Издательский Совет Русской Православной Церкви: О современной литературе в целом трудно сказать что-либо определенное и содержательное, поскольку она разная...

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
О современной литературе в целом трудно сказать что-либо определенное и содержательное, поскольку она разная... 18.06.2012

О современной литературе в целом трудно сказать что-либо определенное и содержательное, поскольку она разная...

Андрей Витальевич, современную литературную ситуацию нередко ругают. Говорят, что современная литература низкопробная, что уровень её низкий… А что скажете о ней Вы – главный редактор журнала «Новый мир»?

О современной литературе в целом трудно сказать что-либо определенное и содержательное, поскольку она разная. Вот это единственное, что можно сказать: она разная. И сегментированная. И по жанрам, и по тематике, и по высоколобости/низкопробности и пр. И нет книг, которые бы читали «все». Каким бы тиражом ни распродавалось то или иное сочинение (хорошее или дурное), непременно есть еще больше людей, которые его не читали и читать не будут, а прочтут что-то иное, если вообще что-то прочтут. Вот что пишет в очень важной статье «Кризис российской художественной литературы с точки зрения ее социальных функций» футуролог Константин Фрумкин: «в обществе, свободном от централизованно навязываемых пристрастий эстетическая и социально-коммуникативная функция литературы начинают работать в противофазе. В ситуации предельного "раздробления" критериев качества, чем более точно книга соответствует вкусам одного человека, тем с большей вероятностью она не соответствует вкусу другого, а значит "предельно хорошая" (с чьей-то точки зрения) книга не может послужить источником дополнительных социальных связей ее поклонника с окружающими».

Когда говорят о литературе прошлого, называют течения, направления, группы, объединения и т.д. Что можно сказать о литературе настоящего? Какая литература сегодня есть? Если представить, что лет через 50-100 литературоведы писали бы учебник по истории литературы нашего периода, что они должны были бы (или могли бы) написать?

Мы не знаем, что произойдет через 100 лет и даже 50. Во всяком случае будет не то, что мы сейчас представляем. Хочется надеяться, что через сто лет кому-то еще понадобится учебник по литературе нашего времени, что она кому-то будет интересна, как нам сейчас интересна литература начала ХХ века. Мы ведь не знаем самого главного — будет ли через сто лет Россия, а если будет, то что именно под этим названием будет подразумеваться. Что касается учебников литературы... В текущей словесности места много, на первый взгляд всем хватает, а вот в истории литературы его относительно мало. Между тем в период, допустим, с века восемнадцатого и по настоящий момент число писателей в России всё растет и растет. То есть всё увеличивается разрыв между количеством сегодня пишущих авторов и теми немногими «избранными», которые войдут в историю литературы (и чьи имена, может быть, через систему среднего и высшего образования будут переданы новым поколениям в качестве «канонических»). А вот кто именно войдет и от чего это зависит, это отдельная сложная проблема.

С появлением Интернета возможность разместить на соответствующих сайтах свои произведения есть практически у каждого, кто этого захочет. Такое обилие авторов разной степени одаренности и мастерства для литературы – благо или зло?

Не благо и не зло, а просто новая реальность, открывающая массу возможностей. Как сказал Александр Архангельский в недавнем интервью сайту «Православие и мир»: интернет «не помойка и не суррогат — это пустырь. На пустыре ты можешь построить, что хочешь. Хочешь — храм, хочешь — кабак, хочешь — публичный дом, хочешь — домик для семьи, хочешь — келью. Что построишь, то и будет. <...> В этом смысле к Интернету применимы слова о плевелах и зернах: нельзя выпалывать до жатвы». Другое дело, что раньше множество откровенно графоманских опусов так и оставалось в рукописях, в письменных столах и до публики не доходило, а теперь они свободно публикуются в сети. Но штука-то в том, что выставить свой текст (любой) в сети соблазнительно легко, а заставить себя читать трудно. Впрочем, и бумажную книгу сегодня издать не проблема; проблема ее продать, найти читателя. Казалось бы, читающее сообщество уже не способно переварить столько текстов и авторов. Но дело в том, что не все читатели читают всех писателей, а одни читатели — одних авторов, а другие — других. Таким образом, большинство ныне написанных текстов никогда не будет прочитано сколько-нибудь обширной аудиторией.

Нередко читатели жалуются, что «нет хороших книг, нет литературы, нет хороших современных (особенно молодых) авторов»; издатели – что «серьезные книги раскупаются не всегда достаточно быстро; а хорошие авторы нужны, но где ж их взять?»; а авторы, что «к читателям не пробиться, издатели не хотят рисковать и печатать тех, чье имя никому не известно». Замкнутый круг? Или так только кажется? Что можно посоветовать читателям, авторам?

Повторю еще раз: у нас сегодня не столько проблемы книгоиздания, сколько книготорговли, книгораспространения. По данным Российской книжной палаты количество названий изданных книг из года в год растет, а так называемый «средний тираж» всё уменьшается. В свою очередь уменьшение тиража повышает себестоимость каждого отдельного экземпляра, цены растут, от этого тиражи сокращаются и т.д. Что касается взаимных упреков и жалоб авторов, издателей и читателей, то они всегда жаловались, всегда недовольны друг другом. Это как раз нормально. Не всем стенаниям нужно верить, не ко всем жалобам прислушиваться.

Если никому пока не известный автор сегодня хочет «пробиться к читателю», хочет печататься, что Вы как главный редактор авторитетнейшего толстого литературного журнала ему посоветуете? Часто ли начинающих авторов печатают в «Новом мире»?

Как я уже сказал, напечататься сегодня еще не значит «пробиться к читателю». Но публикация в авторитетном литературном журнале повышает шансы автора быть прочитанным, так сказать, экспертным сообществом. Повышает шансы на появление рецензии, выхода отдельной книги, номинирования на премию и пр. Что касается, «Нового мира», то это журнал не для начинающих. Хотя наш интерес к «новым писателям» (в самом широком смысле слова — представляющим разные поколения, а с недавних пор и разные страны) постоянен. Расширить круг авторов журнала можно разными способами; например, мы в последние годы печатаем много авторов с Украины, пишущих и на русском, и на украинском языках. Кроме того, у журнала (в отличие от издательства) четко фиксированы и количество выпусков, и количество страниц в каждом номере. Поэтому нам не нужно 50 романов в год, пять — и то много. Но ведь «Новый мир», к счастью, не единственный литературный журнал; существует разная литературная периодика — и бумажная, и сетевая. Универсального и верного пути в литературу нет, тут действует много факторов, в том числе и случайность, везение, «фарт».


Беседовала Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru