Издательский Совет Русской Православной Церкви: Главный библиограф Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Александр Троицкий о церковных и монастырских библиотеках

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Главный библиограф Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Александр Троицкий о церковных и монастырских библиотеках 26.07.2011

Главный библиограф Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерей Александр Троицкий о церковных и монастырских библиотеках

Отец Александр, как в древних библиотеках библиотекари ориентировались в книжных богатствах? По памяти?

Если говорить о библиотеках специальных, монастырских, церковных, то там, без претензий на универсальность, обходились гораздо меньшим количеством книг. Даже в монастырях, где у братии (для смирения) послушание время от времени менялось, библиотекарь после игумена, наместника – самая несменяемая должность. Если бы библиотекари часто менялись, в библиотеке ничего невозможно было бы найти.

Всё зависело от человеческой памяти?

Человеческая память и, конечно, какие-то описи. Книги и рукописи нумеровались, велись описи. Это было важно для сохранности, для передачи фондов библиотеки. Известно, что в Синодальный период в XVIII–XIX веках из монастырских библиотек изымались рукописи в центральные церковные библиотеки, да и не только центральные: библиотека Соловецкого монастыря долгое время хранилась в Казанской духовной академии. Руководствовались описями, которые составлены в прошлых веках.

Забирали, чтобы изучать?

Для сохранности и для изучения.

Самые богатые монастырские библиотеки какие были?

Пожалуй, это библиотека Троице-Сергиевой лавры, Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей. Библиотеки Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей составляли огромную ценность своими рукописями. В бытность этих монастырей культурными центрами библиотеки были ни с чем ни сравнимыми сокровищами. Потом, ещё в дореволюционное время, уже не полагались на то, что в монастыре достаточно культурных сил, чтобы их хранить. И рукописи были вывезены.

В Троице-Сергиевой лавре всё было благополучно до наступления советской власти. Там была и академическая библиотека Духовной академии, и собственно библиотека Лавры, очень богатая.

Книжный фонд Лавры – самые древние рукописи, рукописные акты и старопечатные книги. У Духовной академии была универсальная библиотека, одна из самых богатых: сотни тысяч томов, огромное количество иностранных книг. Это библиотека, сравнимая по богатству книг гуманитарной направленности с крупными европейскими университетскими библиотеками. Библиотека Троице-Сергиевой лавры попала туда же, куда и библиотека Духовной академии – в Российскую государственную библиотеку. Рукописные фонды сохранились очень хорошо, а более поздние книги были «распылены». Их слишком много поступило из разных мест. Одинаковые книги не считали нужным хранить. Книги старопечатные или какие-то очень редкие хранятся в Музее книги. А книг XIX века из разных библиотек поступило много, они были «распылены».

Шанс получить что-то из своих бывших фондов в электронном виде у монастырских, церковных библиотек есть?

Копирование этих фондов – довольно крупные проекты.

То есть долго и дорого?

Это всё равно необходимо делать рано или поздно. Быстро делать это невозможно. Это проблема реконструкции исторических фондов старых библиотек. Но если невозможно скопировать всё, надо хотя бы сделать то, что нужно в первую очередь.

Если до революции у монастыря была богатейшая библиотека, и сегодня он снова существует, библиотеку он возрождает с нуля или есть шансы, что что-то, что есть, может быть, где-то в нескольких экземплярах, ему отдадут?

Такие случаи бывали. Библиотеки Троице-Сергиевой лавры, Оптиной пустыни, не говоря уже о духовных академиях, из дублетных фондов библиотек выбирали книги со своими штампами. Никто не был против. Если книги лежат в дублетном фонде и могут быть переданы, их передадут. Но всё-таки это крохи по сравнению с тем, что было, потому что большая часть или находится в основном фонде библиотеки, или просто не сохранилась до настоящего времени.

Из-за условий хранения?

Из-за естественного «распыления». Церковные книги в советские годы мало кому были нужны. В 30-е годы их использовали для международного книгообмена, то есть попросту продавали. Например, библиотека Восточного института в Риме приобрела крупную партию церковных книг, другие западноевропейские библиотеки приобретали целые массивы книг. Они стоили недорого. Самая крупная часть Библиотеки Святейшего Синода, которая находилась в Петербурге, хранится компактно на кафедре Восточных Церквей университета Эрлангена-Нюрнберга. Все книги имеют один и тот же штамп библиотеки Синода, хранятся отдельным фондом в отдельной комнате.

А что случилось с московской Синодальной библиотекой?

Эта библиотека была национализирована. Она была как раз крупнейшим хранилищем славянских и греческих рукописей. Эти два фонда: синодальный славянский и синодальный греческий – хранятся в Государственном историческом музее. Что касается старопечатных книг, они тоже хранятся в Историческом музее, но насколько они там комплектно и полно сохранились, трудно сказать, потому что непонятно, с чем сравнивать. Если рукописи славянские и греческие были каталогизированы и описаны ещё до революции, причем описания почти всех книг были изданы, то описи старопечатных книг не издавались. А более поздние книги XIX– начала XX веков тоже, конечно, были, поскольку они были необходимы для работы с рукописями, в том числе как справочные материалы. Судя по всему, было довольно много книг по христианскому Востоку, например описаний путешествий. Все поздние книги также «распылены». Часть их в Исторической библиотеке, в библиотеке Исторического музея. У нас есть несколько книг благодаря директору Исторической библиотеки, он нам передал их из дублетного фонда.

Как сегодня учитывают книги в монастырских библиотеках? Какие каталоги используются?

У всех по-разному. Кто-то пользуется карточками. Где-то, возможно, используется электронный каталог.


Беседовала Валентина Курицина




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru