Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Всех вам благ от Господа желаю»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Всех вам благ от Господа желаю» 17.03.2011

«Всех вам благ от Господа желаю»

«Всех вам благ от Господа желаю»

Автор: Андрей Петрович Дмитриев, член Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский дом)

В институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, в фонде С.О. Бурачка, друга и почитателя святителя Феофана Затворника (в миру Георгий Васильевич Говоров; 1815–1894), хранятся два его до сих пор не опубликованных письма к выдающемуся богослову протоиерею Александру Васильевичу Горскому (1812–1875), возглавлявшему Московскую духовную академию. Их адресат зарегистрирован архивистами как безымянный «ректор духовной академии».

Эти письма интересны прежде всего для духовной биографии подвижника, поскольку писались в переломные моменты его жизни. Первое – 27 июня 1866 г., накануне отъезда свт. Феофана из Владимира на Вышу настоятелем пустыни. Поэтому столь многозначительна в конце подпись: «Феофан, Епископ …..» – архиерея без кафедры (17 июня Св. Синод удовлетворил прошение святителя и освободил его от управления Владимирской епархией). Второе – предположительно во второй половине сентября 1871 г. – за полтора года до ухода святителя в затвор. Он прощается с миром и окончательно устраивает дела: и по управлению епархией (поиски учителей для духовных школ), и по улаживанию семейных проблем (определение племянников на учебу в Московскую духовную академию).

Но это только внешний повод обращения свт. Феофана к о. Александру Горскому. Для него этот выдающийся представитель духовно-академической науки – прежде всего собрат в главном деле его жизни – христианском просвещении. Святитель и ему посылает свои сочинения, и живо откликается на присланную о. Александром церковно-историческую брошюру, и предлагает сообща противодействовать проповеди материалистических учений (в петербургском журнале «Знание»). Позднее (4 октября 1876 г.), уже после кончины Горского, свт. Феофан обращался к редактору журнала «Душеполезное чтение» (впоследствии епископ Виссарион) с просьбой, имея в виду профессоров Московской духовной академии: «Не можете ли Вы подать голоса, чтобы их высоко-ученость взялась разрабатывать преимущественно историю Церкви… только не по немецким историкам – этих всех под лавку, – а прямо по первоначальным историкам… с целью… доказать, что все, нами содержимое, было содержимо Св. Церковью во все время ее существования» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: Из неопубликованного. М., 2001. С. 199).

Новые письма ярко демонстрируют и обычные для стиля свт. Феофана задушевно-лирическую тональность и емкую выразительность его речи.

Печатаются по автографам: ИРЛИ. Ф. 34. № 501. Л. 1–4 об.

I

Ваше Высокопреподобие1,

Досточтимый Отец Ректор!2

Приношу искреннюю благодарность Вашему Высокопреподобию за согласие на мою просьбу, относительно учительства в нашем Владимирском училище3. Но вот и новое прошение! Племяннику моему Орлов<ской> Семинарии Студенту Крутикову4 дозволено держать экзамен на поступление в Академию5. Как мне кажется, он хорошо приготовился. Но всяко много случайностей может встретиться. Почему обращаюсь с покорнейшей просьбою к Вам – Ваше Высокопреподобие, устройте, Г<оспо>да ради, прием его в Академию, если сие не будет несправедливо и не составит для Вас большого затруднения.

На память о моей грешности прошу принять моего сочинения книжки6.

Се отъезжаю. Помолитесь!7

С истинным почтением и совершенною преданностию имею честь быть

Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою

Феофан Епископ8

27 Июля 1866.

Комментарий

1 Титулование «Ваше Высокопреподобие» используется при обращении к протоиерею, архимандриту и игумену. А.В. Горский был посвящен в сан протоиерея в 1860 г. (в виде исключения из традиционной практики – в безбрачном состоянии), но, не имея своего прихода, был приписан к Архангельскому собору Московского Кремля.

2 Ректором Московской духовной академии прот. А.В. Горский был назначен 23 октября 1862 г. (первым из белого духовенства) и занимал этот пост в течение 13 лет – вплоть до своей кончины, последовавшей 11 октября 1875 г.

3 11 февраля 1865 г. во Владимире было открыто женское епархиальное училище – на ул. Воскресенской (ныне Луначарского), в доме, приобретенном у предводителя губернского дворянства Д.В. Соленикова. Совершилось это, конечно, стараниями свт. Феофана, который уже имел опыт создания такого рода духовных школ (в 1863 г. им основано подобное училище в Тамбове, где он тогда занимал архиерейскую кафедру). Оказавшись во Владимире, святитель 20 марта 1864 г. отправил представление в Синод об открытии здесь епархиального женского училища, а уже 20 июля было получено на это Высочайшее позволение. В новообразованное учебное заведение требовались учителя и, очевидно, свт. Феофан обратился к прот. А.В. Горскому как ректору с просьбой о назначении нескольких выпускников Академии во Владимир. Хотя в женском епархиальном училище они так и не преподавали (см.: Преображенский А. Состав преподавателей нормальных классов // Преображенский А. История Владимирского епархиального училища за первый период его существования (1865–1879). Владимир, 1902. С. 270–335), – но это не значит, что Горский почему-то не выполнил своего обещания. 18 ноября 1866 г. во Владимир получил назначение Иван Иванович Виноградов, окончивший в Москве семинарию и духовную академию (во 2-м разряде). Он был определен преподавателем Св. Писания в трех средних отделениях Владимирской духовной семинарии и прослужил в этой должности вплоть до 7 сентября 1871 г., когда перешел в светское звание и был переведен учителем приготовительного класса в Московскую 4-ю гимназию. Для Владимирской семинарии потеря этого москвича оказалась болезненной, ибо, по воспоминаниям современников, зафиксированным Н.В. Малицким, «Ив<ан> Ив<анович> Виноградов читал свой предмет толково и хорошо. Записки по Св. Писанию, составленные им, отличались серьезностью и свидетельствовали о незаурядных способностях их автора» (Малицкий Н. История Владимирской духовной семинарии: [В 3 вып.]. М., 1902. Вып. II. С. 292).

4 Николай Александрович Крутиков – один из племянников свт. Феофана, старший сын его любимой младшей сестры Анны Васильевны, вышедшей замуж за священника Александра Захарьевича Крутикова, который в тот период благодаря предстательству зятя-епископа был переведен из села Семеновского родного для святителя Елецкого уезда Орловской епархии на его же родину в село Чернавск того же уезда, в один из трех тамошних храмов – во имя Владимирской иконы Божией Матери. Там прежде настоятельствовал отец cвятителя Василий Тимофеевич Говоров, а потом его старший зять (муж сестры Авдотьи Васильевны) Гавриил Никифорович Переверзев. Об Анне Васильевне, скончавшейся в начале 1870-х гг. от чахотки, так писал другой ее сын, Иван Крутиков: «…Анна Васильевна была высокая женщина в нравственном отношении; мать многих детей (18 их было) хорошо и безропотно ходившая за ними. Она была воистину раба Божия: любила посещать Святые места и обители, любила подавать милостыню, любила читать акафисты и петь припевы, внешность имела в высокой степени симпатичную и благообразную, отражавшую высокие нравственные и умственные качества. Владыка видимо чтил ее <…>. Любовь его к ней велика была: ей он выхлопотал место, с нею делился горестями и радостями жизни, ей лично в Чернавск присылал книги с собственноручною подписью; вообще к ней относился с глубоким уважением; ибо знал ее восторженную религиозность и благочестие» (Крутиков И. А. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. М., 1899. С. 105–106, 125–126). Николай Крутиков – один из многочисленных детей этого священнического семейства. Следует исправить ошибку, закравшуюся в известную статью архим. Георгия (Тертышникова) «Светильник земли Русской: Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника», где, в частности, говорится: «Удаляясь из мира в Вышенскую пустынь, епископ Феофан позаботился и о родственниках, которые находились на его попечении. Одного из своих племянников, А.Г. Говорова, он взял с собою в Вышу, а другого, студента И.А. Крутикова, окончившего Орловскую духовную семинарию, отправил в Московскую духовную академию, поручил его ректору Академии протоиерею Александру Горскому» (Богословские труды. М., 1990. Т. 30. С. 168). На деле в то время Иван Крутиков еще учился в семинарии и в письме святителя речь, безусловно, идет о Николае.

5 Николай Крутиков закончил Орловскую духовную семинарию в 1-м разряде – шестым по общему списку (см.: Никольский К.И. Орловская духовная семинария (до 1897 года): Церковно-исторический очерк. Орел, 1913 (обл.: 1914). С. 367). 14 июля 1866 г. святитель писал своему племяннику И.Г. Переверзеву: «…Николай Александрович Крутиков – Чернавский – едет в академию Московскую» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: Из неопубликованного. С. 426). Поступив в августе 1866 г. в Московскую духовную академию, Николай вышел из нее в 1870-м, не получив звания ни магистра, ни кандидата, а оказавшись в числе 17 выпускников, которые были «оставлены без присуждения ученых степеней за непредставлением сочинений, или за представлением оных в неоконченном виде» (Смирнов С. [К., прот.]. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814–1870). М., 1879. С. 577).

6 У свт. Феофана к тому времени вышли две книги: «Предостережение от увлечения духом настоящего времени» (СПб., 1858) и «Слова к тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах» (СПб., 1861), а также оттиск проповеди «Слово на освящение храма в Девическом училище, – и на открытие сего училища 11 февраля 1865 года» (Владимир-на-Клязьме, [1865]).

7 Эта фраза была неточно процитирована в вышеупомянутой книге И.А. Крутикова: «Писал прощальные письма к некоторым лицам, между прочим к <…> А<лександру> Вас<ильевичу> Горскому, ректору Академии, у которого просил молитв: “Се отхожу, помолитесь обо мне”» (Крутиков И.А. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. С. 103).

8 Это отточие из пяти с нажимом поставленных точек заменяет, конечно, название титула по кафедре (Владимирский и Суздальский). Свт. Феофан подчеркивает, таким образом, что, убывая на Вышу, он избрал судьбу «епископа без кафедры», или архиерея на покое.

II

Ваше Высокопреподобие,

Досточтимый Отец Ректор!

Письмо Ваше2 я получил уже в половине Сентября3. Племянник4 ехал ко мне, чтоб передать его лично, но захвачен был на дороге холерою5 и воротился назад к отцу6, из Козлова7. Не могши по сему случаю быть сам у нас на Выше, переслал письмо Ваше по почте.

Приношу искреннюю Вам благодарность за Ваше отеческое снисхождение к Племяннику. Ваше решение превзошло мои ожидания8. Спаси Вас Г<оспо>ди и помилуй. Прошу не оставлять нас и впредь, если окажется нужда. Должные внушения поскользнувшемуся сделаны9. Надо надеяться, что при помощи Божией он постоит.

Покорно прошу принять прилагаемые при сем книжки. – Указания10 – шуточное дело Страстной седьмицы <так>11. Если б кто из ваших12 подверг их строжайшей критике, может быть, предмет этот, – не ненужный, – у нас установился бы. Очень важно, чтоб все начертатели жизни Христа Спасителя следовали одному порядку13, а не как немцы14. Один оттиск Указаний потрудитесь передать Племяннику15.

Примите мою благодарность за Вашу статейку об образовании Канона Ново-Заветных книг16. Как бы было хорошо отдельною брошюркою разбросать ее по всей России. – Она под корень подсекает немецкие мудрования17.

Извините за след<ующее> слово: надо нещадно бить журнал «Знание»18.

Всех Вам благ от Г<оспо>да желаю.

С истинным почтением и совершенною преданностию имею честь быть

Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою и богомольцем

Еп. Феофан.

Комментарий

1 В письме дата не указана, конверт не сохранился. По содержанию предположительно датируется второй половиной сентября 1871 г.

2 Местонахождение этого письма прот. А.В. Горского нам неизвестно.

3 То есть в середине сентября.

4 Тут речь идет, безусловно, о другом племяннике свт. Феофана по сестре Анне Васильевне, ее втором сыне Иване Александровиче Крутикове (1848-?), в июле 1868 г., по окончании первого учебного года в высшем отделении Орловской семинарии (см. Свидетельство об этом: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1882. Л. 1; благодарю А.Е. Лукьянову, ознакомившую нас с копией этого документа), поступившем в Московскую духовную академию и окончившем ее кандидатом богословского отделения в 1872 г. По содержанию письма ясно, что Иван ехал на Вышу проведать дядю в начале летней вакации, по окончании третьего года обучения в Академии.

5 Холера резко активизировалась в России с наступлением весны 1871 г. По Рязанской губернии, где и находилась Вышенская обитель, эпидемия распространилась уже в марте, а в июне холерой были заняты почти все восточные и северо-восточные губернии Европейской России. В этом году в Европейской России «холерой заболело 322 711 человек, из них погибли 124 831» (см.: Супотницкий М.В. Эволюционная патология: К вопросу о месте ВИЧ-инфекции и ВИЧ/СПИД-пандемии среди других инфекционных, эпидемических и пандемических процессов. М., 2009. С. 181).

6 То есть возвратился в с. Чернавск Елецкого уезда Орловской епархии, где его отец, священник А.З. Кругликов, возглавлял Владимирский приход.

7 Козлов – в 1932 г. переименован в Мичуринск, город в Тамбовской области. Расстояние от Козлова до Выши по прямой – около 150 верст.

8 О чем идет речь, выяснить не удалось. Не исключено, что о милостивом решении прот. А.В. Горского в связи с каким-то проступком И.А. Крутикова.

9 Любопытно, что, когда в этот же период Иван Крутиков с матерью Анной Васильевной посетил на Выше свт. Феофана, они «говорили о трудностях воспитания детей в настоящее время. Владыка заметил, что теперь обращают больше внимания на внешность, толкуют о материальных трудностях и мало или вовсе не обращают внимания на то, чтоб воспитывать детей и юношей нужно в наказании и учении Господнем. Тут вся педагогика! <…> До сих пор преосвящ<енный> говорил спокойно, с некоторою приятностию, веселостию и улыбкою, но лишь только почему-то коснулись вопроса о соблазнах мира, о грехах и страстях, голос архипастыря изменился. Он говорил, что страсти суть лютые наши душевные и телесные болезни, тем более что они незаметно прививаются, глубоко входят внутрь сердца и настолько там укореняются, что человек сам без помощи благодати ничего не может сделать» (Крутиков И.А. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни. С. 106).

10 Имеется в виду отдельное издание статьи свт. Феофана «Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую с наглядным конспектом ее» (Тамбов: Губ. земская тип., 1871. 25 с., 1 л. табл.; авт. указан в конце текста). Впервые опубликовано: Прибавления к Тамбовским епархиальным ведомостям. 1871. № 5 (15 мая). С. 278–302.

11 Светлая (Пасхальная) седмица приходилась в 1871 г. на 29 марта–4 апреля.

12 Подразумеваются профессора Московской духовной академии.

13 Свт. Феофан начинал статью с констатации: «Главное правило — совершенная покорность указаниям святых Евангелистов» (Феофан, еп. Указания, по которым всякий сам для себя… Тамбов, 1871. С. 1). В конце же пояснял, в чем насущная нужда его исследования: «В заключение считаем не лишним сказать, что в предлагаемом здесь порядке составлена Евангельская История о. Протоиереем Богословским, исключая некоторых частных пунктов, и вставок в последней части, которые у него сделаны по тем указаниям, какие и мы признали имеющими некоторый вес, хотя кажущийся. Обозрение Евангелий о. Протоиерея Гречулевича тоже во многом сходно с ним; но во многом и отступает. Из иностранных близка к сему История Иисуса Христа Штольберга немца, переведенная и на французский язык, тоже за исключением некоторых частностей и вставок в последней части, которые у него сделаны совершенно произвольно. У всех других, сколько их пришлось видеть, царствует совершенный произвол по всему пространству Евангельской истории» (Там же. С. 25). Упомянуты издания: 1) Богословский М.И., прот. Священная история Нового Завета. СПб., 1859; 4-е изд.: 1871; 2) Гречулевич В.В., прот. а) Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке, с картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению евангельской истории. СПб., 1859–1860; б) Изложение Евангельской истории по руководству подробного сравнительного обзора Четвероевангелия. СПб., 1861; 3) Stollberg F. L. von. Geschichte der Religion Jesu Christi. Hamburg, 1806–1818. Bde I–XV.

14 Прежде всего имеется в виду немецкий богослов и философ Давид Фридрих Штраус (1808–1874), который в своем сочинении «Жизнь Иисуса» (Тюбинген, 1835–1836. Т. III) отрицал достоверность Евангелия. При описании библиотеки свт. Феофана особо отмечено, что в ней в отделе «христианская апологетика и история религий – до 140 названий. Здесь есть между прочим целая коллекция (иностранных) сочинений против Ренановой “Жизни Иисуса”. <…> Отделы библейской и евангельской историй заключают в себе до 50-ти названий. <…> …есть также довольно большое количество иностранных (немецких и французских) новозаветных историй» (Колосов Н. Библиотека преосвященного Феофана // Душеполезное чтение. Ч. I, апрель. С. 556). О Тюбингенской теологической школе свт. Феофан неоднократно высказывался в письмах, например, к прот. В.П. Нечаеву: «Пересматриваю все немецкие знаменитости – и их хлам учености до того опротивел…» (13 января 1873 г.); «Немчура всё перепортила. <…> И немцы так не ухитрятся хитросплетничать!» (26 февраля 1877 г.) (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: Из неопубликованного. С. 208, 229).

15 Подразумевается Иван Крутиков. По окончании Московской духовной академии он служил в Курской семинарии, где воплощал в своей преподавательской деятельности заветы дяди, изложенные, в частности, и в «Указаниях». Его ученик Анатолий Танков вспоминал: «Изъяснение Священного Писания у нас, в 1-м отделении, преподавал кандидат Московской духовной академии, недавно окончивший курс ее, И.А. Крутиков. <…> Особенностью преподавания было то, что И.А. Крутиков всеми мерами старался о том, чтобы ученики прочитали текст Cвященных книг, разобрались в нем, умели пересказывать главы этих книг и знали толкование смысла текста, в особенности не вполне понятных его слов и выражений. Почти весь урок проходил в непосредственном изучении текста Библии.

Такой, самый, конечно, рациональный метод изучения Св. Писания, безусловно в настоящее время имеющий широкое применение, в наше время был желанною новостью, так как ранее ученики семинарии и даже студенты академии очень много изучали о Библии Ветхого и Нового Завета и по поводу Библии, а не подлинный ее текст и его смысл. <…> Преосвященный Феофан начертал ему подробное наставление, как вести дело, и настойчиво, с особым ударением ставил во главу угла непосредственное знакомство учеников с текстом Св. Писания. “Остальное все тогда приложится…” – писал он» (Танков А. Воспоминание из прошлого нашей семинарии // Курские епархиальные ведомости. 1914. Ч. неоф. № 12 (22 марта). С. 255, 256).

16 Речь идет об отдельном оттиске статьи: Горский А.В., прот. Образование канона священных книг Нового Завета. М.: Тип. В. Готье, 1871. 31 с. Впервые опубликовано: Прибавления к Творениям Св. Отцев в русском переводе. 1871. Ч. 24. С. 297–327.

17 В статье Горского убедительно доказывалось, что канон Нового Завета сформировался именно в лоне Ефесской церкви: «Но преимущественно благоприятствующими обстоятельствами для сего (хранить апостольские творения – А. Д.) обстоятельствами пользовалась, как нам кажется, церковь Ефесская, основанная Апостолом Павлом, вверенная ученику его Тимофею и долгое время состоявшая под ближайшим руководством Св. Апостола Иоанна» (Горский А. В., прот. Образование канона священных книг Нового Завета. М., 1871. С. 3; в журнале: с. 299).

18 Имеется в виду снискавший значительную популярность среди интеллигентного читателя, становившегося в оппозицию к Церкови, «ежемесячный научный и критико-библиографический журнал» «Знание», редакторами-издателями которого в 1870–1871 гг. были ординарные профессоры Медико-хирургической академии П.А. Хлебников и А.П. Бородин. К сентябрю 1871 г. вышло 12 книжек. Неприятие свт. Феофана могли вызвать следующие публикации 1871 г.: 1) Д. А. К—ский [Коропчевский Д.А.]. Реальные основы мистических явлений: (Сравнительно-психологический очерк) // Т. 2, № 1. Отд. I. С. 57–83; № 2. С. 126–176. [Компилятивный очерк по немецким, английским и русским источникам, через который красной нитью проходит призыв приближать то время, когда «научные начала восторжествуют над мистическими» (С. 176)]; 2) [Без подписи]. Учение о самозарождении // Там же. Т. 2, № 2. С. 103–122; 3) ХХ. Борьба за существование в человечестве: <Рец. на кн.:> D-r Ludwig Buchner. Die Stellung des Menschen in der Natur. Leipzig, 1870. // Т. 2, № 3. Отд. II. С. 262–282. (Критика); 4) Вейденбаум Г. Современные теории мироздания. Статья 1. Развитие Солнечной системы // Т. 3, № 4. Отд. I. С. 1–50; Статья вторая. Развитие Земного шара // Т. 4, № 7. Отд. I. С. 139; 5) Дарвин Ч. Происхождение человека и половой подбор: (Сокращ. изложение) // Т. 3. Прил. VII, 257 c.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru