель Феофан Затворник – образец православного педагога

Выступление кандидата педагогических наук, доцента ШГПУ, настоятеля Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственного за духовное окормление молодёжи города Владимира Отдела по делам молодёжи Владимирской епархии архимандрита Зосимы (Шевчука) на VI Феофановских чтениях.


Епископ Феофан, Вышенский Затворник (1815–1894), в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в Орловской губернии в семье сельского священника. С 1823 года Георгий учился в Ливенском духовном училище, через шесть лет в Орловской семинарии, а затем в Киевской духовной академии. С увлечением изучал богословие и науку о человеческом духе – психологию, что хорошо отражено в его сочинениях. В 1841 году студент Говоров пострижен в монашество с именем Феофан. Прошел путь от иеромонаха до архимандрита, а в 1859 году, будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, был рукоположен в сан епископа. Двадцать лет своей жизни отдал педагогической деятельности.

Епископ Феофан, занимаясь воспитательной деятельностью, был истинным православным педагогом. Как святитель он отмечал, что только христианская любовь является началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение – лучшей средой и средством доброго нравственно-православного воспитания. Ему, например, задавали вопрос: каким является лучший способ воспитания ребенка? – он отвечал: “Полюбите детей, и они вас полюбят”, – или: “Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова”. И еще раз следует подчеркнуть, что для любого человека применимо только религиозно-нравственное воспитание, а дух церковности – лучшее для этого средство.

При работе инспектором семинарии о. Феофан часто присутствовал на молитве студентов. В праздничные дни он неопустительно совершал богослужения. Тематика его бесед с семинаристами была разнообразной, начиная с особенностей православной жизни человека; говорил святитель с ними о сохранении чистоты ума и сердца и о путях достижения Богообщения. Он настойчиво рекомендовал для чтения Священное Писание и обязательно творения святых отцов. Епископ убеждал студентов заниматься физическим трудом, живописью, а в летнее время совершал длительные экскурсии на природу вместе со своими воспитанниками.

Любимым предметом святителя Феофана было нравственное богословие, что привело его к подготовке руководства по духовной жизни “Начертание христианского нравоучения”, которое было издано под названием “Письма о христианской жизни”. Он первым из православных богословов дал нравственным явлениям обоснование с точки зрения психологии.

Епископ Феофан в своих сочинениях раскрыл и важнейшие положения православной педагогики, которые изложены в его творении “Путь к спасению”. Он писал: “Воспитание, из всех святых дел, – самое святое”[1], а для учеников главным является Богоугождение.

Святитель ценил науки, которые преподаются христианину, но они должны быть пропитаны христианскими, православными идеями. Любой воспитатель должен пройти через все ступени христианского совершенства. К недостаткам в воспитании епископ Феофан относит отдаление от Церкви и ее благодатных воздействий, что способствует увяданию ростка православной жизни. При невнимательном отношении к телесным потребностям происходит, по мере развития тела, усиление страстей, властвующих над душой человека и его совестью, в связи с отсутствием страха Божия.

Для того чтобы улучшать христианское воспитание в целом, необходимо усвоить азы православного воспитания в семье, так как домашнее воспитание является основным этапом для последующего воспитания. Воспитание в школах усиливает христианское воспитание. Святитель подчеркивает, что в школах ученики воспитываются под благотворным влиянием и Церкви, которая сохраняет и развивает духовный рост детей. Но необходимо воспитывать и воспитателей.

Святитель Феофан напоминает нам о том, что церковность и благочестие родителей – идеальное воспитательное средство. В семье есть священные предметы, окружающие колыбельку младенца, а православные родители способствуют созданию душеспасительной обстановки в доме. Церковность и церковные таинства пробуждают и сохраняют благодатную жизнь ребенка. Постоянное причащение святых Христовых Таин освящает и умиротворяет младенца, защищает его от темных сил. В учении святителя описан и путь общения душ ребенка и родителей через сердце, при этом один дух влияет на другой. Взор является таким внешним проводником влияния. Можно сказать, что это точка встречи одной души с другой.

Епископ Феофан утверждал, что с увеличением возраста необходимо целенаправленно развивать все силы души человека: ум, волю и сердце, при этом следует научиться следить за их развитием. И если эти процессы протекают позитивно, то ум совершенствуется здравыми рассуждениями и нормальными понятиями. Такому состоянию ума содействуют постоянные разговоры и решения различных проблем. Воля совершенствуется через послушание и приучение ребенка делать добро. К высшим способностям человека относится страх Божий, совесть и молитва. Страх Божий рождает молитву и освежает совесть. Такие действия обращены к иному, невидимому миру.

Исходя из учения святителя Феофана, при воспитании детей необходимо способствовать формированию у них совестливого и сознательного настроения. Позитивная воля родителей для детей – есть закон совести и закон Божий. Бывает и так, что ребята идут против воли родителей, которые должны чувствовать такой момент, но если это случится, то родители должны проявить умение склонить детей к раскаянию.

Есть у епископа Феофана рассуждения и о жизни человеческого тела – сюда относится питание, движение и деятельность нервов. У детей необходимо выработать добрые привычки. А питание рекомендуется сделать умеренным. При активном движении не забывать и посильный труд. Рекомендуется выработать адаптацию к переменам температуры, боли, ушибам. Тело – это орудие духа. Жизнь ребенка должна протекать так, чтобы не возбуждать его чувствительность и страсти.

Святитель очень четко дал характеристику юношеского возраста, имеющего “неровности и опасности”. При этом подчеркнуто, что юношеское воспитание является весьма трудным. При таком возрасте дети испытывают жажду впечатлений и остро реагируют на критику, ими используется для своей жизни опыт других ребят и взрослых людей. В этом возрасте дети много и без разбора читают, набираются туманных идей, которые часто противоречат здравому смыслу. При работе с детьми такого возраста, по мнению святителя, надежным руководством является строгая дисциплина и авторитет воспитателя.

В 1915 году П.А. Смирнов отмечал, что епископ Феофан много внимания уделял домашнему воспитанию в семье и рекомендовал его усиленно, но считал, что и школьное образование должно быть на высоте. Он называл святителя Феофана новатором-педагогом, который своим учением опередил свое время. Изучая жизнь и учение епископа, автор книги отмечал, что русская школа должна обязательно иметь в учебном плане основные начала православной религии и нравственности. Сначала в сознание и сердце должны прочно внедриться основные нравственно-православные истины, а затем – строить на прочном фундаменте всю систему образования. Каждый питомец образовательного учреждения должен иметь просвещенный ум и воспитанное сердце [2].

Считается, что идея воспитывающего обучения в педагогике появилась в конце XX столетия. Такое обучение заключается в том, что ученикам даются знания, развивающие ум, но при этом совершенствуются все душевные способности школьника, который нравственно воспитывается и облагораживается. Об этом ещё в своё время говорил епископ Феофан, читая лекции в духовной академии. Его педагогическая система была построена на идее нравственно-воспитывающего обучения. Образование может быть плодотворным, когда идет развитие ума у воспитанника и облагораживается сердце.

Когда знакомишься с творениями и биографией святителя Феофана, то невольно приходишь к мысли, как мог так много сделать один человек, проживший очень сложную и тяжелую жизнь. Обратимся к его жизни.

Кроме службы в Санкт-Петербурге, епископ позже был 4 года на кафедре в Тамбове, а затем и три года во Владимире, где сейчас и мне Господь благословил решением Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, моего епархиального архиерея, быть духовником молодежи города Владимира и настоятелем древнейшего в Северо-Восточной Руси Свято-Георгиевского храма, заложенного в 1129 году Юрием Долгоруким. Как мне представляется, навыки работы с молодёжью в области её духовно-нравственного воспитания и просвещения основательно требуется шлифовать изучением трудов святителя Феофана в области христианской педагогики. Именно во Владимире, находясь на этой древнейшей кафедре, епископ Феофан решает оставить управление своей последней епархией. По его просьбе он был уволен Священным Синодом с правом поселения настоятелем в Тамбовской Вышенской пустыни, где провел 28 лет до своей смерти. Первые 6 лет в храмах он возглавлял монастырские богослужения, принимал прихожан (было ему в то время 51–57 лет), а последующие 22 года (возраст 57–79 лет) епископ Феофан провел в уединении, т.е. ушел в затвор, общаясь с внешним миром только в письменной форме. Свое затворничество он объяснял желанием полностью предаться духовно-литературным трудам на благо Церкви, продолжая по-прежнему служить Церкви, но другим способом. Была и вторая причина: он стремился еще с юношеского возраста к полному уединению и молитвенному общению с Богом. В затворе ему удалось создать капитальный труд “Путь ко спасению”, как осмысленное действие своей собственной жизни в уединении. В книге изложен идеал истинно-христианской жизни и те пути, которые надо пройти, чтобы иметь такую жизнь.

Святитель Феофан глубоко убежден в том, что высшей ступенью жизни человека является его общение с Богом и выполнение заповедей Господних. Если совершаются такие действия православным человеком, то он обязательно, как указано в книге, должен пройти три момента в своей жизни:

· начало христианской жизни;

· совершенствоваться, зреть и крепнуть;

· пройти жизнь, какой она проходит в полном своем совершенстве.

Эти моменты жизни характеризуются тремя ступенями:

· обращением к Богу, когда человек идет от тьмы греха к свету христианской истины и добродетели;

· очищением, т.е. человек очищает свое сердце от всех внутренних нечистот, готовя себя принять грядущего к нему Господа;

· освящением, при котором Сам Бог приходит, вселяется в сердце человека и обитает в нем. Такое состояние блаженного Богообщения является целью всех стремлений и итогом трудов подвизающегося в спасении.

Святитель Феофан на основе своей жизни показал, что христианская жизнь начинается с момента духовного рождения человека, т.е. с таинства крещения, а затем она развивается и укрепляется через нравственно-православное воспитание в семье под влиянием Церкви и церковности. Необходимо уделять особое внимание начальному воспитанию, так как от этого зависит вся дальнейшая судьба любого человека. Бывают и такие случаи, когда крещеный человек живет в состоянии греха и, по наблюдениям Владыки Феофана, таких людей имеется весьма много. Иногда под воздействием благодати Божией человек избавляется от грехов своей жизни, начиная православную жизнь. Как это можно сделать? В книге П.А. Смирнова[3] есть ответ: это внутреннее сосредоточение, уединение, молитва, обязательное чтение слова Божиего, труд, пост, милостыня и другие богоугодные элементы жизни. Так думал, писал и убеждал святитель.

Эти богоугодные действия человека в жизни были бы непосильны, если бы, по твердому убеждению святителя Феофана, не приходила на помощь благодать Божия.

Люди становятся грешными, исходя из внутренних причин духовного мира человека, а именно:

· саможаление, которое ведет человека к жалости к себе, подобно тому, как чувствительная мать балует своего ребенка. Такие люди стараются не отказывать себе ни в чем;

· чувственность, ведущая человека к накоплению материальных благ и к удовольствиям, заслоняющим собой все духовное и невидимое, а если случится так, что человек откажется от вышеотмеченного, то он совершит подвиг;

· человекоугодничество, приводящее христианина к тому, что он дорожит своими отношениями с людьми и обращает пристальное внимание на то, что скажет о нем тот или иной человек. Люди с такими наклонностями могут покривить душой даже для спасения своих отношений ко всему миру;

· излишняя привязанность к земной жизни содействует существованию на земле грешного человека. Бывает и так, что человек желает изменить свою жизнь в русло православного вероисповедания. Святитель Феофан советует призывать в этом случае на помощь благодатную Божию помощь, мысленно изгонять из своей души все грешные мысли и пороки, уяснять красоту и сладость будущей праведной жизни. Надо не забывать и сердце, поступая с ним так, чтобы оно проявляло противочувствия прежним греховным сторонам жизни человека.

Святитель Феофан, пребывая 22 года в затворе, пришел к мысли, что необходимо усиленно работать над собой до тех пор, когда вместо саможаления появится безжалостность к себе вплоть до жажды страданий. Человекоугодие заменится на обречение себя на все неправды и поношения людьми. Взамен материальных благ – отвращение к ним и желание только одного: духовного и чистого этически. Чувство привязанности ко всему земному заменится странничеством по планете Земля и стремлением к небесному отечеству.

По мнению святителя Феофана, человек не должен устраняться от общества, но при этом он должен помнить о главном и руководствоваться нравами, привычками и требованиями духа Христову: соблюдать труд, пост, бдение, уединение, молитву, чтение слова Божия и святых отцов, говение с исповедью и причащением, совершать дела милости телесной и духовной – т.е. все, что должно соблюдаться православным человеком. В его трудах детально изложено содержание подвигов для тела и души: ума, сердца, воли. При этом приведены подробные правила к их жизненным применениям.

Свт. Феофан Затворник в результате 22-летних уединенных духовных трудов был удостоен высшей награды человека на земле – ощущения близости Божией и сладости богоугодной жизни, которая в затворе была простой и в то же время весьма строгой.

Имея нравственное совершенство, святитель чуть свет поднимался с “постели” и начинал келейное правило. Далее в домовой церкви совершал утреннее служение, Литургию с усердной молитвой. Возвратясь в келью, он предавался спасительным размышлениям, пил чай, писал творения до двух часов дня. В постные дни на обеде использовалась пища согласно церковному уставу. В другие дни последних лет жизни в затворе профессор и затворник использовал только по одному яйцу и стакану молока.

После обеда епископ делал краткий отдых, сидя на стуле. А в 16 часов пил чай, совершал вечернее богослужение в своей церкви и вел подготовительную работу к литургии следующего дня.

В свободное вечернее время святитель читал книги и журналы на русском и иностранных языках, выписывая их на большую часть своей скромной пенсии. В обширной библиотеке большая часть литературы касалась вопросов духовного содержания. Молитве подвижник посвящал почти весь день, а часто и ночь.

Вышенский Затворник оставил большое научное наследство, которое в начале 1990-х годов частично, но весьма квалифицированно было описано в статье архимандрита Георгия (Тертышникова)[4]. В какой-то мере тогда был сделан шаг по направлению к тому широкому изучению трудов святого, которое предпринимается Церковью сейчас.

Творения святителя Феофана можно разделить на три части:

· нравоучительную;

· истолковательную;

· переводческую.

Для православной педагогики, естественно, большое значение имеют многочисленные творения по христианской нравственности.

Протоиерей Г.Ф. Флоровский наиболее четко оценил значение творений святителя: “Феофан не строил системы ни догматической, ни нравоучительной. Он хотел только очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. И в этом его несравненное историческое значение[5].

За четыре дня до своего 80-летия святитель и затворник Феофан скончался в Тамбовской губернии и похоронен на территории Вышенской пустыни в уединенном месте при слиянии рек Цны и Выши. Так закончилась земная жизнь великого труженика, монаха, молитвенника, епископа – подлинного святителя в самом высоком прямом и переносном смысле этого термина, образованнейшего учёного, профессора и педагога Феофана, творения которого до недавнего времени ждали своих исследователей. И весьма отрадно, что сейчас пришло время для их широкого изучения и осмысления.

Православная педагогика в письмах Феофана Затворника находила и находит позитивный отзыв в душах православных русских учёных и писателей, и часто она является ориентиром многих педагогов – почитателей духовного таланта епископа – святого мыслителя, богослова и психолога.

Хотел бы закончить статью цитатой из доклада Преосвященнейшего Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия: «Особая ответственность за формирование у детей уважительного отношения к окружающим, себе, закону, нормам морали, своему здоровью и личной безопасности, сознательное отношение к учебной деятельности ложится на педагогов. О роли и месте педагога в воспитании и образовании писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. Святитель Феофан Затворник отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание — дело «самое святое из всех святых дел». К.Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т.е. человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач. Писатель и богослов первых веков христианства святитель Климент Александрийский с изумительной точностью вывел образ Божественного Педагога, показав всю возможную высоту и полноту учительского служения.

Поскольку цель христианского воспитания совпадает с целью христианской жизни в целом и состоит в достижении вечного спасения, то и перед воспитателем прежде всего встает задача помочь своим питомцам в борьбе с грехом. В этом аспекте становятся особенно понятными слова святителя Феофана о том, что «воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно». Но и это еще не достаточно для плодотворного воспитания. Даже если воспитатель пройдет все степени христианского совершенства и приобретет способность различать «тонкие, сплетшиеся нити естественного и неестественного», то все равно он не сможет одними словами своими силами отделить одно от другого и хорошее закрепить, а плохое заглушить. Здесь особенно необходима сверхъестественная помощь, которая пребывает в Церкви и святых Таинствах. Святитель Феофан главной целью школьного воспитания считает привитие истинных понятий, благоприятно влияющих на образование сердца и возбуждающих дух. По его мнению, неправильно то чтение, беседа, или преподавание, которые «не напечатлевают истины и не возбуждают духа. При таком преподавании получаемые знания (даже истинные), не доводятся до сердца, не услаждают его вкуса, а набиваются в голову, как песок и дух от этого черствеет и приходит в высокоумие».

Святитель Феофан настойчиво рекомендовал поднять и усилить в школах значение нравственно-воспитательных мер, причем пропитанных христианскими началами. «Чего хотят воспитывающие? — спрашивал он в одной школе. — Хотят просветить ум и образовать сердце питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе»[6].

Таким образом, Святитель Феофан, как выдающийся педагог, на все времена дал ответ по вопросу воспитания подрастающего поколения: формирование свободной многогранной личности в религиозных и культурных традициях своей семьи и народа возможно только при преподавании традиционных для России религиозных культур в школе на всех ступенях образования, с учётом того, что основой для формирования нашего Отечества Российского было и остаётся православие – государственно-образующая религия исторической России.


[1] Феофан Затворник, Святитель. Путь ко спасению. М., 1899. С. 51

[2] Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника. М., 1915

[3] Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника. М., 1915

[4] Георгий (Тертышников), архим. Душепопечительская и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни // Богословские труды. М., 1992. Т. 31. С. 34-61

[5] Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991

[6] Феoдосий, Епископ Тамбовский и Мичуринский.Традиционная духовная культура и нравственное воспитание молодого поколения. Доклад 18 сентября 2007 года в городе Белгород.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru