Издательский Совет Русской Православной Церкви: Библиотека и читатели

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Библиотека и читатели 03.08.2012

Библиотека и читатели

Библиотекари отмечают, что читателей стало меньше, особенно это заметно в читальных залах районных муниципальных библиотек. Почему библиотека стала менее востребованной? И стала ли она менее востребованной?

Сразу уточню, что далее речь пойдет о массовой библиотеке и о «массовом» читателе.

Нередко на фоне разговоров о том, что «люди читать перестали» создается впечатление, что читали все и много веками и тысячелетиями, а теперь вдруг перестали. Так ли это? Прежде всего предлагаю вспомнить, когда в России появилось большое количество всем доступных публичных библиотек. Это рубеж XIX и XX веков. Именно в это время в разных городах страны, в т.ч. в небольших, открываются массовые библиотеки, т.е. чуть более ста лет назад. Можно ли предположить, что читателями стали большинство людей? Если вспомнить, что церковно-приходские школы и школы грамоты повсеместно, в т.ч. в селах, открылись ближе к концу XIX века, и если мальчиков туда отправляли, то девочек гораздо реже, станет понятным, что такое предположение было бы слишком смелым. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, советовал в одном из писем учителю такой школы, как убедить родителей всё-таки отдавать дочерей учиться чтению, выражал уверенность, что, если люди будут грамотными сами, то с обучением следующего поколения проблем не будет: не захотят умеющие читать родители детей неграмотными оставить.

После революции 1917 года образование, как известно, стало всеобщим, и абсолютное большинство детей в школу теперь ходили и читать умели. Те, кто хорошо знает и помнит своих дедушек и прадедушек, учившихся в те годы в сельских школах, понимают, что те 5 или 7 классов были далеко не равны по объему полученных знаний тем же классам, но оконченным спустя десятилетия. И дедушки и прадедушки читали, конечно, но далеко не все владели техникой и скоростью чтения на уровне сегодняшнего пятиклассника. Были ли они очень активными читателями библиотек? По воспоминаниям моей бабушки, читать она любила, читала много, а книги брала чаще всего в библиотеке при фабрике. Конечно, бабушкино «много» было «много» в её понимании, и книжного фонда небольшой фабричной библиотеки ей хватало вполне. Очевидно, что в те десятилетия были гораздо более активные и образованные читатели, были настоящие библиофилы, но ведь они и сегодня есть. Мне представляется сейчас более интересным поговорить о более массовом, «обычном, простом» читателе.

В послевоенные десятилетия читатель стал более массовым, более активным. Книги домашние, личные были этому читателю далеко не всегда доступны, и читатель посещал библиотеку часто. Читателей этого времени я бы рискнула поделить на «читателей по необходимости» и «читателей по желанию», т.е. на тех, кто брал в библиотеке необходимые книги по программе учебного заведения, которых не было дома, и тех, кто брал книги потому, что сам, для себя, хотел их прочитать, брал книги, которые были интересны самому читателю, а не кем-то их «велено знать». Конечно, деление это весьма условно, и очевидно, что было много людей, которые пришли в библиотеку в первый раз по необходимости, а потом стали её постоянными читателями.

В те годы у многих было значительно меньше книг дома. Конечно, были и счастливые обладатели хороших домашних библиотек, собранных и сохраняемых старшими поколениями. Но значительная часть читателей домашними библиотеками похвастаться не могла. И три основные причины лежат на поверхности. Первая половина XX века принесла людям множество трудностей, лишений, и многим семьям было не до покупки книг: средства уходили на самое необходимое, на другое не оставалось. Огромное количество семей жили в общежитиях и коммунальных квартирах, а значит, на домашнюю библиотеку места им попросту не хватило бы. Кроме того, многие из нас помнят, что книги нередко были дефицитным товаром, а потому купить их было не так просто. Помните макулатуру, заветный талончик, подписку, чтобы потом приобрести несколько томов Пушкина, Дюма и др. авторов?

И всё же стоит честно сказать, что не читающие люди были всегда, и раньше и сейчас. И дома совсем без книг были, и искреннее непонимание тех, кто книги покупал, библиотеку собирал – тоже, вместе с не менее искренним вопросом «зачем они нужны?» и советом «продайте».

Кроме большого книжного собрания библиотека была (и остается) центром культуры. Это место встреч авторов с читателями, место проведения литературно-музыкальных вечеров, выставок.

Итак, ещё 10–20 лет назад в муниципальных библиотеках читателей было заметно больше, в читальных залах места не хватало, приходилось стулья подставлять дополнительные.

Что сегодня? Заметно меньше людей в читальных залах, временами – никого; меньшее число читателей на абонементе. При этом интерес читателей к культурным мероприятиям сохраняется. Библиотекари со стажем нередко могут заранее точно сказать, что особенно заинтересует их постоянных посетителей, а что соберет только небольшую группу интересующихся.

Во многих библиотеках появились новые отделы: краеведения. И это очень важный шаг. Здесь и книги местных авторов, и издания о районе и его жителях. Такой отдел в библиотеках помогает и юным посетителям не вырасти Иванами, родства не помнящими, и старшим читателям предлагает интересные источники.

Но почему же уменьшилось число читателей в отделе абонемента и в читальном зале? Если говорить о «читателях по необходимости», здесь все довольно понятно. Тексты книг, которые они раньше брали в библиотеке или с которыми работали в читальном зале, сегодня они находят в Интернете. Конечно, «читатели по необходимости» совсем не исчезли. Они приходят реже, и их стало меньше.

Что же произошло с «читателями по желанию»? Значительная часть их по-прежнему ходит в библиотеки, и никакие возможности Интернета, электронных книг и обычных книжных магазинов не уведут их оттуда. Ещё часть читателей «перекочевала» в электронный формат, и книги скачивает…, не всегда задумываясь об авторских правах. А ещё одна часть «читателей по желанию» сначала перешла в более крупные библиотеки, в том числе научные, а ещё собрала дома хорошие домашние библиотеки, и теперь домашнее собрание позволяет в муниципальную библиотеку не ходить. «Читатели по желанию» не перестали читать: они составили хорошие домашние книжные собрания и не перестают их пополнять. Подрастающее поколение тоже растет не без книг: то, за чем родители ехали в районную библиотеку, у сегодняшних детей стоит на полке дома, поэтому можно просто взять и прочитать: родители купили.

Мне кажется не стоит торопиться с выводами, что «люди перестают читать». В муниципальных библиотеках на некоторые книжки записываются и ждут своей очереди.

Нельзя списывать со счетов и особенности комплектования библиотек. Увы, сегодня многие запрашиваемые читателями книги в библиотеку так и не приходят или приходят с большим опозданием.

А переоценить роль муниципальной библиотеки – библиотеки для всех – сложно. Это и совершенно особая атмосфера хранилища книг, и возможность/необходимость научиться пользоваться каталогами и искать нужную информацию и новые источники.

Основная суть муниципальной библиотеки – книжное собрание, которым может пользоваться любой житель. В последние годы нередко создается впечатление, что про эту суть как будто «забывают», отодвигают её на второй план, а на первый план выходит привлечение читателя в библиотеку с помощью мероприятий, т.е. культурный досуг человека. В некоторых детских библиотеках даже кажется, что книги вообще ушли на второй план, а главное – детский досуг с играми и развлечениями. Многие муниципальные библиотеки стали называться библиотека интеллект-центр. Первоначальные функции библиотеки меняются? Это веяние времени?

Иногда кажется, что мы, современники, забываем: книга, библиотека – ценность сама по себе, без системы «бонусов», которые должны к ней привлекать. И жаль, что забываем… Ведь этим мы как будто ставим под сомнение и ценность книги, библиотеки как таковой и в глазах юных читателей.

Что будет с муниципальной библиотекой дальше? Останется ли её основная функция главной или библиотека превратится в центр информации, культуры и досуга, а её роль как книжного собрания будет не единственной и главной, а одной из ролей?


Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru