Издательский Совет Русской Православной Церкви: Для чего необходимо изучать чтение и читателей в библиотеке?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Для чего необходимо изучать чтение и читателей в библиотеке? 13.09.2011

Для чего необходимо изучать чтение и читателей в библиотеке?

Одним из важнейших направлений в работе библиотекаря приходской библиотеки должен стать постоянный анализ библиотечно-библиографического обслуживания читателей. Только непрестанно изучая свою деятельность, библиотекарь может выявлять успехи и недостатки, принимать научно обоснованные решения для повышения эффективности и качества обслуживания читателей, улучшения формирования состава фонда1. Для проведения подобного анализа библиотекарь должен владеть методологией, методикой, логикой, организацией изучения библиотечной отрасли, уметь решать нестандартные задачи, выдвигаемые практикой. Основной упор делается, естественно, на изучение читателя, читательского спроса и т.д.

Работая с читателем, следует выяснить для себя, насколько он умеет читать. К сожалению, последние десятилетия привели, в общей массе, к утрате навыков чтения. Здесь речь идет не о грамотности вообще, а об умении работать с книгой с пользой для ума и души. Русский философ И. Ильин называл чтение искусством. «Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углубленно; оно должно стать творческим и созерцательным… Тогда мы поймем, что следует читать, а чего читать не стоит, ибо есть чтение углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся заметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, – как бы букетом собранных нами в чтении цветов»2.

Прежде чем остановиться на современных методах исследования чтения и читателей, надо сказать несколько слов об истории вопроса. Итак, изучение читателя (чтения) в России началось еще в середине 19 века3. Одним из первых исследователей народного чтения был Л.Н. Толстой. Затем изучением книг, доступных народу, в частности крестьянству, выявлением читательского интереса и народного мнения о литературе занимался Н.А. Корф. Его методику изучения чтения использовала в работе с женщинами, работающими на фабриках, Х.Д. Алчевская. Наибольший вклад в изучение читателя России внес Н.А. Рубакин (1862–1946). Он впервые в своих исследованиях использовал как социологические, так и психологические подходы4. Изучая чтение разных слоев русского общества, Рубакин особое внимание уделял рекомендации книги, обращаясь при этом к книгоиздателям, книготорговцам, библиотекарям: «Надо знать книгу. Надо понимать и ценить книгу. Надо любить и верить в нее. Надо выработать в себе умение и практическую сноровку работать при помощи книги – для себя и для других, – распространяя книгу в самых широких кругах населения, в самых глубоких слоях его, действуя ею на самых темных, даже на самых неспособных людей»5. Эти слова вполне может взять на вооружение приходской библиотекарь, т.к. они могут быть отнесены и к духовной книге.

В исследованиях Н. Рубакина, Х. Алчевской, а также В. Орлова нас привлекает непосредственно крестьянский читатель, т.к. при анализе его чтения можно выявить интерес к духовной (православной) литературе. Изучение чтения других социальных групп не имеет репрезентативных данных о чтении духовной литературы. Исследователи сделали выводы, что читатель-крестьянин конца 19 – начала 20 века отличался устойчивыми взглядами, благонамеренностью чтения, отдавая предпочтение духовной литературе. Алчевская, уделяя в своей работе с женщинами-работницами большое внимание рекомендации духовной литературы, отмечала, что у горожанок понижен порог восприятия нравственной литературы по сравнению с недавними крестьянками. Она даже называла фабричных работниц «развращенными городом людьми».

Изучение читателя продолжалось и в 20–30-е годы 20 века. В начале оно было связано с ликвидацией неграмотности. Затем подобные исследования принимали все более идеологический характер. Тем не менее исследования 20-х годов не могли не отметить, что крестьянство с недоверием относилось к антирелигиозной литературе. В 40–50-е годы исследования чтения среди населения не проводились. В 60–80-е годы в связи с возрождением социологии вновь стали заниматься изучением чтения («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни советского села» и др.), уделялось внимание анализу чтения юношества. В настоящее время, по замечанию проф. Ю.П. Мелентьевой, крупные исследования чтения практически не проводятся6. Итак, перед православными специалистами расстилается невозделанная целина по изучению читателя православной литературы, его спроса на данный вид изданий, его интересов и потребностей7.

Библиотекарь же приходской библиотеки, ежедневно работая со своими читателями, может проводить собственный анализ как читательского контингента, так и чтения духовной литературы.

Библиотековеды выделяют несколько актуальных тем локальных исследований8:

-мониторинг читательского спроса, изучение неудовлетворенного спроса на литературу;

-выявление мнений читателей о качестве библиотечно-библиографического обслуживания, их отношения к библиотеке и представлений о перспективах ее развития;

-изучение места библиотеки в системе массовых и профессиональных коммуникаций;

-составление социального портрета пользователей и «непользователей» библиотеки;

-анализ библиотечных услуг и тенденций их развития, востребованность различных видов услуг;

-изучение различных социальных групп (инвалидов, пенсионеров, этнических меньшинств и пр.) и особенности их библиотечно-библиографического обслуживания;

-библиотечно-краеведческая деятельность:

-потребители и потребности в краеведческой информации;

-историческая и современная практика краеведческой деятельности библиотек;

-историко-краеведческие исследования (история краеведческой деятельности в регионе, история библиотек и книжного дела в регионе);

-региональная биографика, генеалогия и история семей;

-история создания (или издания) и содержания наиболее значительных местных и краеведческих изданий.

Однако для приходской библиотеки, где работает один человек, этот перечень тем практически неприемлем. Приходской библиотекарь в ходе работы может уделить внимание изучению читательского спроса и отказов на спрашиваемые по соответствующей тематике книги. В процессе работы с читателями библиотекарю следует выделять различные категории читателей:

-по социальному положению (священнослужитель, рабочий, служащий и пр.);

-по возрастным критериям (дети /дошкольники, младшие школьники, среднего и старшего школьного возраста/, взрослые /до 30 лет и старше, 40–50 лет, старше 55 лет/);

-по образовательному цензу (начальное, среднее, средне-специальное, незаконченное высшее, высшее образование).

Для православной библиотеки важно также выделять степень воцерковленности читателя (новоначальный, малоцерковный, воцерковленный). Особую группу могут составлять неверующие, но интересующиеся духовной литературой, а также инославные читатели.

При изучении читателей и читательских интересов обычно используют следующие методы:

-анализ книжных формуляров;

-анализ учета выданных справок;

-контент-анализ (применяется при изучении большого массива документов) для приходских библиотек малоцелесообразен;

-анкетирование читателей;

-интервьюирование (может проходить в виде беседы, в таком случае читатель (респондент) ведет себя более свободно, без особого напряжения отвечает на те или иные вопросы библиотекаря);

-эксперимент и метод библиотечного консилиума проводится в крупных библиотеках со значительным числом читателей, большим объемом фонда и при наличии в штате достаточного для этого числа библиотечных специалистов. То же можно сказать и в отношении социометрических методов.

Итак, подводя итоги, еще раз отметим, что изучение читателей в приходской библиотеке необходимо для совершенствования деятельности каждой отдельно взятой библиотеки. Проведение больших локальных исследований оказывает влияние как на развитие библиотечного дела, библиографии, книговедения, так и непосредственно на издательскую и просветительскую деятельность. Именно такие исследования позволяют понять, что и в каких количествах надо издавать. Кроме того, изучение читательского спроса позволяет понять ученым-богословам, какие проблемы ими еще не затронуты, на что необходимо обратить первостепенное внимание. Надеюсь на появление нового талантливого православного «Рубакина», который столь же беззаветно посвятит себя изучению чтения духовной литературы и ее влияния на преображение личности человека. Сейчас время для этого самое благоприятное.

Примечания

1.Ещё раз следует подчеркнуть: эффективность облуживания читателей зависит не столько от величины фонда, сколько от его качественного состава.

2.Ильин И. Книга раздумий и тихих созерцаний. – М., 2005. – С. 7.

3.Подробнее см.: Мелентьева Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире. – М., 2007. – С. 38–69.

4.См.: Рубакин Н.А. Библиологическая психология: Избр. труды. – М.: Акад. проект; Трикста, 2006. – 799 с.

5.Рубакин Н.А. Библиологическая психология. – М., 2006. – С. 405.

6.Мелентьева Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире. – М., 2007. – С. 68.

7.В настоящее время интерес к духовной литературе отмечается главным образом у городской интеллигенции. Этот интерес возник еще в 80-е годы 20 в., когда православная литература была практически на нелегальном положении. Создателями и потребителями христианского «самиздата» были, в основном, люди творческие. Несмотря на то, что исследования чтения «самиздата» не проводились, судить об его читателях можно по источникам, связанным с собиранием коллекций «самиздата» и формированием фондов нетрадиционных изданий в государственных библиотеках. См.: Московские коллекции самиздата: Справочник. – М.: Из глубин, 1992. – 264 с.; там же: С. 13–14 – Издания неформальных организаций и объединений в фондах Российской государственной библиотеки / гл. б-рь РГБ Андрюшина С.В.; Андрюшина С.В. Критерии отбора в фонд нетрадиционных изданий //Библиотековедение. – 1996. – № 3. – С. 82–86.

8.Справочник библиотекаря. – М., 2006. – С. 216–217.


С.В.Андрюшина 


Православный экономический вестник журнал "Приход"




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru