Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Приходская библиотека как важная часть духовного просвещения мирян 16.08.2011

Приходская библиотека как важная часть духовного просвещения мирян

С.В.Андрюшина, зав.
Православной библиотекой храма
Преображения Господня в Богородском


Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется возрождением приходской жизни при храмах России: появляются воскресные школы для детей и взрослых, развивается социальное служение мирян при церковных приходах. Одновременно с этим воссоздаются и церковные, или приходские библиотеки, главным предназначением которых на первых порах является оказание помощи прихожанам в их духовном просвещении.

Необходимо заметить, что православные библиотеки России понесли громадный урон в послереволюционный период. В начале ХХ века насчитывалось 31250 церковных и благочиннических библиотек.[1] После 1917 года на протяжении семидесяти лет советской власти о таком типе библиотеки, как приходская, было забыто.

В последнее время воссоздание приходских библиотек шло довольно активно, однако сам процесс протекал достаточно стихийно. Думается, что точное число действующих в настоящий момент приходских библиотек пока установить невозможно. Можно лишь предполагать, что количеству церковных приходов в России соответствует количество приходских библиотек (что маловероятно). И совсем нереально определить совокупный объем фондов приходских библиотек, состав и объем фондов отдельных библиотек, кадровый состав приходских библиотек, профессиональную подготовку сотрудников и т.д. Все это связано с отсутствием планово-организационного и научно-методического подхода к созданию приходских библиотек. Вследствие этого иные библиотеки отличаются порой самыми неожиданными формами.

Так, наряду с традиционными библиотеками, обладающими хорошо сформированными фондами, появляются, к примеру, библиотеки при церковных книжных лавках, использующие ассортимент книг, представленный на полках магазина, для чтения прихожанами своего храма. Конечно, в России ХIХ века существовал такой прецедент. Возьмем для примера известную в ту пору петербургскую библиотеку-читальню В.А. Плавильщикова (1768–1823) – А.Ф. Смирдина (1795–1857). Она действительно располагалась сначала при книжной лавке на Мойке, а затем при книжном магазине на Невском проспекте. Эта библиотека представляла собой как бы клуб интеллектуалов: здесь собирались известные ученые и литераторы, обсуждавшие самые разные проблемы, волновавшие образованное общество того времени.

Зададимся вопросом, насколько целесообразно повторять опыт позапрошлого века сегодня, к тому же в урезанном виде, при церковных книжных лавках? Вероятно, нецелесообразно, если только это не связано еще с какими-либо целями помимо просто чтения книг, например, организации литературно-музыкальной гостиной или клуба любителей поэзии и пр. Но и в этом случае необходимо иметь отдельное от магазина помещение и самостоятельный книжный фонд.

Иногда в некоторых приходах библиотеками называют небольшое собрание книг, размещенное, например, в книжном шкафу где-то в храме или ином помещении. Этими книгами обмениваются между собой прихожане храма. Такое книжное собрание еще не библиотека, т.к. чаще всего это не организованный книжный фонд, а небольшая подборка случайных изданий.

Федеральный Закон РФ «О библиотечном деле» (в редакции от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) определяет библиотеку как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации…»[2].

Длительное отсутствие какого-либо консультационно-методического центра для православных библиотек, нерешенная проблема специальной подготовки библиотекарей для данного вида библиотек, в конечном итоге, приводят к непрофессиональной организации отдельных приходских библиотек.

Приходская библиотека не может быть маргинальным образованием. Она должна играть важную роль в сохранении культурно-исторических традиций России, в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, стать неотъемлемой частью российской библиотечной системы. Деятельность приходской библиотеки должна быть направлена на решение религиозно-образовательных, просветительных, информационных, культурных, досуговых задач. Работа приходского библиотекаря с читателями, по сути, может представлять собой один из приемов катехизации мирян, а весь комплекс библиотечной работы по праву можно называть миссионерским служением библиотекаря.

Для того чтобы наладить деятельность приходских библиотек в соответствии с вышеперечисленными задачами, предполагается продолжить серию публикаций, осуществленных в 2006–2007 годах, посвященных организации библиотечной работы. Желательно, однако, чтобы новые публикации не ограничивались только методическими рекомендациями. Было бы неплохо, если бы работники приходских библиотек из разных регионов России поделились своим практическим опытом, затронули наиболее болезненные проблемы, касающиеся их непосредственной работы, задали вопросы на интересующие их темы. Возможно, что найдутся также специалисты в области теории, истории и практики библиотечного дела и библиографии, которые обратят внимание на трудности, испытываемые православными библиотеками при их становлении, и помогут не только конкретными советами, но и научными разработками в новом направлении библиотечно-библиографической деятельности.



[1] См.: Фунтикова С.П. Православные библиотеки: Прошлое и настоящее. – М., 2002. – С. 159.

[2] См.: Справочник библиотекаря. – СПб., 2006. – С. 14.

Источник: Православный экономический вестник Журнал "Приход".



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru