Издательский Совет Русской Православной Церкви: Протоиерей Андрей Ткачев: «Нам нужно соединиться с Богом в волевых усилиях»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Протоиерей Андрей Ткачев: «Нам нужно соединиться с Богом в волевых усилиях» 02.02.2024

Протоиерей Андрей Ткачев: «Нам нужно соединиться с Богом в волевых усилиях»

Человек может одной частью души понимать необходимость чего-либо, а другой частью души быть плененным противоположной какой-то страстью и грехом

«"Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя…" Ключевое слово в молитве Иоанна Дамаскина – не хощу. А у Августина Аврелия: "Бог спасает нас не без нас". Здесь же воля человека и желание спасения являются обязательным условием синергии. То есть Августин совершенно справедливо говорит, что Бог спасает нас не без нас – то есть мы должны включить свою волю. Сотворил нас – без нас, а спасает нас – не без нас. Совершенно верно: нам нужно соединиться с Богом в волевых усилиях – это и есть синергия. А в молитве Иоанна Дамаскина говорится о том, что или хочу, или не хочу – спаси меня. Что значит здесь "не хочу"? "Не хочу" значит следующее: человек, поскольку он многоэтажен и многослоен, может одной частью души понимать необходимость чего-либо, а другой частью души быть плененным противоположной какой-то страстью и грехом», – пишет в тлг-канале настоятель Храма Троицы Живоначальной в Хохлах, проповедник и миссионер, телеведущий митрофорный протоиерей Андрей Ткачев.

«Как у Шекспира, знаете? "Мои глаза в тебя не влюблены. Они твои пороки видят ясно, а сердце ни одной твоей вины не видит и с глазами несогласно". То есть человек может плениться грехом на уровне сердца, а головой понимать, что это нехорошо. Или, наоборот, у него сердце может стремиться к Христу, а голова может заболеть какой-то ересью. Это совершенно стандартная вещь», – пишет священник.

«И вот молитва, которая приносится Богу от лица верующего человека словами Иоанна Дамаскина, имеет в виду, что я, пока нахожусь в полном здравии и в полном, так сказать, "адеквате", говорю Господу: "Господи, я хочу спастись, я люблю Тебя и я верую полной верой во всё, чему учит святая Церковь. Спаси меня! Если же я вдруг обезумею, сойду с ума и начну говорить что-нибудь не то, – то всё равно спаси меня, потому что это буду не я – это будет карикатура на меня"», – добавил он.

«Как апостол Павел говорил, что, если бы даже мы или ангел с Неба начал проповедовать вам что-нибудь другое – анафема да будет! То есть в Послании к Галатам он пишет, что мы вам дали твердое основание спасения, мы преподаем вам здравое учение о спасении. Если даже мы вдруг сойдем с ума и начнем говорить: "Нет-нет, я был неправ!", – не слушайте меня, потому что это буду не я. Вот так это касается и человека в спасении», – говорится в публикации.

«Помните этот удивительно красивый миф об Одиссее, который, проплывая мимо острова сирен, приказал привязать себя к мачте? Сирены пели настолько пленительно, что всякий, слышавший их, сходил на берег и был ими убиваем. То есть слышать сирену и остаться живым – было невозможно. Поэтому Одиссей приказал залепить уши воском всем морякам, а себя приказал крепко привязать к мачте и не слушаться его самого, если он вдруг захочет развязаться. Так оно и было. Он услышал пение сирен, но остался жив. Но он при этом молил, угрожал, просил, требовал, кричал, ругался, чтобы его развязали: "Развяжите меня!" Он хотел сойти на берег – он был пленен, как и все остальные. Но матросы справедливо не развязывали, потому что знали предыдущий приказ», – отметил о. Андрей.

«Вот точно так же и здесь: если даже я буду просить о чем-то ненужном – не давайте мне то, что я буду просить. Потому что сейчас я, в здравом уме, даю вам приказ, а потом я заболею, может быть, – не дай Бог! – и захочу ненужного. Понимаете? А некто из святых сказал: "Когда вы находитесь в области веры – и сильной веры! – то умножайте свои молитвы, пока вы помните Господа. Потом, когда вы забудете Господа (а такое бывает часто) – Господь будет помнить вас ради тех, ранее принесенных, молитв". Вот так мы и мерим слова блаженного Августина Аврелия со словами Иоанна Дамаскина в одной из молитв на сон грядущим», – заключил протоиерей Андрей Ткачев.

Источник

Протоиерей Андрей Ткачев – номинант Патриаршей литературной премии 2016 года




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru