Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Материалы, связанные со святителем Феофаном (Говоровым), найденные в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки с января по июнь 2012 года 20.11.2012

Материалы, связанные со святителем Феофаном (Говоровым), найденные в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки с января по июнь 2012 года

Выступление эксперта Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского,главного архивиста Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки Д.А. Чудинова на на пленарном заседании VI Феофановских чтений.

В течение первых 6 месяцев 2012 года в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки продолжалась работа по поиску и выявлению архивных материалов, связанных с именем святителя Феофана. Продолжалось изучение фондов, в которых поиски уже велись, и привлекались фонды, не использованные ранее: архив Московской Духовной академии (ф. 172), архивная часть собрания Троице-Сергиевой Лавры (ф. 303), архивы Толстых (ф. 302, в котором есть материалы Александра Петровича Толстого, обер-прокурора Святейшего Синода), Апраксиных-Голицыных (ф. 11), архив Саввы (Тихомирова) (ф. 262), постоянного корреспондента святителя; Оптиной пустыни (ф. 213 и 214), Авраама Сергеевича Норова (ф. 201), Вифанской духовной семинарии (ф. 762), архимандрита Иннокентия (Просвирнина) (ф. 862) и др. В процессе работы было выявлено 38 документов, имеющих отношение к святителю Феофану, которые можно разделить на следующие тематические группы.

1. Материалы, связанные с Московской Духовной Академией.

А) Студенческие и магистерские работы, посвященные духовному творчеству святителя Феофана, а также отзывы к ним: Кузнецов, Александр. "Преосвященный Феофан (Говоров) как проповедник" — студенческая работа. 1895 год; Кипарисов, В. Отзыв на эту работу. 1895 г.; Иларион, архимандрит. Отзыв о кандидатском сочинении А. Ворончева "О трудах Преосвященного Феофана-Затворника по изъяснению Нового Завета". 28 апреля 1916 года (самой работы нет); Страхов, В. Отзыв на эту же работу. 7 мая 1916 года; фрагмент студенческой работы неизвестного лица [Обзор трудов епископа Феофана по истолкованию Нового Завета]. Без начала и конца. Без даты; Суворов, Н. «О подражании Христу» Фомы Кемпийского и «Путь спасения» Феофана епископа» — студенческая работа. 1917 г. Феодор, епископ. Отзыв на данную работу. 1917 г.; «Труды Феофана Тамбовского (Говорова) по истолкованию Нового Завета» — студенческая работа неизвестного лица. Без окончания. [Нач. 1900х гг.]; Отзыв о [магистерском] сочинении Н. Мальцева «Психология нравственного влияния одной личности на другую (Опыт православного христианского решения вопроса на основании морально-психологических данных в произведениях епископа Феофана и Ф.М. Достоевского)». Казань, 1902.

Б) Материалы, связанные с иконой святителя Митрофана Воронежского, собственноручно написанной святителем Феофаном и переданной в домовую церковь Академии: Опись Академической Покровской церкви. Кон. XIX — нач. XX вв. (содержится указание о том, на каком месте в церкви находилась икона святителя Митрофана Воронежского, написанная святителем Феофаном, и имя человека, ее пожертвовавшего).

В) Материалы, связанные с присвоением святителю Феофану звания почетного члена Московской Духовной Академии, а именно: дела Совета МДА № 2 и № 9 за 1887 г., куда вошли протоколы заседаний, на которых было принято решение о присвоении святителю Феофану звания почетного члена МДА, грамота почетного члена МДА на имя преосвященного Феофана, епископа Тамбовского (без подписей), указ Синода о присвоении званий почетных членов и короткое письмо-автограф святителя с благодарностью за оказанную честь.

2. Материалы, связанные с деятельностью архимандрита Иннокентия (Просвирнина).

А) Упоминания святителя Феофана в статьях, лекциях и интервью: информационному агентству «Пренса Латина», журналу «Кругозор», лекция «Научная командировка на Святую Гору Афон» 1983 ноября 21, статья «Афон и Русская Церковь» (опубликована: Журнал Московской Патриархии, 1974, № 3–6) и библиография к этой статье.

Б) Копии материалов XIX-XX вв., в т.ч. привезенные из научной экспедиции на Святую Гору Афон 1983 года (фото — и ксерокопии документов Феофана (Говорова) из Пантелеймонова монастыря: послужной список за 1865 год, свидетельства о рождении и смерти, заявление о вступлении наследников в права наследования), а также курсовое сочинение студента Казанской Духовной Академии В. Кострова «Епископ Порфирий (Успенский). Его деятельность и ученые труды». 1915 г. Машинописная копия 1970х гг. (упоминается святитель Феофан как член Русской духовной миссии, указано, что он был на приеме у Папы Римского).

В) Материалы, связанные с причислением епископа Феофана (Говорова) к лику святых на Поместном Соборе 1988 г.: проект отчета богословско-литургической комиссии 1987 г. (о составлении тропарей и кондаков новопрославляемым святым, в т.ч. святителю Феофану), тропари и кондаки новопрославленным святым 1987 г. (тем, кого прославили на Поместном Соборе в 1988 г., в т.ч. святителю Феофану).

3. Святитель Феофан в письмах.

В архиве Толстых (ф. 302) среди переписки директора канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода К.С. Сербиновича с обер-прокурором Святейшего Синода А.П. Толстым к одному из писем было приложено письмо дипломата Аполлинария Петровича Бутенева к директору Азиатского департамента МИД Егору Петровичу Ковалевскому, где упоминался святитель Феофан (в связи с тем, что в бытность настоятелем посольской церкви в Константинополе ему приходилось исполнять требы в госпиталях); в архиве МДА (ф. 172) найдена писарская копия письма епископа Феофана к Иоанну Кронштадтскому (Сергиеву И.И.) (оригинал письма хранится на Афоне); в архиве государственного деятеля, путешественника, ученого и писателя Авраама Сергеевича Норова — письмо к Норову в Теплиц от архидиакона Григория Веглериса, преподавателя греческого языка в Санкт-Петербургской духовной академии, от 15 июля 1857., в котором он просил назначить его на место архимандрита Феофана настоятелем посольской церкви в Константинополе; в архиве Апраксиных-Голицыных (ф. 11) — письмо иеромонаха Оптиной пустыни Климента (Зедергольма) к графу А.П. Толстому, в котором упоминается святитель Феофан (в то время о. Климент занимался Мансуровым и ждал от о. Феофана присылки замечаний); В архиве А.И. Успенского (Ф.434) — письмо епископа Феофана к Савве (Тихомирову), архиепископу Тверскому, из Вышенской пустыни, от 8 января 1886 г. (пишет, что отправляет епископу Савве 2 книги своей «Евангельской истории») (на втором листе — черновик ответного письма архиепископа Саввы от 21 января 1886 г.; он пишет, что получил книги с благодарностью, что читал этот труд еще в рукописи, и хорошо о нем отзывается); в архиве Саввы (Тихомирова) (ф. 262) были найдены 2 черновых письма епископа Тверского Саввы (Тихомирова) к епископу Владимирскому и Муромскому Иакову (Кроткову). В письмах упоминается святитель Феофан. Одно письмо — от 9 октября 1879 г. (ответ на письмо от 29 сентября того же года), в нем говорится о соображениях преосвященного Феофана по поводу открываемого Александроневского братства; другое — от 7 января 1881 г. (ответ на письмо от 23 декабря 1880 г.), епископ Савва говорит о чтении некоего творения святителя Феофана; в архиве митрополита Филарета (Дроздова) (ф. 316) — письмо митрополиту Филарету от Аркадия (Федорова), архиепископа Олонецкого и Петрозаводского, от 12 июня 1856 года, где упоминается архимандрит Феофан: «…На сих днях посетил меня в Петрозаводске Еф. Федорович Гучков; беседа его со мною была, кажется, искренняя: много, много он порадовал меня своею теплою любовию к своей Церкви, к своему пастырю, своею преданнейшею любовию к Вашему Высокопреосвященству. Тут подошел к нам наш Ректор Семинарии, отправляющийся в Константинополь, архим. Феофан; Еф. Федорович сблизился и с ним, так что просил о. Феофана посетить его в Москве; о.Феофан обещался посетить, побывавши в Новом Иерусалиме. Отец Феофан 6 лет жил в Иерусалиме Палестинском; жизни примерно-благочестивой, Академик перворазрядный, редко таких между оо. Ректорами семинарий видеть мне случалось». (Предположительно речь идет о Ефиме Федоровиче Гучкове (18051859), одном из представителей династии Гучковых, выходце из старообрядческой семьи, перешедшем впоследствии под угрозой репрессий в единоверие, купце 1-й гильдии, фабриканте, одном из богатейших предпринимателей Москвы, занимавшем пост московского городского головы (18571859). Гучков был интересным человеком, пользовался в Москве огромной популярностью); в архиве Оптиной пустыни (ф. 213) — черновое письмо Амвросия (Гренкова) неизвестному лицу, где упоминается, как мне кажется, святитель Феофан: "Преосвященному Феофану напишите, что М. Макария не пойдет и настоятельницей, не только в казначеи Троекуровской общины если приглашать ее. Достоверно известно, что она уклоняется от начальства; от роду имеет более 50 лет, половину из них прожила в монастыре, под опытным руководством, с природным умом и немалым образованием. Не желаю насиловать Ваших собственных убеждений, а должен сказать, что Вы после много пожалеете, если случится Вам увидеть это лицо, и поближе узнать — какой Вы настоятельницы лишили Троекуровский монастырь. Впрочем у Святителей должно быть свое чувство и убеждение по Бозе, без примеси человеческой. Эти мысли выразите по-своему; смягчите, но не убеждайте. Пусть будет по воле Божией». (Так как речь идет о Троекуровской общине, которая стала потом Троекуровским Свято-Димитриевским Иларионовским женским монастырем и в который святитель Феофан подарил икону своего письма, то "мать Макария" — это Макария (Домогацкая), вторая настоятельница монастыря (18621868)). Отдельно хочется упомянуть о выявленных в архивохранилищах Научно-исследовательского отдела рукописей двух письмах-автографах духовной дочери святителя, княгини Пелагии Лукомской. В одном из них, адресованном Алексею Николаевичу [Загоскину?] и датированном приблизительно серединой 1850х гг., Лукомская пишет о том, что по просьбе Графа (А.П. Толстого) отправляет Алексею Николаевичу для ознакомления свою переписку со святителем Феофаном и рассказывает о нем самом, его характере, его жизни и карьере, с тем чтобы эти сведения были переданы графу Толстому, и тот предложил архимандриту Феофану достойное назначение (сама она предлагает пост ректора Киевской Духовной Академии). Это письмо возымело действие: вскоре архимандрит Феофан был назначен на должность ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии. По словам его бывшего начальника по Иерусалимской духовной миссии епископа Порфирия (Успенского) (ч. VII, с. 90): «Эта ректура негаданно, нечаянно поручена служившему со мною в Иерусалиме архимандриту Феофану по настоянию синодального обер-прокурора Толстого, который у кого-то (едва ли не у княжны Лукомской) читал его благочестивые письма и признал его достойнейшим оной ректуры». Таким образом, мы видим, что святитель Феофан получил это назначение именно благодаря данному письму княгини Лукомской, автограф которого хранится в Отделе рукописей РГБ.

Второе письмо княгини Пелагии Лукомской, находящееся в архиве Оптиной пустыни (ф. 213), адресовано Поликсене Васильевне [Саломон], супруге действительного статского советника и сенатора Петра Ивановича Саломона, духовной дочери преподобного Амвросия Оптинского. Датируется оно приблизительно 1880-ми годами. В нем дается описание некоего сна княгини (как она стоит перед некой обителью в большой толпе, а Христос, стоящий перед этой толпой, вызывает к Себе людей, преимущественно простого звания. Она обращается к Христу, спрашивая Его, почему Он не зовет ее. Иисус гневно отворачивается, и она в отчаянии падает на землю. После этого Иисус подходит к ней и говорит, что теперь, после раскаяния и смирения, она готова войти в Царство Небесное), которое содержится в Словах святителя Феофана к тамбовской пастве (Слово в неделю о блудном сыне). В письме указано, что этим сном заинтересовался преподобный Амвросий и попросил, через Поликсену Саломон, прислать ему его описание. Позднее в том же архиве было обнаружено подготовленное к изданию собрание слов и поучений преподобного Амвросия, где в слове о смирении описывается этот сон (как «сон некой госпожи»), а само письмо Лукомской (как «письмо некой госпожи П. Л-кой») дано отдельно в приложении к этому изданию.

4. Прочие материалы.

К этой группе относятся совершенно разноплановые материалы. Например, находящиеся в собрании Оптиной пустыни (ф. 214) дневники одного из известных оптинских насельников игумена Феодосия (Попова), где он цитирует свои прошения к епископу Феофану во время пребывания того на тамбовской кафедре, «Опись вещам библиотеки скита Оптиной пустыни» (Август 1923 г.) и «Опись имущества музея «Оптина пустынь» с краткими справками о церквах монастыря и скита» (1925 г.), из которых мы узнаем, что в Оптиной пустыни имелось 2 портрета святителя Феофана: один из них, литография, находился в библиотеке скита, другой портрет — в Макарьевском корпусе («хибарки старцев»). В архиве Вифанской духовной семинарии (ф. 762) обнаружен список книг, рекомендованных для Вифанской духовной семинарии, 1884 г. (в числе прочих рекомендована книга епископа Феофана «Слова»). Наконец, к этой группе можно отнести хранящиеся в архиве Саввы (Тихомирова) рукописи его воспоминаний «История моей жизни» за разные годы (например, 1866), где неоднократно упоминается святитель Феофан.

В заключение хочется сказать, что работа в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки будет продолжаться по целому ряду направлений, среди которых поиск материалов, связанных со святителем, выявление следов келейной библиотеки епископа Феофана, работа с франкоязычной перепиской Аполлинария Бутенева, выявление греческих книг, с которыми работал святитель, и многие другие.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru