Издательский Совет Русской Православной Церкви: Гаджеты и дети

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Гаджеты и дети 08.04.2024

Гаджеты и дети

В наше время значимую роль в формировании личности ребенка вообще и дошкольника в частности играет экран, гаджеты. Все больше и больше малышей, которые с полутора-двух лет практически живут в смартфоне. Это смартфонное взросление влияет на возможность удовлетворить базовые образовательные и психологические потребности ребенка, не позволяет формироваться образовательной активности, в частности, напрямую препятствует подготовке к школе, а затем – создает трудности в обучении.
Если ребенок проводит много времени у экрана, тем более если пользуется личным планшетом, смартфоном – это:
• Не позволяет ребенку достаточно играть. Дети, которые имеют возможность много времени проводить у экрана, – порой не играют вообще. Заметим: игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, при этом компьютерные игры – не игра в педагогическом смысле.
• Ограничивает физическую активность, не позволяет достаточно двигаться. Сел перед телевизором – и смотрит свои мультсериалы сутками. Или уткнулся в экран – и сидит часами, никому не мешает.
• Не позволяет развиваться и проявляться любознательности. Даже вроде бы «развивающие» игры, фильмы, мультики для малышей загоняют любознательность в узкое, «навязанное» русло.

В нашем мире, пожалуй, жизнь без Интернета, компьютеров и смартфонов практически невозможна. Но это – про взрослых, а не про детей. Смартфоны, доступ к компьютеру в наше время практически необходим класса с 7-го, самое ранее – с 5-го. Утверждаю категорично: дошкольникам и младшим школьникам смартфон не нужен, как бы они ни обосновывали необходимость иметь личный айфон. Так что самое простое и базовое – не покупать ребенку-дошкольнику ни смартфон, ни личный планшет. Вообще не покупать. Если кто-то сердобольный подарит – забрать.
Ничего страшного с ребенком не случится от того, что он проживет все детство без смартфона, зато появится реальный шанс вырастить здорового душой и телом, любознательного ребенка, развитие которого будет соответствовать возрастной норме, который будет психологически, интеллектуально и эмоционально готов к школе.

Если мы не даем ребенку смартфон до 12–14 лет, то компенсировать отсутствие этого волшебного аппарата можно такими способами:
• Связь (которая в наше время – не просто удобство, но также вопрос безопасности) через кнопочный телефон без доступа в Интернет или телефон-браслет. В дешевых кнопочных телефонах сейчас нет даже примитивных игрушек. Дошкольнику даже кнопочный не нужен – вряд ли предполагается, что младенец будет оставаться где-то один, будет самостоятельно передвигаться по городу, все равно его мама привезет на занятие и потом заберет, всегда будет рядом взрослый со своим телефоном.
• Если ребенок просит смартфон, спрашиваем, зачем именно аппарат понадобился. Один из самых распространенных ответов детей – чтобы фотографировать. В таком случае можно купить ребенку, собственно, фотоаппарат, малышу – детский, школьнику – просто цифровой, можно найти совсем недорогой, ребенку ведь просто нужно делать хоть какие-то фотографии.
• Если ребенок хочет слушать музыку или аудиокниги – в довесок к кнопочной звонилке можно купить плеер. Это также бывает совсем недорого, по деньгам в общей сложности телефон с плеером и простым фотоаппаратом может выйти не дороже самого дешевого смартфона.


В жизни «смартфонных» детей этот гаджет – способ просто проводить время, возможность чем-то занять себя. И здесь родительская задача – как раз научить ребенка занимать свое время чем-то полезным и интересным, чтобы ребенок не скучал, не маялся дурью. Занятия – это в первую очередь учебная работа, в этом ракурсе учебная нагрузка, те самые художественные, музыкальные, спортивные школы – возможность здорово и здорово занять время детей. Также хорошо, чтобы учебная нагрузка перемежалась с активностями, прогулками на свежем воздухе, активными играми, именно в этом разделе – работа по хозяйству в частном доме и простые обязанности по уборке, приготовлению пищи на всю семью. Об участии детей в домашней уборке я писала тут: «Несколько идей о том, как и зачем приучать ребенка к домашним обязанностям»; о том, как приучить детей готовить, – тут: «Дети на кухне: научить, увлечь и получать удовольствие».
• Безусловно, у ребенка обязательно должно быть настоящее свободное время. Например, в жизни дошкольника – время для свободной, неорганизованной взрослыми, игры. Здесь хорошо держать дома, в пространстве жизни ребенка, набор «инструментов» для проведения досуга. Для малышей – игрушки, которые не на полке стоят, с которыми играть можно. Для детей школьного возраста – тоже игрушки, а также настольные игры, пластилин, краски – что-то, что под рукой и чем можно свободно пользоваться. И снова, и снова – важно держать в доме, в детском доступе книги. Журналы, энциклопедии и просто много разных книг, художественных и научно-популярных. Помогать детям подбирать книги по их вкусу и интересам. Все то же самое, что про нас, взрослых: если у ребенка на тумбочке лежит пара-тройка подобранных ребенком и для ребенка книжек – резко вырастают шансы, что ребенок будет проводить свободное время именно за книгой.

Все «интернетные» потребности школьника можно удовлетворить с помощью «большого экрана». Так, ученику обычной школы необходим доступ в электронный дневник, некоторые домашние задания требуют работы за компьютером: все это можно сделать не со смартфона, а именно с большого компьютера. Если в классе есть детские чаты – можно попросить родителей и учеников организовать такой чат в Телеграм: в отличие от WhatsApp, Телеграм можно установить на большом компьютере даже без смартфона. Да, так ребенок не будет на связи «круглосуточно», и все же – вполне нормальная связь с одноклассниками и учителями будет обеспечена.
Большой экран в педагогическом смысле разительно отличается от смартфона, доступ ребенка к большому компьютеру не имеет такого разрушительного влияния, как смартфон. В отличие от смартфона, стационарный большой компьютер и даже ноутбук в карман не положишь, в кровать и в туалет не возьмешь. Большой компьютер нельзя принести в школу, в него нельзя залезть на переменке, им нельзя пользоваться, пока ждешь автобуса. Даже дома к стационарному компьютеру еще подойти надо, включить. Если в семье несколько детей, а компьютер один, придется еще очереди своей дождаться, и когда получил возможность зайти в Интернет – придется поторопиться, потому что братья и сестры тоже ждут своей очереди. При этом ограничить общение с большим экраном технически гораздо проще, чем с личным смартфоном.
Еще одно особенное отличие: смартфон – личный, общение с ним – практически «интимное» дело. Тогда как стационарный компьютер с большим экраном, особенно в семье, – дело «общественное». Так, например, просмотр мультика на собственном смартфоне – личное дело ребенка, а просмотр на большом экране вписывается в жизнь семьи. Даже если мама работает, папа готовит, старший брат делает уроки, а младший брат при этом смотрит мультик на большом экране, получается все же общее дело, потому что все «присутствуют» при просмотре. Еще больше эффект общего дела, когда мама прокомментирует какой-то момент в мультике, или когда перед экраном оказывается несколько детей. Также если ребенок смотрит что-то в Интернете, ищет какую-то информацию, и даже если при этом никто ему не заглядывает через плечо, все равно – экран на виду у всей семьи, и дело даже не в контроле, но в эффекте «общего присутствия».
Здесь важное уточнение: чтобы усилить положительный эффект большого экрана, хорошо устанавливать большой компьютер для общего или детского пользования в «общей» зоне квартиры, в проходной комнате, в гостиной, в кабинете родителей, если несколько детей живут в одной спальне – в этой спальне. Но не в личной комнате ребенка, если таковая имеется. Грамотное размещение как раз само собой превращает пользование компьютером в «общественное» дело.

***
Конечно же, использование смартфонов, общение в соцсетях, вообще доступ к Интернету может приносить огромную пользу и нам самим, и нашим детям, и обществу, и Церкви, и государству. Именно Интернет дает многим из нас возможность читать богослужебные тексты, творения святых отцов, получать самое настоящее образование; именно Интернет позволяет многим из нас жить активной жизнью, обеспечивать семью, не выходя из дома, не разлучаясь со своими домашними; именно Интернет качественно улучшил жизнь многих и многих людей; Интернет значительно увеличил доступ к образованию для многих социальных страт. А смартфоны сделали все эти достижения цивилизации еще более удобными.
Но все эти блага остаются благами только тогда, когда мы разумно, окультуренно пользуемся этим добром. Невоздержанное и необузданное потребление даже очень полезных продуктов разрушает наши души и души наших детей, а значит – нивелирует всю эту прекрасную пользу. Как именно пользоваться смартфонами, соцсетями и вообще Интернетом, каким будет наше «цифровое воздержание» – решать, конечно, нам самим, и у каждого из нас это воздержание будет особенным, подходящим именно к нашей ситуации, нашей занятости, нашему образу жизни. Но осмыслять эту ситуацию, вводить сознательные ограничения, устанавливать рамки и жить с этими ограничениями в наше время – действительно необходимо.

Анна Сапрыкина, писательница, лауреат конкурса «Просвещение через книгу»

Источник




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru