Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Выставочная работа в приходской библиотеке 14.09.2011

Выставочная работа в приходской библиотеке

Одной из существенных составных частей библиотечно-библиографического обслуживания публичной общедоступной библиотеки, в том числе и приходской, является её выставочная деятельность. Библиотечная выставка в системе библиотечно-библиографического обслуживания понимается как результат непосредственного библиотечного обслуживания, с одной стороны, и как средство удовлетворения читательского спроса, с другой. Библиотечная выставка является публичной демонстрацией специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых читателям (пользователям) библиотеки для обозрения и ознакомления.

Исторически библиотечные выставки явление достаточно молодое. В практику библиотек европейских стран они вошли где-то в середине XIX в. И в России первое появление книжных выставок в библиотеках относится к 50-м годам XIХ в. Инициаторами их проведения стали В.И. Собольщиков и В.В. Стасов, организовав первые выставки литературы в Императорской Публичной библиотеке Санкт-Петербурга. В начале ХХ в. получает распространение своеобразная форма просветительной работы среди крестьянства – народная выставка – сочетавшая в себе передвижной музей, лекторий и выставку книг1. После Октябрьского переворота 1917 г. выставки выполняют пропагандистскую функцию. В годы Великой Отечественной войны организовывались тематические выставки о героическом прошлом России, о войне и подвигах и т.д. В 60–80-е годы библиотечные выставки активно использовались в качестве дополнения к конференциям, являлись частью больших комплексных мероприятий (День информации, День специалиста и пр.).

Современная выставочная экспозиция демонстрирует многообразие творческих концепций, различных авторских взглядов и позиций. Подлинная выставка – это не просто собрание книг и других документов, случайно собранных вместе, а осмысленное творение, призванное возбуждать в читателе целенаправленную умственную деятельность2.

Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение различных читательских потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных. Каждая выставка решает свою конкретную задачу и имеет определённый читательский адрес. Выставка предполагает непосредственный показ книг или других материалов, раскрывающих их содержание, в зрительно воспринимаемом виде. В литературе существуют различные подходы к классификации книжных выставок3. Н.В. Збаровская подразделяет книжные выставки на:

выставки новых поступлений;

ретроспективные выставки;

тематические (отраслевые, универсальные).

Основными признаками деления выставок являются:

хронологический (новых поступлений, ретро);

содержательный (универсальные, отраслевые);

количественный;

адресный (стационарные, выездные, передвижные, кольцевые);

временной (регулярные, разовые);

жанровый (смешанные, жанровые, серийные, кино- фото, фотодокументальные);

организационный (самостоятельные, являющиеся составной частью комплексного мероприятия);

конструкционный (ординарные, планшеты, развалы, витрины);

функциональный.

Для выставок публичных библиотек главным аспектом классификации является функциональный, т.к. он помогает раскрытию фонда библиотеки в целом или отдельных её подразделений (абонемента, читального зала), а также презентации отдельных произведений печати. Специалисты по выставочной работе считают, что задаче наиболее полного раскрытия фонда библиотеки отвечают выставки-просмотры. Они могутбыть стационарными и выездными. В централизованных библиотечных системах проводятся передвижные (в библиотечных пунктах) и кольцевые (в филиалах системы) просмотры.

В приходских библиотеках целесообразно устраивать малые выставки, которые организуются в условиях конкретного структурного подразделения (абонемент, читальный зал) и размещаются как в зоне обслуживания, так и в фонде открытого доступа. На малых выставках, как правило, демонстрируются отдельные документы: журналы, книги, альбомы, аудио- видеодокументы в виде CD-, DVD-дисков или кассет и т.д. Такие выставки не нуждаются в дополнительных списках литературы или картотеках из-за своей камерности и доступности. По содержанию такие выставки в основном бывают тематическими, но возможны и жанровые. К малым выставкам относятся выставки новых поступлений, забытых книг, ретроспективные. Малые выставки размещаются в открытом доступе на абонементе или в читальном зале, на книжных полках, планшетах, подставках, столиках или в коридорах библиотеки, если там имеются витрины для выставок. Целевым назначением малых выставок является рекомендация читателям отдельных материалов. Для приходских библиотек желательно проводить выставки к двунадесятым православным праздникам, памятным датам, связанным с историей как Вселенской, так и Русской Православной Церкви, юбилеям отдельных подвижников благочестия Русской Церкви, дням памяти конкретных святых и т.д. Из жанровых выставок могут быть организованы выставки, посвящённые проповеднической или святоотеческой литературе и пр.

В современной библиотековедческой литературе выделяется несколько функций библиотеки как социального института: информационная, коммуникационная, познавательная, адаптационная, досуговая. Посредством библиотечной выставки эти функции реализуются следующим образом:

информационная – путём раскрытия перед читателями состава библиотечных фондов и содержания отдельных изданий через выставки-образы, просмотры литературы;

коммуникационная – обеспечивает преемственность культурного опыта и традиций посредством тематических выставок;

познавательная – стимулирует познавательные потребности и интересы читателей с помощью книжных выставок и систематизирует информацию посредством выставочной деятельности;

адаптационная – обеспечивает максимально наглядный и удобный поиск необходимой информации;

досуговая – обеспечивается психологическим комфортом, имиджем «интеллигентной» библиотеки, где можно с пользой провести свободное время4.

Подготовка библиотечной выставки состоит из нескольких этапов. Прежде всего уточняется проблематика выставки; затем изучается содержание проблемы, которую необходимо раскрыть перед читателем и последнее – разрабатывается концепция выставки. Работа по подготовке выставки складывается из определённых технологических моментов, которые можно представить в виде следующего алгоритма:

1.Определение, уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения.

2.Предварительное знакомство с темой, определение направления поиска, примерного круга источников и вероятной структуры выставки.

3.Выявление методических рекомендаций, библиографических указателей по теме выставки и просмотр вторичных источников информации.

4.Выявление источников через справочно-библиографический аппарат библиотеки и подбор выявленной литературы в фонде.

5.Просмотр, отбор, группировка литературы в соответствии со структурой выставки.

6.Определение названий разделов, заголовка, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.

7.Оформление выставки.

8.Реклама выставки (информация о выставке).

Основная идея библиотечной выставки заключается в её заголовке. Существует достаточно много сборников афоризмов, поэтических антологий, а в православной литературе симфоний и сборников высказываний Отцов Церкви, подвижников благочестия, которые позволяют подобрать название и цитаты для различных тематических выставок. Выбор автора высказывания для цитирования или заголовка может складываться из следующих моментов:

во-первых, хронологические рамки выставки чаще всего вынуждают использовать цитаты авторов того периода, литературу которого отражает выставка;

во-вторых, из-за недостатка времени для поиска цитируемых произведений нередко используются высказывания авторов, закреплённые образовательными программами или собственным кругом чтения.

Кроме того, в библиотеках организуются тематические книжные выставки, заголовки которых формулируются в виде подсказок, советов («В помощь изучающим богослужение», «Начинающему церковную жизнь», «Готовящемуся к крещению», «Педагогам воскресной школы»); выставки к знаменательным и памятным датам («630 лет Куликовской битве», «К 100-летию архимандрита Иоанна (Крестьянкина)», «65-летию Великой Победы посвящается»); выставки новых поступлений в библиотеку («Новинки литературы», «Новое о...»).

Существуют определённые требования к заголовку выставки:

1.Заголовок обычно не должен превышать пяти слов. Многословный заголовок, даже если он состоит из узнаваемого текста, может не привлечь внимания читателя.

2.Заголовок выставки опосредовано отражает целевое и читательское назначение выставки.

3.Оригинальность заголовка, отсутствие заимствований, собственная фантазия автора выставки позволяют наиболее полно отразить проблему, которой посвящена выставка.

4.Необходимо с осторожностью подходить к многозначным заголовкам, чтобы не ввести в заблуждение читателя, ожидающего от увиденного заголовка одной темы, а столкнувшегося совсем с другим содержанием.

Существуют различные композиционные методы, позволяющие добиться большей выразительности текстовой части выставки5.

При подготовке выставки необходимо учитывать и её психологическое воздействие на читателя. Механизм психологического воздействия можно представить в виде следующей схемы:

привлечение внимания —> поддержание интереса —> проявление эмоций —> убеждение —> принятие решений —> действие (выбор книги).

Для привлечения внимания читателя используются различные методы: броское оформление, музыкальное сопровождение (в небольших библиотеках редко используется), изменение привычного месторасположения выставки (при наличии достаточных площадей), использование фактуры шрифта или иллюстративного материала, акцентирующего внимание на значимых аспектах выставки, адресное обращение к различным категориям читателей, использование приёма проблемной ситуации и т.д. Привлекая таким образом внимание посетителя, организатор пытается добиться конечной цели выставки, а именно: выбор читателем определённой книги или другого документа.

При оформлении выставки помимо композиционных используют также и цветовые решения. Особое внимание уделяют шрифтовому оформлению выставки. Диапазон художественных возможностей шрифта достаточно широк. Шрифтовая композиция может нести в себе образ времени, характеристику авторов и их произведений. Выбор шрифта обусловливается целевым назначением и содержанием выставки. Шрифтовая композиция заголовка может строиться различными способами: симметричная (ориентированная по центру), блочная, флаговая (выровненная по левому или правому краю). Использование компьютерной техники в настоящее время облегчает оформительскую работу, так как даёт возможность использовать весь набор шрифтов, заложенных в память компьютера и к тому же варьировать им по мере необходимости. Для православных библиотек весьма востребован шрифт «Slavonik», который можно использовать и для стилизации заголовков под церковно-славянскую вязь, и для самих текстов на церковно-славянском языке.

Для выставочной работы необходимо специальное выставочное оборудование: витрины, стеллажи (обычные, вращающиеся), стенды, подставки, столы. Основными требованиями, предъявляемыми к выставочному оборудованию являются:

- наибольшая площадь показа при минимальном использовании общей площади;

- устойчивость оборудования;

- вариативность;

- возможность локальной подсветки;

- эргономическое обеспечение размеров.

Выставкам следует находиться в хорошо освещённом, удобном для обозрения месте. Это также должно вызывать у посетителей и читателей непроизвольное внимание, а затем и желание осмотреть выставку и подробнее ознакомиться с содержательной её частью. Эффективность выставки обычно определяется числом книговыдач экспонируемой литературы или других материалов.

Каждая библиотека выстраивает свою модель выставочной деятельности, обусловленную профилем работы самой библиотеки и её миссией. На выбор выставочной деятельности библиотеки влияют различные факторы объективного и субъективного характера. Для приходской библиотеки это и состав прихожан, и качество библиотечного фонда, информационные потребности самих читателей, уровень знаний и творческий потенциал сотрудника или сотрудников библиотеки. В конечном итоге, вновь приходится возвращаться к тому, что приходским библиотекарем должен быть профессионал, т.к. основными требованиями к библиотекарю, занимающемуся выставочной работой, по мнению Н.В. Збаровской, являются6:

- знания и умения в области некоммерческого маркетинга;

- знание современных форм и методов организации библиотечных выставок;

- знание компьютерных технологий;

- психолого-педагогические умения и навыки;

- навыки проектирования и моделирования.

Конечно, многое из заявленного Збаровской можно приобрести в ходе практической работы, но всё равно рядом должен быть профессионал-наставник, который сможет передать свои знания и умения непрофессиональному библиотекарю.

Примечания

1.В слободе Мстёра Владимирской губернии такие мероприятия имели свои особенности. При мстёрской библиотеке-читальне с 1900 г. в праздничные и воскресные дни проводились бесплатные народные чтения с показами картин при помощи «волшебного» фонаря и рекомендацией книг. Чтения велись на различные темы (о иконописи, сельском хозяйстве, медицине и пр.). Они пользовались большим успехом у слушателей. Только в течение учебного 1903–1904 года было проведено 12 чтений, на которых присутствовало 1778 человек. Влияние просветительской деятельности среди народа было столь велико, что даже семья работника иконописной мастерской И.А. Андрющина имела домашнюю библиотеку русской классики (из народных изданий И.А. Голышева и других типографий), журналов для семейного чтения («Нива» и др.), книг по садоводству и пчеловодству. (см.: Борисов В.В. Библиотека в слободе Мстёра // Маяк. – 2000. – 17 февр.; Андрющин И.А. Мои воспоминания о нашей матушке-Мстёре. – 1964. – Рукопись хранится у В.В. Борисова; www.vomstyore.ru).

2.Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – Спб., 2004. – С. 27.

3.См.: Беляков Л.В. Пути повышения эффективности наглядной работы в библиотеке. – М., 1975. Зыков О.П. Выставочная работа публичных библиотек: Опыт практического пособия. – Л., 1990; Справочник библиотекаря. – Спб., 2006.

4.См.: Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – Спб., 2004. – С. 38–39, 57–59.

5.См.: Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – Спб., 2004. – С. 83.

6.Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичгых библиотек. – СПб.,2004. – С. 158.

Рекомендуется подробно ознакомиться с практическим пособием Збаровской Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – Спб.: Профессия, 2004. – 224 с.: ил.: Справочником библиотекаря. – Спб.: Профессия, 2006. – С. 198–201; а также с научно-практическим журналом «Библиотека», в котором регулярно публикуются материалы, затрагивающие различные аспекты выставочной работы библиотек всех видов (типов).


С.В.Андрюшина 


Православный экономический вестник журнал" Приход"






Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru