Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Авторское право 24.02.2011

Авторское право

Автор Алексей Афанасьев, юрист в области хозяйственного права, интеллектуальной собственности и рекламы

К вопросу об истории его возникновения и развития

Многие из читателей «Православного книжного обозрения» наверняка сталкивались с понятием авторского права и представляют себе, что подразумевает под собой данная правовая категория. Однако немногие знают, как и где зародилось авторское право, как оно эволюционировало и развивалось. Вопрос возникновения авторского права до сих пор порождает в доктрине ряд споров среди ученых различных школ и направлений. В этой статье мы постараемся проследить процесс зарождения и формирования авторского права как правового института с древнейших времен до наших дней.

Отголоски авторского права уходят своими корнями в античные времена, в эпоху начала писания книг. Родиной книги по праву считается Древний Египет. Древнеегипетские авторы стремились связать свои сочинения не со своим именем, а с именем бога или фараона, что придавало им сакральный характер и являлось гарантией бессмертия произведения. В Древней Греции впервые предпринимались попытки по борьбе с литературным плагиатом. Несмотря на то что любой человек мог переписать книгу, не допускалось искажать текст оригинала произведения, который хранился в публичном учреждении полиса. Плагиат рассматривался в качестве проступка, позорящего честь гражданина, наказанием за плагиат могло быть даже изгнание из полиса. В связи с тем что произведение как нематериальный объект не отделялось от материального объекта (например, как право на книгу и сама книга), для регулирования отношений в сфере авторства не требовалось какой-либо специфики, и норм о праве собственности было достаточно. Римское право также не предусматривало особого правового регулирования охраны произведений как объектов авторского права.

Зарождение авторского права как самостоятельного правового института начинается в XV веке, вместе с внедрением типографского книгопечатания в Европе. Ускоренный процесс тиражирования книг позволил издателям получать доход. Издатели несли расходы на приобретение типографского оборудования, покупку рукописи автора, изготовление тиража книг, но вместе с тем не были защищены от тех лиц, которые перепечатывали ранее выпущенные в свет книги и предлагали их по более низкой цене. Потребовался механизм, который позволил бы защитить права издателей. И он был разработан. Обращаясь за защитой своих прав к власти, издатели получали охранные грамоты – индивидуальные привилегии, предоставляющие им исключительное право на публикацию отдельных книг. Со временем количество привилегий росло, система стала тормозить санкционированное использование произведений и в итоге стала несовершенной. Поэтому потребовался единый нормативно-правовой акт, закон, регулирующий отношения в области авторского права.

Первым в истории законом об авторском праве в современном понимании считается принятый весной 1710 года в Англии «Статут королевы Анны». Согласно этому Статуту автор получал право на издание своего произведения в течение 14 лет, которое могло быть уступлено на этот срок издателю. Созданное автором произведение должно было быть зарегистрировано в реестре Компаний издателей и книготорговцев. По истечении указанных 14 лет уступленное право снова возвращалось автору, который мог снова уступить его издателю еще на 14 лет. Нарушение закрепленного в Статуте права наказывалось штрафом с конфискацией незаконно изданных экземпляров произведения.

Во Франции, спустя почти столетие после принятия Статута королевы Анны, в 1791 и 1793 годах были приняты два закона, впервые гарантировавшие защиту всех форм творчества (литературного, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

В дальнейшем, в странах общего права, странах, где одним из основных источников права является судебный прецедент (главным образом, в США и Великобритании), в законах об авторском праве было закреплено исключительное право на воспроизведение (право делать копии, англ. – «copyright») как частный случай общего права собственности. Наделив авторское право особой спецификой, но в то же время поставив его в один ряд с общим правом собственности. В центре внимания законодательного регулирования находится само произведение, а задача законодателя состоит в том, чтобы урегулировать процесс его использования. Объем авторского права ограничивается здесь только имущественными правами, личные права автора оказались вне сферы действия законодательства.

В России авторское право традиционно приравнивалось к праву собственности. Первый относительно полноценный закон об авторском праве в нашей стране появился в рамках законодательства о цензуре. Положение о правах Сочинителей 1828 года регулировало ряд общественных отношений по использованию литературных произведений. За сочинителем или переводчиком книги сохранялось «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики». Защита авторского права зависела от соблюдения цензурных правил, установленных в Цензурном уставе.

Углубляя правовое регулирование объектов авторского права, в середине XIX века в России утверждаются Правила о музыкальной собственности и Положение о художественной собственности. Эти акты, совместно с другими положениями об авторском праве, впоследствии найдут свое отражение в кодифицированном Своде законов Российской Империи.

Первым в истории России самостоятельным полноценным нормативно-правовым актом, призванным детально регулировать отношения в области авторского права, стал принятый 20 марта 1911 года Закон Российской Империи, который назывался «Положение об авторском праве». Этот закон был составлен в духе западноевропейского законодательства и навеян во многом содержанием международных соглашений в области авторского права того времени. Закон стал значительным шагом в развитии авторского права в России. В нем нашли отражение основные категории авторского права: подлежащие охране объекты авторского права, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, случаи свободного использования произведений, возможные нарушения авторских прав, способы защиты.

Закон Российской Империи 1911 года действовал до Октябрьского переворота 1917 года. Советская государственно-политическая система, искоренив прежнее законодательство, внесла свои коррективы в развитие авторского права в России. Установив изначально государственную монополию на результаты интеллектуальной деятельности, впоследствии наметился перелом: авторы получили широкий перечень как имущественных, так и неимущественных прав. Основополагающими нормативно-правовыми актами тех времен были Гражданский кодекс РСФСР 1964 года и Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 года.

Этапом, предшествующим современному состоянию регулирования отношений в области авторского права в России (на сегодняшний день авторское право регулируется четвертой частью Гражданского кодекса РФ), стало принятие в 1993 году Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Сегодня вопросы охраны авторского права являются одними из приоритетных в государственной политике. Большинство стран объединяют свои усилия по охране исключительных прав на произведения путем присоединения к международным соглашениям. Так, сегодня Россия является участницей Всемирной конвенции об авторском праве, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и ряда других международных соглашений в области интеллектуальной собственности. Авторское право – одна из проблемных сфер современного правового пространства. До сих пор нет наработанной судебной практики по вопросам правовой охраны исключительных прав на произведения, особый интерес представляют вопросы охраны произведений в информационных и компьютерных сетях, в том числе в интернете. Несмотря на многовековое развитие, авторское право стоит на пороге модернизации и решения глобальных проблем, очевидцами которых, возможно, станем мы с вами.


Журнал «Православное книжное обозрение»
Ежемесячное издание, выходит 11 раз в год

Главный редактор – иеродиакон Юрий (Филиппов)
Ответственный редактор – А. Ю. Сагань
Автор оригинал-макета – А. Б. Лопатина
Верстка – А. В. Соколова
Корреспондент – Р. А. Поддубцев
Рисунок на обложке – А. А. Котляров
Подписано в печать – 18.01.2011
Адрес для писем: 119435, Москва, ул. Погодинская 20, стр. 2,
редакция «Православного книжного обозрения»
E-mail: pko@pcroc.ru
Сайт: www.izdatsovet.ru
Тел.: 8 (495) 789-90-45 (добавочный 22-29)
Мнение авторов не всегда совпадает с мнением редакции
Отпечатано в ОАО «Типография “Новости”»
Номер заказа 132

Православное книжное обозрение №3(003) январь 2011



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru