Издательский Совет Русской Православной Церкви: Предложения по структурированию сети православных библиотек

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Предложения по структурированию сети православных библиотек 15.09.2011

Предложения по структурированию сети православных библиотек

С начала 2010 г. произошло немало событий, так или иначе затронувших деятельность православных библиотек. Прежде всего это проведение в рамках 18 Международных образовательных чтений семинара «Библиотеки духовных учебных заведений как основа развития церковных библиотек Русской Православной Церкви», затем установление ежегодного празднования 14 марта Дня Православной книги, создание Патриаршего совета по культуре. Кроме того, Екатеринбургская епархия выступила с инициативой по созданию централизованного управления церковными библиотеками и регламентации их деятельности.

В свете упомянутых событий позволю себе высказать свою точку зрения на эту проблему, тем более что ей было посвящено немало лет и моей работы.

Итак, повторюсь: для упорядочения деятельности православных библиотек необходимо одновременное создание сети православных библиотек и формирование православной библиотечной системы. Библиотечная православная система, предположительно, может состоять из общедоступных церковных библиотек и различных типов и видов учебных библиотек1. Сюда же могут входить и некоторые специальные православные библиотеки2. В то же время специальные православные библиотеки из-за небольших объемов фондов могут оставаться в составе ведомственных библиотечных сетей по принадлежности.

Как же может строиться библиотечная сеть православных библиотек? Рассмотрим вначале вероятное построение общедоступных церковных библиотек. Низовой структурой этой сети являются приходские библиотеки, которые по своему назначению суть массовые, или публичные, удовлетворяющие потребности и запросы священнослужителей, прихожан данного храма, а также жителей своего микрорайона, интересующихся духовной литературой. Затем следуют благочиннические библиотеки. Они, кстати, могли бы стать центральными библиотеками для приходских библиотек своего благочиния. Таким образом возможно образование централизованных систем приходских библиотек. Централизация упорядочила бы деятельность приходских библиотек. Епархиальные библиотеки, являясь общедоступными, по своему назначению могли бы стать научно-методическими, информационными центрами для низовых церковных библиотек своих епархий и получить статус научно-богословской библиотеки3. Монастырские библиотеки имеют, на мой взгляд, двойственный характер. В настоящий момент они нередко выполняют функции приходских библиотек. Вместе с тем во многих сохранившихся с дореволюционных времен монастырских библиотеках хранятся редкие и ценные издания, рукописи, что может позволить им стать Научными центрами по изучению старопечатной книги и палеографических исследований (только в том случае, если исследовательская работа действительно будет проводиться). По-видимому, в зависимости от состава фонда и проводимой работы следует определять тип каждой монастырской библиотеки.

Возглавлять всю сеть общедоступных церковных библиотек следовало бы крупной научно-богословской библиотеке. Этой библиотеке должен быть придан статус научного центра в области православного библиотековедения, библиографии, книговедения и информационной деятельности. Возможно, ею могла бы стать Синодальная библиотека, но в таком случае ее следовало бы, прежде всего, укрепить профессиональными и научными кадрами, которые еще надо подготовить. Кроме того, возникает весьма щепетильная проблема с финансированием. При решении обозначенных проблем, возможно, будет решен вопрос и с организацией главной научно-богословской библиотеки.

Теперь коснемся вопроса формирования сети учебных библиотек. Учебные библиотеки представляют собой весьма пестрое явление. Прежде всего, сюда могут входить учебные библиотеки воскресных школ: они могут быть как самостоятельные, так и являться частью приходских библиотек, выделенные из общего библиотечного фонда в отдельный подфонд. Далее последуют библиотеки православных общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), затем – библиотеки средних православных учебных заведений, семинарий4, и, наконец, библиотеки православных высших учебных заведений, теологических факультетов светских вузов, духовных академий.

Для упомянутых видов библиотек достаточно сложно выделить какие-либо отдельные библиотеки-методические центры. Возможно, мысль, которую здесь выскажу, покажется кому-то несвоевременной, но рано или поздно она может воплотиться в жизнь. Итак, мне кажется, что таким крупным библиотекам, как библиотеки Московской и Петербургской духовных академий, стоит подумать об изменении своего статуса, а именно: не только обеспечивать учебный процесс и научную деятельность профессорско-преподавательского состава духовных школ, но и стать научно-методическими центрами для всех библиотек православных учебных заведений (распределяя свою деятельность по территориальному признаку).

Итак, мы рассмотрели гипотетические сети общедоступных и учебных православных библиотек. Должно быть нечто, объединяющее их в систему. Прежде мне казалось, что в Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата следовало создать сектор, который занимался бы координацией работы всех православных библиотек страны. Однако сейчас мне представляется более реальным создание Ассоциации православных библиотекарей, которая не только координировала бы деятельность обозначенных сетей, но и определяла перспективы развития православных библиотек, указывала на самые актуальные аспекты библиотечной деятельности и пр.

Предложенная мной структура, естественно, не является окончательной. Возможно, будут и другие предложения. Однако мне кажется, что иерархичность обозначенной структуры наиболее целесообразна для православных библиотек России и ближнего зарубежья. Мной не рассматривались православные библиотеки Русского зарубежья. Их создание и развитие шло по своему пути. Эти библиотеки чаще всего выполняли несколько функций: приходских, учебных и культурных центров для русских, живущих в рассеянии. Для желающих исследовать деятельность православных зарубежных библиотек предлагаю провести самостоятельные разыскания в профессиональных изданиях5.

В заключение хочу сказать, что реализация предложенной структуры православных библиотек, несомненно, приведет к определенным сложностям, но без решения такой задачи невозможен качественный рост библиотек.

Примечания

1.Вследствие сказанного выше, название прошедшего семинара на Рождественских чтениях, на мой взгляд, было сформулировано методологически неверно. Церковные библиотеки и библиотеки духовных учебных заведений – это две ветви одного ствола, т.е. системы православных библиотек. Они могут влиять друг на друга лишь опосредованно.

2.См.: Приход. – 2010. – № 1. – С. 28.

3.Богословской библиотекой может быть любая духовная библиотека, в которой большую часть фонда составляет богословская литература. Духовная библиотека, ведущая научно-методическую, научно-исследовательскую работу в области библиотековедения, библиографии, книговедения и оказывающая практическую помощь нижестоящим библиотекам, может иметь статус научно-богословской.

4.Ряд семинарий являются высшими учебными заведениями.

5.Рекомендую познакомиться со статьями старшего научного сотрудника РГБ В.Е. Колупаева в журнале «Мир библиографии» за 2008 г. № 6 и 2009 г. № 4.


С.В.Андрюшина 


Православный экономический вестник журнал "Приход"




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru