Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Достоевским зачитываются многие»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Достоевским зачитываются многие»  06.10.2023

«Достоевским зачитываются многие»

Писатель Игорь Волгин рассказал «Труду» о восходящей актуальности Федора Михайловича Достоевского

На главной сцене Московской международной книжной ярмарки историк, исследователь русской литературы, поэт и телеведущий Игорь Волгин представил свою новую книгу «Круговая порука. Жизнь и смерть Достоевского. Из пяти книг», вышедшую в издательстве «Культура». О восходящей актуальности классика и феномене популярности интеллектуального ток-шоу «Игра в бисер» писатель рассказал «Труду».

— Недавно «Труд» писал о лидерстве Джорджа Оруэлла в многочисленных читательских и издательских рейтингах. Но, похоже, Федор Михайлович не собирается сдаваться, обходя в популярности и знаменитого британского антиутописта, и новомодные саги о поисках себя. Неужто для нас вновь актуальны духовно-религиозные искания? Или с новой силой возникла тема униженных и оскорбленных?

— В последние месяцы тиражи Достоевского действительно обошли и Оруэлла, и Стивена Кинга. Меня это нисколько не удивляет. «Хотя и не известен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему», — писал автор «Братьев Карамазовых» о себе в одной из своих последних тетрадей. И оказался прав: весь XX век прошел под знаком Достоевского. История русской революции разворачивалась, как если бы он описал это в романе: вначале было слово (идеология), затем пошло кровопролитие. Сначала статья «О преступлении» студента юридического факультета Родиона Раскольникова, отнесенная им в редакцию газеты «Еженедельная речь», а через полгода — убийство старухи-процентщицы. Казалось бы, XXI век мог стать столетием Шекспира или Пушкина, однако же последние события доказывают, что на дворе снова век Достоевского. Что ж, надеюсь, мы и нынешнюю эпоху переживем.
Недавно я был на конференции в Японии. Вроде бы совсем другая цивилизация, но вы не представляете, с каким увлечением японцы говорили об авторе Великого пятикнижия (романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». — «Труд»)! Думаю, Достоевскому удалось охватить самые важные общечеловеческие, межцивилизационные моменты. После него человек гораздо больше узнал о своей природе. Недаром Эйнштейн сказал: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс». Очевидно, он имел в виду универсализм бытия: в этих книгах могут находить важное для себя профессор и дворник, взрослый и юноша. Достоевским зачитываются многие — хотя это трудное чтение.

— И что же такого важного открыл Достоевский в человеческой природе?

— Ее двойственность. Им сказано: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Человек не целостен — он противоречив. В этом смысле Достоевский беспощаден, неслучайно критик Михайловский назвал его «жестоким талантом». Но он и добр, жалея человека. Автор «Бесов» показывает и мерзость запустения, и глубины сатанинские, и высоту души. Именно поэтому читатели, любящие Достоевского, как правило, не любят Толстого. И наоборот.

— Это почему же?

— Из-за разницы поэтик и подходов к человеку. Толстой — объективный художник: он старается все «вытащить» в текст, объяснить твердым авторским словом всю сложность душевных движений, и делает это ясно, бескомпромиссно — со всей логикой своего художественного зрения. Достоевский — напротив: многие важные смыслы он пытается увести вглубь, в подтекст.
Двусмысленности, недоговоренности в его произведениях оставляют широкое поле для самых разных трактовок. Я называю это системой повествовательных намеков. М. М. Бахтин полагал, что тексты Достоевского полифоничны, в них все голоса равноправны — в том числе и авторский голос. Достоевский начисто лишен дидактики, никогда не навязывает свою волю. Сама сумма душевных движений, им обозначенных, наводит на выводы. При всей жестокости такого письма внутренняя цель его повествования — сделать человека лучше.

— Вы как-то говорили, что судьбы Пушкина, Цветаевой, Есенина, Маяковского «сценарны». А кем или чем определен сценарий жизни Достоевского?

— Мне близка мысль о том, что жизнь всякого большого художника выстраивается в соответствии с его характером, притязаниями, видением своей миссии в мире. Маяковский, еще будучи молодым поэтом, сказал: «Все чаще думаю — не поставить ли лучше точку пули в своем конце?» Это не то чтобы предопределенность — варианты еще возможны, но и фатальность, вызванная душевным складом человека, существует.
В этом смысле особо значима смерть такого человека. Похороны и Достоевского, и Толстого превратились в народные демонстрации. А у Достоевского к тому же содержали в себе открытый финал: зимой 1881 года, в период глубоких исторических ожиданий (никто не предполагал, что дело кончится первомартовским цареубийством), общество ожидало решительных перемен. Он замечает в записной тетрадке по случаю казни народовольцев Квятковского и Преснякова и помилования остальных: «Как государство — не могло помиловать (кроме воли монарха). Что такое казнь? В государстве — жертва за идею. Но если Церковь — нет казни».
Тут, кстати, видно, что такое церковь для Достоевского: прежде всего — духовная общность, а не только религиозное учреждение. Помните, как старец Зосима, видя в Алеше Карамазове своего преемника, советовал ему покинуть монастырь и служить в миру. «Ты там нужнее, — говорит он. — Там миру нет... Изыдешь из стен сих, а в миру пребудешь как инок. Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то и счастлив будешь».

— Но ведь и Толстой говорил о служении в миру, о кризисе церкви как институции.

— Для Толстого в христианстве важно учение, моральные и дидактические моменты. На Христа он смотрел как на носителя рациональных истин, а не Бога, себя же считал в каком-то смысле его коллегой. А в чудеса, исцеление, воскрешение не верил. «...Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, — говорит Достоевский, — а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...» Для него чрезвычайно важна эмоциональная, человеческая суть христианства. Недаром в письме к Фонвизиной он говорит, что если бы истина была вне Христа, то он предпочел бы остаться со Христом, нежели с истиной. То есть в конечном счете с человеческим, страдательным, уязвимым. Хотя во многом Толстой и Достоевский совпадают: оба они стремятся к благу, хотя, может быть, по-разному понимаемому.
Накануне исполнения приговора, вынесенного первомартовцам, философ Владимир Соловьев, выступая с лекцией, напомнил слушателям, что сегодня должны быть казнены шесть человек; но если царь — воплощение народной справедливости, он должен их помиловать. Достоевского уже не было в живых, но Соловьев фактически повторил мысль Федора Михайловича о государстве как церкви. Интересно, что в это же время Толстой написал Александру III письмо с просьбой о помиловании первомартовцев.

— Ваша телепередача «Игра в бисер» — одна из самых популярных в своем сегменте. Как родилась ее идея и благодаря чему удалось выжить на нашем телевидении, где у руководства большинства каналов культура не в почете, поскольку не возвышает рейтингов?

— Вообще-то это рекорд: мы 12 лет в эфире. Передача остается резонансной, у нее постоянная, заинтересованная и доброжелательная аудитория. Мне пишут многие зрители, они и на книжной ярмарке подходили со словами благодарности, это очень обязывает... Хотя, казалось бы, формат сугубо камерный: ни музыки, ни визуального сопровождения, ни других поддерживающих эффектов. Просто откровенный, желательно интеллектуальный разговор... В месяц выходят, как правило, четыре программы, мне нужно внимательно прочитать четыре текста и большую сопутствующую литературу, на это уходит довольно много времени.
А начиналось все осенью 2011 года, когда на канале «Россия-Культура» задумались о запуске новой передачи. Я предложил формат, названный по имени романа Германа Гессе. У него «игра в бисер» — это игра всеми смыслами бытия. Мы, конечно, не претендуем на такой охват, но стараемся постичь суть того или иного произведения мировой литературы. И хотя я по традиции заканчиваю каждую программу фразой «Читайте и перечитывайте классику», — в последнее время мы расширили круг обсуждаемой литературы: помимо ушедших обсудили тогда еще здравствовавшего Евгения Евтушенко, затем наших современников — А. Городницкого, А. Кушнера, Е. Рейна, Ю. Ряшенцева... То есть — от Софокла до Водолазкина...

— Как определяете тему?

— Что-то предлагаю я, что-то — редакторы канала, что-то — сами телезрители. Иногда персоналия диктуется датами: на днях, например, отмечалось столетие Расула Гамзатова и, конечно, мы не могли остаться в стороне. Я с радостью говорю в эфире о любимых мною поэтах военного поколения — Б. Слуцком, Е. Винокурове, К. Ваншенкине, Ю. Левитанском, А. Межирове (кстати, столетие которого — 26 сентября). Всех их я знал лично. Ну и, конечно, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Ахматова, Бродский — без них невозможно представить себе ХХ век.

Дарья Ефремова

Источник

Писатель Игорь Волгин – номинант Патриаршей литературной премии 2021 года.



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru