Издательский Совет Русской Православной Церкви: Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле 19.11.2012

Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле

Выступление кандидата педагогических наук, доцента ШГПУ, настоятеля Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственного за духовное окормление молодёжи города Владимира Отдела по делам молодёжи Владимирской епархии архимандрита Зосимы (Шевчука) на пленарном заседании VI Феофановских чтений.


"Значение святителя Феофана для нашего времени трудно переоценить. Это обусловлено тем, что два периода времени: период деятельности святителя и постсоветское время – соотносятся между собой как время разрушения и время восстановления духовной жизни в России»[1].

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании к участникам ІV Феофановских чтений в своё время писал: «По слову святителя Феофана, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои»». Так и творения самого святителя, нашедшие отклик в сердцах его духовных чад, вновь оживают в сознании наших современников. Его вдохновенные писания несут свет Христов в души ищущих спасения, пробуждают от греховного сна людей, увлекшихся «по стихиям мира» (Кол. 2:8). Неукоснительное следование апостольскому благовестию в согласии с толкованиями отцов Церкви, опыт личной аскезы, подвиг молитвы, простота и проникновенность изложения основ духовной жизни, кротость и смирение сердца — все это убедительные свидетельства святости и проповеднического дара святителя Феофана. В своих творениях он указывает путь ко спасению как для новоначального, так и для уже воцерковленного христианина»[2].

Как отмечал митрополит Калужский и Боровский Климент в одном из своих интервью, «Святитель Феофан Затворник научает нас ревности по Богу, основам христианской жизни и начаткам подвижнического пути человека к своему Творцу и Благодателю. Особенно важно, что его учение обращено ко всем чадам Церкви — не только к монашествующим, но и к мирянам, и даже к тем, кто лишь обращается к вере Христовой. В наши дни, когда человек все дальше удаляется от Бога, творения святителя Феофана служат путеводной нитью для всех взыскующих Небесного Града. В этом состоит непреходящее значение его духовного наследия»[3].

12 марта 2011 года в Успенский кафедральный собор города Владимира из Вышенской пустыни Рязанской епархии были привезены мощи святителя Феофана (Говорова). Мощи святителя и Казанская икона Божией Матери из Вышенской пустыни были торжественно встречены у колокольни Успенского собора, после чего архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий возглавил молебен с чтением акафиста. За богослужением молились настоятели храмов и монастырей города Владимира, губернатор Владимирской области Н.В. Виноградов с супругой. Перед началом молебна было зачитано послание архиепископа Евлогия, в котором говорилось о непродолжительном (1863–1866), но весьма плодотворном служении святителя Феофана на Владимирской кафедре. Ректор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии протоиерей Георгий Горбачук в проповеди после Евангелия напомнил о помощи, оказанной святителем Феофаном крестьянину Иову Шумову в составлении акафиста святому Димитрию Солунскому. Старший священник Вышенской обители игумен Пимен (Баханов) передал в дар архиепископу Евлогию икону святителя Феофана Затворника[4]. Мощи находились в епархии несколько дней при всеобщем воодушевлении во множестве приходившего к ним православноверующего народа. Это послужило для меня тогда поводом задуматься о том, насколько же велика связь с Владимирской землей Вышенского затворника.

Архимандрит Георгий (Тертышников) в своем исследовании, посвященном святителю Феофану, пишет, что 22 июля 1863 г. он был перемещен на древнюю, более обширную Владимирскую кафедру вместо уволенного на покой епископа Иустина. В синодальном докладе было сказано, что преосвященный Феофан “настоящим своим служением снискал потребную опытность для управления столь обширной паствою”[5].

Непродолжительно было служение епископа Феофана и во Владимире, но и здесь он проявил себя ревностным архипастырем и успел заслужить всеобщее уважение и любовь. Главным попечением его во Владимирской епархии было спасение вверенных ему душ через назидание, посредством проповеди слова Божия. Он поучал народ с высоты церковного амвона и в храмах епархиального города, обходя грады и веси обширной, миллионной своей паствы.

За проповеднической деятельностью и в тесной связи с ней следует деятельность миссионерская. Этот вид деятельности также нашел в лице преосвященного Феофана весьма ревностного исполнителя. Епископ Феофан предпринимал путешествия в раскольнические центры епархии, где произнес целый ряд проповедей, а в конце 1864 году открыл в селе Мстере Вязниковского уезда Богоявленское православное братство.

Однако предметом самых усердных забот епископа Феофана явились церковно-приходские школы и духовно-учебные заведения епархии. Он закончил начатую его предшественником постройку общежития для учеников Владимирской духовной семинарии, открыл училище для девиц духовного звания. С начала 1865 г. по ходатайству святителя Феофана стали выходить “Владимирские епархиальные ведомости”. За усердную и плодотворную архипастырскую деятельность во благо Церкви преосвященный Феофан был награжден орденом святой Анны II степени (17 апреля 1857 г.) и святой Анны I степени (19 апреля 1864 г.).

Но обширная практическая деятельность по епархиальному управлению не была сродни душе архипастыря. Как уже было сказано, с юных лет он стремился к уединению и идеал монашества видел в совершенном отречении от всех житейских забот. И вот теперь, после двадцатипятилетнего служения Церкви на различных поприщах, преосвященный Феофан нашел благовременным осуществить свое всегдашнее стремление.

Посоветовавшись со своим давним духовным руководителем, митрополитом Исидором, он подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии (сейчас она находится в Рязанской епархии). Ходатайство Владыки было удовлетворено, и 17 июля 1866 г. он был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенской пустыни, где проводил свою жизнь как ученый инок[6].

Протоиерей Николай Депутатов писал: «Трогательно было прощание иерарха со своими пасомыми. 26 июня 1866 г. отслужил он в последний раз литургию и обратился с сердечной речью к своей пастве: «Не попеняйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. Отхожу не ради того, что вынужден был вас оставить: ваша доброта не допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшего — как это сродно естеству нашему. Как это могло образоваться, не берусь объяснить. Одно скажу, что кроме внешнего течения событий, определяющих наши дела, есть внутренние изменения расположений, доводящие до известных решимостей, есть, кроме внешней необходимости, необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречит сердце. Находясь в таком положении, об одном прошу любовь вашу, — оставя суждения и осуждения сделанного уже мною шага усугубьте молитву вашу, да не отщетит Господь чаяния моего и да дарует мне, хоть не без трудов, обрести искомое мною».

Поблагодарив свою паству за ея любовь к нему, за внимание к пастырскому его слову, за благоговейное стояние в храме, за благолепное украшение церквей Божиих, Владыка просил беречься от учений растлительных, подрывающих основы веры, разстраивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства. «Поберегитесь, Бога ради, сих учений. Испытательным камнем да будет для вас святое учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все, несогласное с сим учением, отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось». В заключение Владыка земно поклонился на все стороны, произнеся следующие умилительно-трогательные слова: «Простите, простите, если кого оскорбил, обидел, не оправдовал, или чем соблазнил. Господь Своею благодатию да простит и помилует всех вас». Владимирцы со слезами проводили своего любимого святителя»[7].

В Тамбовской Вышенской пустыни Святитель Феофан провел 28 лет до своей смерти. Первые 6 лет в храмах он возглавлял монастырские богослужения, принимал прихожан (было ему в то время 51–57 лет), а последующие 22 года (возраст 57–79 лет) епископ Феофан провел в уединении, т.е. ушел в затвор (!), общаясь с внешним миром только в письменной форме. Свое затворничество он объяснял желанием полностью предаться духовно-литературным трудам на благо Церкви, продолжая по-прежнему служить Церкви, но другим способом. Была и вторая причина: он стремился еще с юношеского возраста к полному уединению и молитвенному общению с Богом. В затворе ему удалось создать капитальный труд “Путь ко спасению”, как осмысленное действие своей собственной жизни в уединении. В книге изложен идеал истинно-христианской жизни и те пути, которые надо пройти, чтобы иметь такую жизнь.

Святитель Феофан глубоко убежден в том, что высшей ступенью жизни человека является его общение с Богом и выполнение заповедей Господних. Если совершаются такие действия православным человеком, то он обязательно, как указано в книге, должен пройти три момента в своей жизни:

· начало христианской жизни;

· совершенствоваться, зреть и крепнуть;

· пройти жизнь, какой она проходит в полном своем совершенстве.

Эти моменты жизни характеризуются тремя ступенями:

· обращением к Богу, когда человек идет от тьмы греха к свету христианской истины и добродетели;

· очищением, т.е. человек очищает свое сердце от всех внутренних нечистот, готовя себя принять грядущего к нему Господа;

· освящением, при котором Сам Бог приходит, вселяется в сердце человека и обитает в нем. Такое состояние блаженного Богообщения является целью всех стремлений и итогом трудов подвизающегося в спасении.

Святитель Феофан на основе своей жизни показал, что христианская жизнь начинается с момента духовного рождения человека, т.е. с таинства крещения, а затем она развивается и укрепляется через нравственно-православное воспитание в семье под влиянием Церкви и церковности. Необходимо уделять особое внимание начальному воспитанию, так как от этого зависит вся дальнейшая судьба любого человека. Бывают и такие случаи, когда крещеный человек живет в состоянии греха и, по наблюдениям Владыки Феофана, таких людей имеется весьма много. Иногда под воздействием благодати Божией человек избавляется от грехов своей жизни, начиная православную жизнь. Как это можно сделать? В книге П.А. Смирнова[8] есть ответ: это внутреннее сосредоточение, уединение, молитва, обязательное чтение слова Божиего, труд, пост, милостыня и другие богоугодные элементы жизни. Так думал, писал и убеждал святитель.

Эти богоугодные действия человека в жизни были бы непосильны, если бы, по твердому убеждению святителя Феофана, не приходила на помощь благодать Божия.

На сайте Владимирской епархии размещено интересное исследование священника Алексея Масалова о проповеднической деятельности святителя Феофана на Владимирской кафедре. В частности, он пишет: «Прекрасным свидетельством неутомимых трудов Святителя на Владимирской кафедре являются его «Слова к Владимирской пастве». Это сборник проповедей святителя Феофана, который содержит ценный материал для понимания жизни и взглядов великого иерарха Русской Православной Церкви.

Проповедь будет одним из самых замечательных дел Святителя на Владимирской земле. Он проповедовал на каждом богослужении, затрагивая самые важные для слушающих темы. Уже в первом слове святитель Феофан заговорил о главнейшей из них, вокруг которой строилось все его служение.

Так, в слове «В день воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня» 14 сентября 1963 г. Архипастырь говорил о крестоношении, связав эту тему с учением о грехопадении человека. Эту тему Святитель раскрывает и в проповеди «В неделю по Воздвижении» 15 сентября 1863 г. Рассуждая о первобытном состоянии человека, Святитель раскрывал систему христианской антропологии, говорил о состоянии человека после грехопадения и подробно излагал практику православной аскезы.

Интересной особенностью проповедничества святителя Феофана является последовательное раскрытие одной темы в двух и даже трех проповедях. Например, 24 ноября 1863 года Святитель начинает излагать систему борьбы со страстями на основе учения о составе человеческой природы и продолжает эту тему 1 декабря 1863 г. В слове «В неделю пред Крещением». 5 января 1864 г. Архипастырь говорит о таинстве Крещения, о грехопадении и продолжает эту тему в проповеди «На Крещение Господне» 6 января 1864 г. и слове «В неделю по Просвещении» 12 января 1864 г.

Святитель Феофан говорил о самых разных сторонах христианского учения и жизни человека. Видно, что Архипастырь сразу откликался на все злободневные проблемы своей паствы. 6 октября 1863 г. («В неделю 20-ю») он говорил о необходимости чтения и изучения Священного Писания, «В день Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил» 8 ноября 1863 г. рассуждал о жизни ангелов , 8 декабря 1863 г. («В неделю 29-ю») проповедовал об адских муках, «В неделю Жен Мироносиц» 3 мая 1864 г. говорил о любви. Эту тему Святитель продолжал развивать в проповеди «В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» 8 мая 1864 г. и «В день Святителя и Чудотворца Николая» 9 мая 1864 г. «В день святителя и Чудотворца Николая…» 6 декабря 1864 Архипастырь объяснял государственное законодательство.

Во многих проповедях Святитель четко и размеренно объяснял суть празднуемых событий, толковал апостольские и евангельские чтения. Но когда Архипастырь начинал говорить о нравственных проблемах своей паствы, тон его речей менялся. Они становились пламенными, горячими, нередко даже резкими. Они словно рвались из глубины любящего сердца, глубоко переживающего и желающего исправить недостатки пасомых.

В этом контексте в пример можно привести критику Святителем празднования Нового года в слове «На Богоявление» 6 января 1865 г. «Наперед прошу, не погневайтесь, — говорил Архипастырь. — Хочу укорять вас. — Хочу укорять за то, что вы к языческим обратились обычаям и вместо Бога стали прибегать к бесам. — Это не громкие только слова, а самое дело! — Вспомните, как многие из вас встречали новый год, — и теперь хладнокровно рассудите, — похоже ли это на что-либо христианское?! — До полночи проиграть в карты, или проговорить о всяких пустяках, а в самую полночь, — на рубеже старого и нового года, — взять бокалы и вертеться. — Что это такое? и есть ли тут какой смысл? — Бог — Владыка времени и жизни нашей, — дал нам провести один год в вводит другой. В минуту сего перехождения что прилично? — Воздеть руки к небу и поблагодарить Господа за прошедшие милости и умолить Его продлить свое благоволение и на будущее. В каждой ли семье особо так поступите, или соберетесь по нескольку семейств вместе, — благословенно так встретить новое лето. А вертеться с бокалами — тут какой смысл? — Шутка разве жизнь наша, и время — вещь ни к чему негожая? — Если так, то конечно нельзя лучше встретить нового года, как пycтословием и пляскою. Это будет — задать тон на весь год. Но ведь вы и сами так не думаете о времени и жизни!! — Что же это делалось! Повеселиться захотели?! — Для разве нет другого времени, совсем незнаменательного? Да и веселье тут бывает у вас не так шибко. — Нет, тут делалось что-то другое! — Что же бы такое? — Вы скажете: обычай зашел. — И я подтвержу: обычай зашел, — и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный».

В пример пагубности «поблажек» и «льгот», Святитель приводит католичество и протестантизм, подвергая их жесточайшей критике. Святитель Феофан обличает западные вероисповедания нечасто, но очень резко. С этим он часто связывает пламенные обличения приходящих с Запада веяний.

Архипастырское служение святителя Феофана на Владимирской земле было непродолжительным, но активным и плодотворным. Его проповеди являются лучшим свидетельством этого. Они открывают реальное, живое лицо Святителя как ревностного, пламенного пастыря, до глубины души переживающего проблемы как всего государства, так и каждого человека в отдельности. А по содержанию проповеди святителя Феофана до настоящего времени являются лучшими примерами гомилетического наследия Православной Церкви»[9].

Святитель Феофан Затворник навсегда остался духовным покровителем Владимирской земли. Не случайно именно его имя носит Владимирская духовная семинария. Его богословское наследие – бесценное сокровище для нас, пастырей, проходящих свое служение во Владимирской епархии, как, впрочем, и для всех пастырей и всех чад Русской Православной Церкви.

В завершение мне хотелось бы привести слова митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия: «Святитель Феофан основывал свое учение, запечатленное во множестве его творений, не только на фундаментальных знаниях в области православного богословия и аскетики, но прежде всего — на воплощении этих знаний в своем духовном опыте. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу, имеющему непосредственное отношение к предпринимаемому нами начинанию. Необходимо четко уяснить масштаб и многогранность значения личности и трудов святителя Феофана для Церкви и общества сегодня. Ему была знакома тревога о пагубных последствиях распространения безверия, он стремился воспрепятствовать духовной и нравственной деградации современников. Протестуя против разрушительных тенденций в российском обществе, святитель Феофан возвышал свой голос в защиту веры и Церкви. Он делал все от него зависящее для наставления и вразумления тех, кто еще был способен его услышать. Думается, что в наши дни, когда Россия продолжает преодолевать последствия многих десятилетий богоотступничества, голос великого подвижника звучит особенно современно, значимо и весомо»[10].



[1] Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, член Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Выступление 26 января 2011 года на конференции ХIХ Международных Рождественских образовательных чтений.

[2]Послание Святейшего Патриарха Кирилла участникам IV Феофановских чтений mepar.rulibrary/vedomosti/51/791/ (дата обращения 28.09.2012 года)

[3] «Святитель Феофан Затворник научает нас ревности по Богу». Интервью «Церковному вестнику» о Феофановском проекте 1612god.rucommon/mpublic.php?num=1260 (дата обращения 28.09.2012 года)

[4]Мартьянова С. Мощи святителя Феофана Затворника привезли во Владимир blagovest-info.ruindex.php?ss=2&s=3&id=39831 (дата обращения 19.09.2012 года)

[5] Указ Святейшего Правительствующего Синода от 26 июля 1863 года. Об увольнении Иустина, епископа Владимирского от управления епархиею и о перемещении на кафедру Владимирской епархии Феофана, епископа Тамбовского // Тамбовские епархиальные ведомости. 1863. № 18. С. 176.

[6] Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие aliom.orthodoxy.ruarch/013/013-tert.htm (дата обращения 19.09.2012 года)

[7] Депутатов Н., прот. Ревнитель благочестия 19-го века епископ Феофан Затворник eshatologia.org791-revnitel…feofan-zatvornik.html (дата обращения 19.09.2012 года)

[8] Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана Вышенского Затворника. М., 1915.

[9] Масалов А., свящ. Проповедническая деятельность святителя Феофана Затворника на Владимирской кафедре eparh33.ru›Stati_i_publikatsii…Feofan_Zatvornik (дата обращения 19.09.2012 года)

[10] Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на открытии IV Феофановских чтений patriarchia.rudb/text/1288189.html (дата обращения 28.09.2012 года)




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru