Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Немного о краеведении 13.10.2011

Немного о краеведении

Почти каждый день мы слышим о том, что люди, особенно молодежь и подростки, мало читают. Преподаватели нередко жалуются, что студенты не умеют работать с текстами, с книгой, плохо умеют анализировать, выбирать, читательские навыки не развиты.

С одной стороны, всё больше говорят об исследовательской деятельности учащихся, в т.ч. и школьников, даже младших классов. А с другой, навыки исследовательской деятельности у учащихся часто не развиваются. Школьники учатся делать проекты, пишут работы, но существует много факторов, препятствующих появлению и закреплению у них навыков исследовательской работы:

не учитываются возрастные особенности учащихся, от них ждут того, на что они ещё не способны из-за возраста;

не учитывается реальная база знаний, и от учащихся ждут проекта, который они самостоятельно просто не могут выполнить;

не учитывается засилье всевозможной информации по разным учебным предметам, в результате у учащихся происходит вытеснение информации;

довольно значительная загруженность домашними заданиями не оставляет времени для настоящей исследовательской работы;

далеко не каждый педагог способен грамотно помочь учащемуся при выполнении им исследовательской работы. В результате нередко педагог фактически сам пишет и придумывает большую часть работы за учащегося или совсем не помогает ученику и не направляет его, ограничиваясь самыми общими фразами.

Получается, что перед учащимся ставится задача, качественно выполнить которую он просто не в состоянии. Школьник пользуется Интернетом, системой поиска. Копирует материалы, подбирает картинки. При этом информация нередко вообще проходит мимо учащегося, не затрагивая его. Она не запоминается. Никаких новых навыков и знаний учащийся не приобретает. Конечно, Интернет даёт пользователю и многие преимущества: это и быстрый поиск информации, и возможность выбрать источники, и возможность работать одновременно с несколькими разными источниками, в т.ч. разной тематики. Но Интернета как единственного источника информации недостаточно.

Став студентом, вчерашний школьник сталкивается с проблемой: он не умеет работать с источниками. Конечно, годы студенчества должны стать временем, когда молодой человек этому научится. Но так бывает далеко не всегда. Свою отрицательную роль играет и клиповое мышление, и неумение молодого человека правильно организовать своё время, расставить приоритеты. Нельзя забывать и о значительном объёме информации, который необходимо освоить студенту, и о значительном количестве источников, с которыми необходимо ознакомиться. Последняя задача осложняется тем, что многие вчерашние школьники плохо умеют работать с текстами большого объёма.

Когда студенты начинают писать рефераты, курсовые работы, другие варианты исследовательских работ, они идут по пути наименьшего сопротивления, т.е. действуют более привычным им способом: ищут информацию и большинство материалов в Интернете, используют готовые части чужих работ. Это возможно, потому что материалы по самым разным темам можно найти в Интернете. В итоге получается в лучшем случае компиляция, а не самостоятельное исследование, а в худшем – практически плагиат или набор цитат с электронных ресурсов. Конечно, есть студенты, которые относятся к работе добросовестно и за время выполнения курсовых работ приобретают и развивают навыки работы с разными источниками, но значительная часть подходит к таким работам формально и почти не получает новых знаний и навыков в процессе выполнения. Формализм может быть связан и с тем, что студент не видит в своей работе никакого смысла, не понимает цели всего этого, воспринимает как работу «для галочки».

Если сегодняшние студенты не овладеют навыками исследовательской работой, они не смогут и передать это умение дальше, последующим поколениям. Сегодня отмечают, что значительная часть молодых специалистов не имеет навыков повседневной кропотливой работы, требующей терпения, внимательности. Исследовательские умения, безусловно, помогли бы в какой-то мере решить эту проблему.

Но как стимулировать студентов заняться настоящей исследовательской работой? Удачным вариантом может быть исследовательская работа по краеведению. На первый взгляд может показаться, что такие работы уместнее для студентов гуманитарных специальностей. Но на самом деле оказывается, что даже у совсем небольших населённых пунктов (сёл, деревень), например, во времена Петра I стоял один из первых заводов какой-то отрасли, или было производство, принадлежащее местным купцам, или было развито какое-то интересное ремесло. Практически везде найдутся интересные старые дома, развалины с исторической кладкой. Во многих местах есть старые храмы. Если специальность студента творческая (музыка, фольклор и т.п.), он может общаться с местным населением, собирать местное творчество. Т.е. студент любой специальности может найти для своего исследования тему из области краеведения. Должна быть выбрана тема, связанная с каким-нибудь небольшим и не очень известным населённым пунктом или с улицей, по истории которой собрано немного сведений, потому что если это большой и известный населённый пункт, у студента остаётся возможность найти довольно много информации в Интернете, возможность скомпилировать чужие работы и этим ограничиться.

Конечно, у студента должен быть личный интерес к проведению исследования именно об этом населённом пункте. Это может быть деревня, в которой жили многие поколения его предков. Это может быть село, где он отдыхал летом в детстве. Это может быть маленькая окраинная улица, на которой живёт кто-то из дорогих ему людей. Это может быть родина какого-то человека, который студенту интересен.

Каковы же преимущества исследовательской работы по краеведению?

Сведений о малоизвестном селе в Интернете либо нет, либо их очень мало, поэтому студент будет просто вынужден научиться работать с разными источниками:

- найдёт современные и относительно современные книги по данной тематике (если они есть) и/или ознакомится с материалами, имеющими отношение к ближайшим более известным населённым пунктам, и уже в них найдёт ссылки на источники, которые могут помочь ему в работе;

- поработает с исторической литературой, с изданиями других веков; обязательно посетит центральные крупнейшие библиотеки, научится ими пользоваться;

- поработает с местной печатью разных лет и, если есть, разных веков. Это разовьёт навык внимательной кропотливой работы.

Студент в ходе исследования может сделать настоящее открытие, может систематизировать разрозненные материалы, заметить закономерности, открыть новые детали, сопоставить данные, обратить внимание на то, что до него не замечали, т.е. внести реальный вклад в науку, пусть и в очень частном вопросе. Студент может справедливо ощутить себя настоящим первооткрывателем: вполне возможно, что историей именно этого населённого пункта до этого занимались один–два человека или вообще никто.

Студенческая работа может найти реальное применение. Например, на её основе студент может написать статью, которая появится в местной печати. Если работа написана на хорошем уровне и вносит в развитие краеведения реальный вклад, стоит продумать возможность издания такой работы. Вероятно, это может заинтересовать местные издательства. Студент может принять участие в работе конференций, которые проходят в ближайшем городе, районном или областном центре.

Исследовательская работа, связанная с краеведением, учит студента деятельной любви к своей родине. Человек, который обладает знаниями, понимает ценность каждого подлинного камня, связанного с историей. И даже если никогда позже в своей жизни он не обратится к краеведению, можно надеяться, что в своей основной деятельности он будет бережно относиться к культурному наследию своей родины и всего человечества.

Сегодня нередки дискуссии: издания электронные или книги традиционные? Работа по темам, связанным с краеведением, показывает: нужны те и другие. Очевидно, что далеко не всем сейчас доступны крупные центральные библиотеки: расстояние до них слишком уж большим может оказаться, и человек не сможет перелистать все источники по истории родного села, даже если очень хотел бы знать историю своего края. Но если другой человек эти источники изучит, обобщит, если результат его работы в электронном виде будет доступен всем, а в печатном поступит в крупнейшие и в местные библиотеки, то это обогатит нашу науку и культуру, даст больше возможностей каждому читателю.


Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru