Издательский Совет Русской Православной Церкви: Ректор Киевских духовных школ архиепископ Антоний: Не представляю себе священника, не знакомого с творчеством великих писателей и поэтов

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ректор Киевских духовных школ архиепископ Антоний: Не представляю себе священника, не знакомого с творчеством великих писателей и поэтов 12.05.2012

Ректор Киевских духовных школ архиепископ Антоний: Не представляю себе священника, не знакомого с творчеством великих писателей и поэтов

Ректор Киевских духовных школ архиепископ Борисопольский Антоний – член Палаты попечителей Патриаршей литературной Премии. В преддверии вручения Премии владыка рассказал «Татьянину дню» о том, для чего она нужна, должна ли Церковь оценивать произведения искусства, нужен ли в духовной школы курс литературы и какая литература нравится лично ему.

- Владыка, Вы входите в состав Палаты попечителей Патриаршей литературной Премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Как Вы думаете, в чем важность и значимость Патриаршей литературной премии сегодня, для чего она нужна?

- Мы живем в очень непростое время, когда люди теряют нравственные ориентиры. Те ценности и идеалы, которые поколениями насаждались высокохудожественной литературой, поэзией, размениваются сегодня на фетиш развлекательной индустрии. И теперь уже просто страшно наблюдать как нация Пушкина, Гоголя и Достоевского превращается в общество гламурного чтива и попсы. Но, несмотря на засилье безвкусицы и пошлости, интерес к литературе в обществе все-таки остается. И это радует. Интернет, различные электронные ресурсы, кино и телевидение не могут заменить человеку общение с «живой» книгой, и активная деятельность современных издательств - яркое тому подтверждение. Кроме того, нельзя не отметить и немалое число талантливых современных публицистов, писателей и поэтов, уже известных и тех, кто представляет свое творчество в узком кругу любителей, в блогах, на форумах, читает свои произведения на поэтических и литературных вечерах. Достаточно зайти на соответствующий интернет-портал, чтобы убедиться в огромном количестве творческих людей, «новаторов пера». Думаю, эти факторы – с одной стороны, духовно-нравственная деградация в обществе и конъюнктура рынка, диктующая свои условия, а с другой стороны, не угасающий интерес к творчеству в целом, и к литературе, в частности, огромное значение литературы в деле становления полноценной личности – являются лейтмотивом учреждения Патриаршей литературной Премии. Выделить из общей массы литературные жемчужины, определить духовно-нравственные ориентиры современной культуры, противостоять пошлости и безвкусице – вот в чем я вижу ее предназначение и значимость. Кроме того, большое значение Премии заключается в поиске новых имен, способных удержать нашу великую культуру на должном уровне. А для этого, как написал Андрей Вознесенский, нам нужны «прорабы духа»:

Не гласно и не по радио,

Слышу внутренним слухом –

Объявлен набор в прорабы

Духа!

Требуются бессребреники

От Кушки и до Удельной!

Мы – нация Блока, Хлебникова.

Неужто мы оскудели?

- Должна ли Церковь оценивать искусство: высказывать свою позицию, особо отмечать некоторые произведения, отдельных авторов, указывать на неприемлемые с точки зрения православия моменты? Не ограничивает ли это творческий порыв, стремления автора?

- Только отсутствие таланта может ограничивать творческий порыв автора. Если вместо дара Божьего наблюдаются одни амбиции, то, зачастую, вместо шедевра мы получаем китч, экшн, а иногда просто пошлость. В общем, все, что только способно привлечь внимание, создать скандал, шумиху. Если цель автора – раскрутить свое имя и заработать побольше денег, то здесь, конечно, все средства хороши. Но к литературе, к творчеству это не имеет никакого отношения. Произведение искусства – великое, бессмертное, способное влиять на умы и перерождать души – нужно выстрадать. Нужен колоссальный труд и дар от Бога. Как сказал Василий Ключевский, «талант – искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим». И вот с этим, несомненно, пересекается миссия Церкви, ее освящающая и направляющая роль. Именно Евангелие повлияло на формирование славянской культуры, нравственности, менталитета нашего народа. Русская Православная Церковь испокон веков помогала человеку отделять пшеницу от плевел. И сегодня наша задача - указать на неприемлемость в сфере творчества пошлости и пиара, расставить нравственные ориентиры, чтобы культура сохранила свое воспитательное предназначение, продолжала служить миссии преображения человека. Удачно эту мысль выразил Николай Васильевич Гоголь, указавший цель истинного творчества: «Эту землю плачевную преврати в преддверие Неба своим искусством».

- По каким критериям можно (и возможно ли в принципе?) оценивать литературу? Что для Вас является критерием качества литературного произведения?

- Как сказал английский писатель и поэт Джон Раскин, «когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра». Думаю, главным критерием качества литературного произведения является внутренний отклик на прочитанное. А это становится возможным, если автор вкладывает в свое творение частичку собственной души, всю свою любовь, талант, умение. Глобальным показателем истинного произведения искусства также является время. То, что не теряет своей актуальности, то, что могут одинаково оценить представители самых разных поколений, то, что одинаково восхищает и заставляет задуматься во все времена, не теряя своей актуальности – это и есть настоящее искусство.

- Существует ли в Киевских духовных школах курс истории литературы? Каково значение этого курса в деле воспитания будущих пастырей?

- В обязательную учебную программу Киевских духовных школах входит несколько курсов, посвященных художественной литературе. Нужно отметить, что сегодня мы сталкиваемся с весьма болезненным вопросом современного образования. В семинарию приходят люди плохо знакомые даже с классикой, и нам приходиться восполнять этот пробел. Без художественной литературы невозможно говорить о полноценном духовном и культурном развитии личности. И я не представляю себе священника, не знакомого с творчеством великих писателей и поэтов, имена которых являются гордостью, духовным сокровищем нашего народа. Я глубоко уверен, что уровень интеллекта и культуры молодых священников напрямую зависит от этого вопроса.

- Как воспитывать в себе литературный вкус? Ведь одному разобраться в огромном количестве текстов не так-то просто, в особенности, если речь идет не о мировой классике, а о произведениях современных авторов.

- Хороший вкус формируется под влиянием хороших учителей. Кто знаком с творчеством великих мастеров слова, тому будет легче отличить качественное произведение от суррогата. Кроме того, совершенно ясно, что именно всеядность убивает хороший вкус. Человек должен быть разборчив в литературных предпочтениях, и с особой тщательностью выбирать достойную и здоровую пищу для своего ума.

- Какую литературу предпочитаете читать лично Вы, когда у Вас образуется свободное время?

- Мои любимые писатели – Достоевский, Чехов, Нечуй-Левицкий. Из современных авторов мог бы выделить имена Валентина Распутина, Владимира Крупина. Очень радует появление такого направления в литературе, которое условно назвали «иерейской прозой». Всегда с большим удовольствием читаю рассказы протоиерея Николая Агафонова, протоиерея Михаила Шполянского, иерея Ярослава Шипова. Не могу не упомянуть о книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», которая произвела на меня огромное впечатление.


Беседовала Ольга Богданова





Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru