Издательский Совет Русской Православной Церкви: Николай Лобастов: Показать движение героя от тьмы к Свету

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Николай Лобастов: Показать движение героя от тьмы к Свету 16.02.2024

Николай Лобастов: Показать движение героя от тьмы к Свету

Своим взглядом на классику и современную литературу поделился Николай Лобастов – писатель, педагог, автор книжной серии «Записки сельского учителя».

Материал подготовлен в рамках работы форума «Мiръ Слова».

– Николай Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о Вашей текущей литературной деятельности. Над чем Вы работаете?

– «Всему своё время, и время всякой вещи под небом…» (Екк. 3:1), – говорит мудрый Екклесиаст. Было время осознания нашего литературного пути после опыта жизни при идеологии либерализма, и я пытался это сделать в своем шеститомном исследовании. Теперь, вполне возможно, время это донести до общественного сознания, чем я и пытаюсь заниматься, ведя свой сайт «Православие и литература» и откликаясь на встречи с читателями. Всё открыто и разобрано – осталось исполнить.

– Что сегодня входит в круг вашего чтения?

– Пытался следить за современной литературой, например, прочитал «Лавр» Водолазкина. Нет, всё-таки душа возвращается к классике. Сейчас читаю томик Пришвина.

– Какие книги из серии «Жизнь замечательных людей» можете отметить? Как объясняете популярность биографического жанра?

– Вполне возможно, что интерес к биографиям связан с тем, что на наше сознание больше действует пример жизни наших близких, чем всё-таки литературная фантазия. Недаром раньше гораздо популярнее беллетристики были жития святых. Лучшая книга, которую может написать человек, – его жизнь, судьба, биография, считал Н.В. Гоголь. Я и на встречах с читателями чувствую, что мой собственный жизненный опыт, мои ошибки и потуги выбраться из плена страстей гораздо интереснее слушающим, чем литературоведение.

– Какие экранизации классики и современной литературы Вам нравятся?

– Трудно тягаться с классиками. Но понравился сериал Хотиненко «Бесы». Интересен был новый взгляд Шахназарова на роман «Анна Каренина». «Мастер и Маргарита» Локшина (2024) – вычленение из романа Булгакова одной стороны видения истории. Автор сделал упор на сатанизме и большевизме, связав их в одно целое и обнаружив при этом свой чисто либеральный взгляд на религию, государство и творчество. А мы в очередной раз убедились в соблазнительности позиции Булгакова в романе.

– Как Вы понимаете смысл литературного творчества?

– Есть земная жизнь, и она постоянно меняется. Но параллельно с нашей жизнью находится Вечность, она не меняется. Вечность одна и неизменна, но обстоятельства и условия, из которых мы в нее устремляемся, в разное время различные. Получается, что путь из определенных исторических условий к Вечности в каждое время новый, неповторимый. Задача писателя – показать этот путь. Пушкин пытался показать выход к Вечности из соблазнов французского свободомыслия, Крылов – из обольщения идеями Просвещения, Достоевский – из модных тогда социальных теорий, Есенин – из революции и веры в прогресс, «деревенщики» – из социализма. И так далее. Сегодня мы ждем от писателей картин того, как человек может выбраться к Свету из так обольстивших всех нас идей либерализма, толерантности, демократии, комфорта… Непочатый край! Вот только пока, увы, что-то не видно таких книг…
Не критики грешной земной жизни мы ждем: это понятно и знакомо. И не слащавого идеализированного положительного героя. Задача литературы – показать движение героя от тьмы к Свету. Как это мы видели на примере Раскольникова или героя «Калины красной». У Пушкина отрицательные герои, столкнувшись со Светом, обращают взор к Небу. Онегин – «как будто громом поражен», Вальсингам – «в глубокой задумчивости», Сальери: «Но неужели он прав?» Даже Пугачев не безнадежен. Литература – помощница Церкви к возвращению блудного сына Домой. Великая и не устаревающая миссия.

– Какие стихи о смысле творчества можете процитировать?

– «Исполнись волею Моей» – лучше не скажешь. Писатель – проводник воли Божией. «Кто же измеряет без эталона», – понял Гоголь принцип творчества. Сначала узнай, что такое в задумке Творца любовь, смерть, творчество, вечность и т.п., а потом уже выходи к читателю.
«Стремиться к Небу должен гений», – оставил завет художникам слова великий Пушкин. Есенин вторит ему: «Душа грустит о небесах».
А вот попытки говорить не о вечности, а о земной правде приводят писателя в тупик. Это понял любитель такой правды – Некрасов:
Злобою сердце питаться устало –
Много в ней правды,
Да радости мало.

– Сегодня для создания литературных произведений стали привлекать искусственный интеллект. Что Вы думаете о таких проектах?

– Искусство – крик души. А главное свойство души – ее неповторимость, загадочность, необъяснимость. В других сферах искусственный интеллект понятен и допустим. Но вот искусство он может лишить своего истинного предназначения, сделав из него средство развлекательности, популярности, славы, денег. Достоевский, отмечали все, плохо писал, но ему было что сказать. Серебряный век достиг идеальной формы, но за душой у поэтов было пусто, и сказать им было уже нечего. Здесь наблюдается прямая взаимосвязь: чем больше писатель стремится угодить читателю и поразить формой, тем меньше становится огонек его души. В советские времена писатели тоже разделились на два лагеря: одни ради славы и материального достатка обслуживали заказ сверху, а другие – выплескивали на бумагу свои муки и поиски Истины. Сегодня, при либеральных временах, угождают уже не власти, а обывателю. Не знаю, что хуже.
Болконский когда-то полюбил Наташу Ростову не за правильные слова, а за ошибки во французском языке. Искусственный интеллект этого никогда не поймет…

Подготовила Татьяна Медведева



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru