Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Письма о христианской жизни» святителя Феофана Затворника как основа для пастырской проповеди на приходе 23.11.2012

«Письма о христианской жизни» святителя Феофана Затворника как основа для пастырской проповеди на приходе

Выступление Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Скопинской епархии иерея Марка Рассадина на VI Феофановских чтениях.

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко, Ваши Высокопреподобия, Преподобия, дорогие братия и сестры!

Я очень рад предоставленной возможности выступить на многодневной конференции. Тема моего доклада: ««Письма о христианской жизни» как основа для пастырской проповеди на приходе». Окидывая мысленным взором духовное наследие святителя Феофана, прежде всего, обращаешь внимание на внушительный корпус текстов, связанных с толкованием посланий святого апостола Павла, что не удивительно. Ни для кого не секрет, сколь высокое значение для становления богословия как системы знаний имели тексты Апостола, который был, по его собственным словам, воспитан при ногах Гаммалиила. И следовательно, его наиболее обширные познания в книжной мудрости. Видится естественным, что святитель Феофан, потративший многие усилия на ниве образования, в результате чего сразу же после окончания академии получивший возможность войти в преподавательскую корпорацию, а вдобавок ко всему постоянно занимавшийся самообразованием, о чем свидетельствует его обширная библиотека, обратил самое пристальное внимание на богословское наследие Апостола.

Красота, утонченность и многообразность богословской мысли святителя проявляется в его толкованиях на книгу Ерма. Вот как он пишет в предисловии: «Как разнообразны пути, которыми ведет Господь преданные Ему души к предопределенному Им в христианстве совершенству. Одного ведет Он скорбями, другого благоденствием, иного внешним писанием, а иного внутренними внушениями, того видно, а сего сокровенно. На эту мысль скажу вам, что было со святым Ермом, Мужем Апостольским. Вы увидите, как многопопечительна и изобретательна руководящая нас ко Спасению Любовь Божия. А вместе с тем возьмем немало уроков к верному суждению о том, так ли течете вы, как следует тещи. Мы видим, как после изложения сложности и многовариантности действия Благодати Божией в мире, святитель предостерегает нас от неверного и неточного суждения и дальнейшая работа автора как бы поддерживает и направляет идущую еще не твердыми шагами богословскую мысль читателя. Именно так, как истинный педагог, детоводитель ко Христу, действует святитель. Он берет своего читателя как бы за руку и ведет с собою, ведет по порою сложным, но всегда душеполезным мысленным лабиринтам, ведущим в центр стяжания и усвоения истинного знания. Духовное наследие Святителя наполнено размышлениями о самых непростых вопросах человеческой жизни. Вот как он пишет о чрезмерно акцентируемом в наше время вопросе болезни и смерти: « Все от Бога, и болезни и здоровье, все от Бога подается нам во спасение наше. Так и ты, принимая свою болезнь, благодари за то Бога, что печется о спасении твоем, что именно посылаемое Богом служит во спасение, того можешь не доискиваться, потому, что не знаешь, может быть посылает иное наказание как епитимью, а иное вразумление, чтобы опомнился человек, иное, чтобы избавить от бед, в которые попал бы человек, если бы был здоров, иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду, иное, чтобы очистить от всякой страсти и для многих других причин».

Все вышеизложенное является преамбулой и необходимым введением и пояснением к той мысли, которую я постараюсь изложить в дальнейшем. В целом при поверхностном взгляде на наследие Святителя у читателя может сформироваться образ этакого кабинетного философа. Действительно, темы для сочинений отвлеченно-философские, а если учитывать многолетнее пребывание Святителя в затворе, может возникнуть ощущение оторванности автора от реального бытия; и все могло бы быть так, если бы не одно, а если быть точным – много «но». В чем же оно состоит? Мы знаем, что после упокоения Святителя Феофана в его келье были обнаружены мешочки с множеством записок, в которых были имена, которые Святитель поминал при совершении им ежедневного Богослужения. Также нам доподлинно известно, что, находясь в затворе, владыка Феофан писал до сорока писем в день. Вдумайтесь, это до эры современных технологий, до изобретения Интернета с его блогами, форумами и прочими современными средствами коммуникации, Святитель уже тогда имел, как бы мы сейчас сказали «виртуальную паству».

Не выходя из затвора, он, как любой священник с амвона, своим эпистолярным творчеством просвещал сотни и сотни прихожан его незримой Церкви. Давайте вчитаемся в эти письма, и мы тут же откроем для себя другого автора. Его творчество и духовное наследие начинает сиять для нас новой гранью, которая может и должна стать крепким подспорьем для каждодневной проповеди приходского священника. Мы прикасаемся к обширному материалу «Письмам о христианской жизни», которые Владыка Феофан в разные годы писал своим духовным чадам и наследникам. Что первое и самое главное мы видим в этих текстах? В отличие от толкований, данные послания написаны более простым, коротким и емким языком. Насыщенность и сила здесь достигается теми же средствами, которыми пользовался в Своей проповеди Господь Наш Иисус Христос. Это, прежде всего, яркая и точная метафора, из которой возникает ткань притчевого повествования, образы, встающие в глазах слушателей и запечатлевающиеся в них навсегда. Именно такими становятся тексты святителя. Посмотрите, как он пишет об осознании собственной греховности и способах противостояния этому. «Птичка, привязанная короткою ниткою, вспорхнет и падает, когда нитка длинна, птичка высоко взлетит и далеко полетит и все притянется к тому же месту. Если бы не нитка, улетела бы птичка на луга красные. И в больших клетках птичка летает, но ….. как оторваться? Когда огонь угрожает привязанному, он так сильно рванется, что железную цепь перервет, а не то, что нитку слабую. Так не за большим дело, надо зажечь беду вокруг. Вы спрашиваете, что значит зажечь беду вокруг себя? Это глубокое чувство опасности своего положения, опасности крайней от коей нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе. Сие чувство и будет гнать нас к Господу и заставит непрестанно вопиять, помоги, защити. Оно было у всех святых и никогда не оставляло». А вот превосходный образ обращения с нашим умом, способным впадать во многие беды: «Ум наш по природе жив, суета отяжеляет его, когда мало-помалу спадет с него это ярмо, он начинает парить всюду. Обходит и небо, и землю, все видит, все понимает и легко ему. Ничего тут нет худого ему и проку мало. Эту пташку – ум надо засадить в клетку и сказать ему вот тут-то сядь и пой, вот, что, а летать туда и сюда не смей, ястреб поймает». Яркие и живые образы, которые легко использовать в каждодневной пастырской проповеди. Дальше пространная цитата, последняя и завершающая, о природе Самой Церкви, как пишет в своих письмах Святитель Феофан: «Персона человека и самый верный его тип. Снимают фотографы, потом печатают. У одного слишком темно, у другого слишком светло, тот фокус не угадал, другой позу дал нескромную, но есть и такие снимки, кои очень верны подлиннику. А подрисовка сколько изменяет характеристику черт. Разбирая теперь все сии снимки, неужели можно говорить, что они все равные, когда меж ними есть и такие, в которых не узнает себя тот, с кого снят портрет. Моисею говорил Бог: «Виждь да сотвориши Скинию по образу, показанному тебе на горе», и было так до пришествия Христова. Господь, пришедши, снес(?) с неба другую нам скинию Святую Веру и Церковь, устроенную так же, потому что услышано им у Отца в предвечном Совете Бога Треипостасного. Но явились самовольники фотографы, давай подрисовывать, давай делать новые снимки и нагородили. Лик Церкви один, но в самодельных снимках у одного вышло две головы, у другого ни рук, ни ног, там глаза изменили тут одежда совсем не та и прочее, и прочее, и прочее. И у всех одна подпись – Церковь».

Подобного рода сильных, точных и емких образов присутствует предостаточное количество в «Письмах о Христианской жизни» святителя Феофана Затворника. Это бездонный колодец, из которого мы не только можем, но и обязаны черпать воде Живого Учения Господа Нашего Иисуса Христа, выраженного столь удобным и действенным способом, дабы и нам давалась возможность хоть в небольшой мере приблизиться к одному из самых значимых деяний в жизни каждого христианина, а именно к проповеди Божией.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru