Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Проведение Дня православной книги в школе: цели, задачи, содержание, методы и формы работы 24.04.2012

Проведение Дня православной книги в школе: цели, задачи, содержание, методы и формы работы

Доклад ведущего специалиста сектора тематического планирования аппарата Издательского Совета Русской Православной Церкви священника Александр Дроздов и редактора сайта Издательского Совета, кандидата филологических наук В.А. Курициной на всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура (X Пасхальные чтения)».


В 2009 году Священный Синод Русской Православной Церкви постановил учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта (по старому стилю) 1564 года. Разработка программы Дня православной книги, а также координация проведения этого праздника были возложены на Издательский Совет Русской Православной Церкви.

Уже третий год День православной книги отмечается в храмах, библиотеках, домах культуры, образовательных учреждениях.

Конечно, мы помним, что ребенок имеет право воспитываться в своей родной культуре, что вероисповедание, вероучительные моменты ему не могут и не должны настойчиво предлагаться в светских образовательных учреждениях; и мы не собираемся законодательство нарушать. Но в то же время мы помним о праве ребенка знать культуру страны, в которой он живет, знать традиционные культурные ценности города, страны, в которой он растет, и это дает нам основание говорить, что без осознания роли православной книги в культуре нашей страны никакие глубокие знания в этой области просто невозможны.

По мере готовности материалов в помощь учителю мы размещаем их на сайте, а педагоги сами могут выбрать то, что подходит им и их классу. Основная задача, которую мы ставим перед собой при подготовке материалов для проведения Дня православной книги в школе, – помочь учащимся осознать роль православной книги в нашей культуре.

Мы хотим, чтобы дети на занятиях получали максимально достоверные сведения. Поэтому к подготовке материалов привлекаем высококвалифицированных специалистов. Детям могут быть предложены сведения о подготовке книги к выходу (многие ли из них задумывались, кто и как сделал для них книжку?) сегодня; особенно интересно провести параллели из разных периодов (рукописная книга, печатная века назад, сейчас). Учащимся нужно рассказать об особенностях рукописных книг, помочь осознать, что каждая рукописная книга – произведение искусства. Когда речь идет о начале книгопечатания, нужно особо подчеркнуть новые возможности, которые принесла печатная книга. Полезно провести целый экскурс в историю, рассказав о том, как изменялась книга вообще, как и когда появился «кодекс» – современная форма книги. Учащимся интересно будет узнать, как обучали грамоте раньше, когда появились первые учебники, особенно если отойти от стереотипных «общих» кратких пояснений и рассказать немного подробнее, с деталями. Конечно, мы понимаем, что педагог не может знать всё обо всем, поэтому такие материалы стараемся подготовить в первую очередь. Также полезно обратить внимание учащихся, что такая привычная и знакомая им с первых месяцев жизни книга стала доступной практически всем относительно недавно: дешевые издания для детей получили распространение только к рубежу XIX–XX веков. Отдельной темой может стать само название праздника: почему решено отмечать День православной книги? Этот вопрос поможет проследить историю распространения книги, книжной культуры в нашей стране и понять, что на протяжении веков книга в нашей стране была именно православной, что знакомство с книгой веками начиналось именно с книги православной, что в нашей классической литературе множество реалий, связанных с православием, православные нравственные основы. Особая задача – рассказ детям о главной книге христианства – Библии, рассказ о Священном Писании. Такой материал мы готовим особенно тщательно.

Конечно, при постановке задачи нужно учитывать возраст учащихся и их уже имеющийся уровень знаний. Если предстоит работать в классе, где вообще не слышали об Иване Федорове, учитель будет стараться дать детям хотя бы самые базовые знания. Если же багаж знаний у учащихся больше, нужно акцентировать внимание, что «Апостол» – первая точно датированная печатная книга на Руси, а вообще первые печатные книги появились несколько раньше в так называемой анонимной типографии в 50-е годы XVI века. Зачем же «отнимать» у российского книгопечатания несколько лет «стажа»?

Воспитательные задачи очевидны: воспитывать бережное отношение к книге, бережное отношение к своей культуре. По нашим наблюдениям, бережное отношение к книге, к предмету старины, к нашему культурному достоянию связано с нашим уровнем знаний. Недостаточно сказать ребенку «береги», надо рассказать о том, почему надо беречь. Если ребенок знает, как создавали книгу раньше, как создают её теперь, он будет больше беречь книги. Очень важно провести параллель: древняя книга существует уже несколько веков, за это время произошли вот такие события, эта книга была современницей известных людей – и она по-прежнему с нами, теперь от нас зависит, будет ли она и дальше существовать или разрушится из-за нашего небрежного отношения. Если учащиеся знают свою культуру, если старая книга, остатки кладки старого здания для них памятники былого, а не просто «развалины», они будут созидать, а не разрушать, приумножать, а не губить.

Развивающие цели, которые мы ставим, – это и развитие творческих способностей учащихся, и развитие мышления, и расширение кругозора. Творческие способности будут развиваться, если педагог вместе с учащимися сделает рукописную книгу, проведет внеклассное мероприятие, в котором у учеников будут свои роли. Мы считаем особенно важным задействовать в таких мероприятиях всех желающих. Важно, чтобы дети имели возможность развивать свои способности, пробовать себя в разных ролях, участвовать в деятельности, а вовсе не непременно идеальный результат. В творческой деятельности дети и развиваются, и лучше усваивают материал. Немаловажной задачей мы считаем развитие читательского вкуса учащихся, именно поэтому подбираем для занятий только действительно талантливо написанные произведения.

Какое содержание и какие формы работы можно рекомендовать для проведения Дня православной книги в школе? Не в последнюю очередь это определяется реалиями, в которых проходит учебный процесс. Если проведение Дня православной книги поддерживают родители, администрация, если учитель находит у них поддержку, понимание, если есть единомыслие, к Дню православной книги можно провести целый цикл мероприятий: выставку, школьную конференцию, «круглый стол» по книжной тематике, театрализованный праздник, творческий конкурс, просмотр презентаций, фильмов, фотографий. Если же возможности учителя не такие широкие, можно ограничиться проведением одного мероприятия, оформлением стенда, отведением части урока для освещения данной темы. Ещё возможен вариант, при котором сведения по истории книги, книжной культуры, образования, учитель «вплетает» в канву урока истории, русского языка, литературы, МХК. И поводов для такого «вплетения» в обычной школьной программе достаточно.

Какое содержание может быть предложено? История книги, рукописная книга в древности и сегодня, начало книгопечатания, развитие книгопечатания, жизнь первопечатника Ивана Федорова, первые учебники на Руси, обучение грамоте, доступность книг в разные времена. Также можно говорить о содержании рукописных и первых печатных книг, о связи образования с православной книгой, о создании книг сегодня и в древности, о бережном отношении к книгам. Можно затронуть проблему чтения сегодня, поговорить о читательских интересах учащихся, обсудить новые формы книг: аудиокнига, электронные издания. Хорошо подготовленным учащимся старших классов можно предложить поработать со старыми книгами в библиотеке.

Какие формы работы можно предложить? Учащимся младших и средних классов интересно будет сделать книгу своими руками. Все педагоги знают, что в процессе деятельности материал усваивается лучше. Каждый ребенок может стать автором текста, иллюстратором, переплетчиком своей книги. Важно с самого начала расставить приоритеты: главное – творческая деятельность ребенка, а не то, чтобы книга получилась безупречной. Если часть работы дети делают дома, родителей лучше заранее предупредить, что делать книгу за детей не надо, не нужен «гладкий» вариант, сделанный родителями; важно другое: пусть ребенок почувствует себя создателем книги. Чем старше учащиеся, тем более сложное задание им может быть предложено: например, повторить какие-то элементы оформления древней рукописной книги, попробовать от руки копировать шрифт.

Все педагоги помнят о важности наглядности в обучении. Очень бы хотелось, чтобы дети имели возможность древнюю книгу увидеть и полистать. Полистать, к сожалению, вряд ли получится: кто же даст целому классу листать старинные книги, а увидеть – вполне возможно. Книги представлены в музеях, на специальных выставках, и прийти на экскурсию со школьниками туда вполне возможно.

Возможно, в семьях сохранились книги предыдущих веков и их разрешат посмотреть. Но к такой встрече детей надо готовить заранее, чтобы книги не пострадали. Общее направление такой подготовки у нас на сайте уже представлено, более подробные разработки обязательно предложим. Если же нет никакой возможности вживую посмотреть такие книги, их можно поискать хотя бы в Интернете. Есть сайт выставки «Святая Русь», там есть такая возможность. На нашем сайте недавно появилась презентация "День православной книги в школе (наглядный материал" (доступна на  этой странице), где в хорошем качестве представлены фотографии рукописных книг, печатных книг предыдущих веков, факсимильных изданий. Эти материалы могут быть использованы при работе с интерактивной доской, если она есть в классе, или их можно распечатать и разместить на стендах к Дню православной книги.

В классе или в школьной библиотеке можно разместить выставку книг, сделанных учащимися. Можно заранее раздать ученикам буквицы для раскрашивания или перерисовывания их от руки, а потом составить из них целое предложение со смыслом и прикрепить на стенде в классе.

Разработки уроков по конкретным темам, внеклассных мероприятий мы разместим у себя на сайте, сейчас подробно о них говорить не будем, т.к. это было бы попыткой объять необъятное.

Отдельно хотелось бы остановиться на организации конференций и «круглых столов» в старших классах. Эти формы работы способствуют тому, чтобы ребята приобрели много полезных навыков, которые потом понадобятся им в их учебной и исследовательской работе. Один из важнейших навыков – это умение работать с источниками.

Важнейшей задачей считаем самостоятельную работу учащихся. Это не должно быть сделано «для галочки», не должно быть сделано родителями или учителем за ученика. Это должна быть работа самого ученика. Должна быть поставлена посильная задача. Нужно обсудить со всеми участниками конференции алгоритм работы. Надо рассказать о правилах цитирования, о необходимости правильно указывать источник. Конечно, слишком оптимистичным было бы считать, что ребята усвоят все и сразу, но и постепенное усвоение необходимых умений не стоит недооценивать.

Если учащийся готовит сообщение к конференции или «круглому столу», педагогу стоит помнить о двух моментах: тема не должна быть очень широкой и очень известной и учащемуся она должна быть интересна. Если интереса нет совсем, если тема слишком общая, велика вероятность работы «для галочки», скопированной в Интернете. Если предполагается «круглый стол», сообщения могут быть небольшими, не обязательно научными, возможно и публицистическими. Здесь важно умение аргументированно представить свою точку зрения, внимательно слушать оппонентов, вежливо вести себя с дискуссии. Это способ и постепенно учить ребят культуре дискуссии, и развивать их логику, и показать им, как по-настоящему интересно беседовать на такие темы из области культуры. Хороший результат – продолжение разговора после «круглого стола». Педагог слышит разговоры по дороге домой об обсуждаемом предмете, он и позже всплывает в беседах – значит мероприятие не было формальностью, оно заинтересовало ребят. Для «круглых столов» лучше предлагать темы, по которым возможны разные мнения, при этом нет «безусловно верного» и «в корне неверного», потому что именно живая дискуссия – один из способов сделать мероприятие интересным практически всем.

Если учащиеся выступают на конференции, то можно попросить их задействовать больше источников, подготовить доклад в научном стиле, подготовиться к выступлению, к ответам на вопросы. Побыть «лектором» за кафедрой – это замечательная ораторская практика, которая в будущем пригодится любому человеку, какую бы профессию он ни выбрал.

Учащимся можно предложить темы по краеведению, по истории книги, книжности, образования. Тему лучше взять достаточно узкую, чтобы учащийся работал сам, а не в один клик нашел готовые материалы. Если же тема известна мало, то сначала наш ученик ищет что-то через поисковик (и находит очень мало), потом (сам или по подсказке взрослых) ищет что-нибудь дома, у знакомых, в ближайшей библиотеке – и всё равно находит немного. Именно такая ситуация и позволяет ученику побыть исследователем, а не «поиграть» в него, именно в такой ситуации он по сути добывает новое знание, а не пересказывает то, что сказано десятки раз до него.

Так как предполагаемые темы неразрывно связаны с историей, ученик должен будет обратиться к старым изданиям. Конечно, педагог должен соизмерять реальные возможности ученика и поставленные задачи. Если старое издание доступно в библиотеке (пусть и только в крупной, но в этом городе), если у ученика есть доступ в такую библиотеку, то работа с подобными книгами ему по силам. Это могут быть, например, периодические издания XIX века. Учащийся в состоянии просмотреть годовую подборку, но, конечно, ещё не справится с подборкой за целые десятилетия. Результатом работы должны стать новые знания, которыми на конференции ученик поделится со всеми. Потом сборник докладов можно разместить на сайте школы или ещё на каком-то ресурсе. Если есть какая-то возможность, стоит сделать и печатный сборник, подарить его родным и друзьям, в ближайшие библиотеки, оставить несколько экземпляров в библиотечке класса.

Ещё одной интереснейшей темой могут стать возможности современных технологий, благодаря которым появляются электронные издания, факсимильные издания и таким образом старинная книга становится доступнее современному человеку. Мы, конечно, помним, что старинные книги в нашей стране – книги православные: Евангелие, жития, «Апостол». Если мы рассказываем детям о современных методах оцифровки старинных книг, мы одновременно рассказываем им о православной книге и о её роли в культуре, т.к. невозможно не рассказать о самом памятнике, который оцифровывается.

Мы надеемся, что со временем День православной книги в школе станет одним из самых интересных праздников, он способствует и обретению учащимися новых знаний, и воспитанию учащихся, и развитию их способностей.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru