Издательский Совет Русской Православной Церкви: Ценность труда как выразительная особенность русской педагогической культуры

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Ценность труда как выразительная особенность русской педагогической культуры 10.06.2011

Ценность труда как выразительная особенность русской педагогической культуры

Автор - Ольга Алексеевна Белянова, кандидат педагогических наук

Что может уравновесить предельный, уже за гранью возможностей ребенка, интеллектуализм современной школы? Насыщенная обязательной для всех детей активной и созидательной, конкретной и предметной деятельностью вторая половина школьного дня. Сердцевину этой яркой деятельностной поры должен представлять труд.

Лучшие педагоги нашей страны знали это с тех самых пор, как педагогическая наука стала частью русской культуры. Учитель русских учителей, настоящий проповедник труда в воспитании К.Д. Ушинский писал: «Человек рожден для труда; труд представляет его земное счастье; труд – лучший хранитель человеческой нравственности и труд же должен быть воспитателем человека. Именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человечества… Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни полезной »1. Труд так же необходим для душевного здоровья человека, как свежий воздух для его физического здоровья, совершенно справедливо полагал К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает… упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье»2.

Наиболее педагогически целесообразным нужно признать именно труд на свежем воздухе, которого много было в условиях той природной России маленьких городков и деревень, которая и является, по сути, выразительницей русского духа, русского национального уклада жизни, в котором произрастали великие таланты, умы и дарования в течение всех времен.

Человек должен «в поте лица снести хлеб свой» (Бытия, 3,19). И это до сих пор никто не отменял да и не вправе это сделать. Красноречивее всего выражение «в поте лица». Сколько смысла за ним! В Библии , как известно, лишних слов нет… В унисон ему звучит и Новозаветное требование апостола Павела. Говоря о необходимости трудиться, он употребляет редкий и очень экспрессивный глагол «умолять». «Умоляем же вас, братия, работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам»(1Фесс.: 4,11). А ведь и среди первых христиан было немало состоятельных людей, живших трудом слуг, рабов. И это требование возносится как бы над конкретно-историческими обстоятельствами жизни настоящего христианина – когда бы он ни родился. Почему же мы забыли это в неудержимом стремлении использовать все более умные машины, сокращающие до минимума долю ручного труда в производстве и нравственно опустошающие сам процесс труда? Понятно, что это продиктовано уже объективно существующей мощью и сложностью промышленного производства в его современном виде. Но педагогическая сфера не может быть придатком производства.

Хотелось бы обратить внимание на то, что осмыслением роли труда в жизни людей и на путях развития человеческой цивилизации были заняты не только педагоги, но и священнослужители, и ученые, и философы.

Совершенно очевидно, что дети плохо развиваются, духовно чахнут в бетонно-асфальтовых коконах городов. Полноценное развитие ребенок получает в условиях благодатных трудов по домоустроению, на земле, в родовой усадьбе, в условиях полнокровной хозяйственной жизни под окормлением Православной Церкви вместе со старшими представителями рода-племени. И сама по себе хозяйственная жизнь есть духовно насыщенный, по-настоящему здравый и спасительный процесс.

Священник Иоанн Дмитриевский в начале XX века писал: «Труд имеет свою внутреннюю сторону, и в этом его смысл. Люди плохо видят то, что труд есть станок, на котором ткется человеческая душа… Точность, аккуратность, честность, верность, терпение – эти качества вплетаются в душу во время труда. И этого нельзя достичь ничем, кроме труда… Из книг, из рассказов можно научиться только представлениям о том, что такое честность, добросовестность, аккуратность, терпение, самые же эти качества можно приобрести только трудом. Вот почему труд есть закон жизни… Кто знает это, для того труд есть Божье благословение, кто не знает этого, для того труд – проклятие»3.

Суть этого вопроса в педагогике в том, что ребенок не из одного ума состоит, что он имеет еще и душу, и тело, и что все стороны его природного естества должны развиваться полноценно.

Литература

1.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. / Ушинский К.Д. Пед.соч. в 6 т. Т. 2. – М., 1988. – С. 38.

2.Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии. /Ушинский К.Д. Пед.соч. в 6 т. Т. 1. – М., 1988. – С. 313–314.

3.Иоанн Дмитриевский, свящ. Жизнь и смерть. – Харьков, 1916. – С. 42.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru