Издательский Совет Русской Православной Церкви: Тот, кто нужен людям

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Тот, кто нужен людям 02.10.2023

Тот, кто нужен людям

Имя архимандрита Павла (Груздева) сейчас известно всей православной России, но когда-то его знали лишь те, кто непосредственно общался с ним. Книга воспоминаний об архимандрите Павле (Груздеве) «Я люблю всех» — больше, чем просто подборка рассказов современников. Это тщательно собранные, атрибутированные и структурированные записи, позволяющие понять не только то, каким был отец Павел, но и кто его окружал, как вообще жили люди и почему нуждались в нем.
Подавляющее большинство этих воспоминаний ранее никогда не издавались, либо печатались с сокращениями. Уникальна и подборка архивных фотографий, включенных в книгу.
Открытием издания стали воспоминания Анатолия Павловича Суслова, который много лет был послушником отца Павла, — он не только подробно (и достаточно талантливо в литературном плане!) описал быт и тихие подвиги отца Павла, но и поделился с издателями своими зарисовками, среди которых — портреты отца Павла, изображения храма, где он служил и даже план сторожки, в которой жил.
Примечательно, что Анатолию Суслову, как человеку, наблюдавшему батюшку близко и на протяжении достаточного времени, открылись некоторые тайны его подвига. Многие считают архимандрита Павла юродивым, а этот вид подвижничества из тех, что противоречат мирской логике. Например, отец Павел мог нецензурно выражаться, чем многих приводил в смущение, а кого-то от себя даже отваживал. При этом некоторые очевидцы отлично помнят, как он «выражался» при них, а другие не слышали от него ни единого грубого слова. Отчего так — объяснил Анатолий Суслов. Например, он запомнил, что однажды к батюшке приехал муж его сестры, Володя. Старец «обнял его, смеется и выдает выражения». Сначала никто ничего не понял, потому что от Володи нецензурной брани никогда не слышали. Но спустя некоторое время оказалось, что в отсутствие женщин у него «мат в каждом слове». «Тут я и понял, что отец Павел имел в виду, — пишет Анатолий Суслов. — Обличил батюшка нашего Володю, а сам помолился, и через некоторое время Вова материться совершенно прекратил. Так, употребляя нецензурную брань, старец обличал людские пороки. А с другими людьми батюшка и грубого-то слова не скажет, не только матерного».
Составители книги включили в нее не только те фрагменты воспоминаний, которые касаются непосредственно архимандрита Павла, но и повествования рассказчиков о самих себе — порой довольно пространные. Тем яснее становится, какой трудной была их жизнь: здесь и дети репрессированных, выросшие и жившие в постоянном страхе, и едва окончившие несколько классов, трудившиеся от зари до зари колхозники, и матери непутевых сыновей, и жены горьких пьяниц, и интеллигенция, переживавшая свои трудности. Например, с отцом Павлом сблизилась семья академика Льва Андреевича Арцимовича, прославленного физика-ядерщика. Отец Павел, бывая в Москве, регулярно останавливался у них.
Супруга Арцимовича, Нелли Георгиевна, рассказывала: «В тот день меня дома не было, а к нам пришли Мстислав Всеволодович Келдыш, в то время президент академии наук СССР, и Михаил Дмитриевич Миллионщиков, академик, вице-президент Академии наук СССР. Но среди этих выдающихся людей, как и в любой другой компании, отец Павел чувствовал себя совершенно естественно. В нем всегда ощущалась внутренняя свобода. Он был умнейшим человеком, кладезем глубокой веры и мудрости, скрываемой под внешним юродством. Любил рассказывать разные истории. Когда пошутит, когда прибаутку скажет».
Кстати, прибаутки отца Павла составляют приложение к книге, и это, действительно, порой уникальные выражения: «Болтуна бросили в ад, а он и там заговорил: дрова сырые»; «Не слушай, где собаки лают, а слушай, где добрые люди бают»; «Молитва везде действует, хотя не всегда чудодейстует» и так далее.
Парадоксы были любимы отцом Павлом: «Если старец хотел кого-то похвалить, то говорил: “Дура!” или “Дурак!” И “полудурок” — тоже хорошо. Слово “дурак” означало, что человеку открыта дорога в Царство Небесное. Дурак — это человек не от мира сего. А вот если отец Павел назовет тебя умным, то дела твои плохи. Это в его устах — ругательство похлеще матерного», — вспоминали очевидцы.
Мнение о духовных дарах батюшки при его жизни было неоднозначным. Каждому он открывался по-своему, поэтому кто-то считал его простым и разумным деревенским мужиком, таким же, как другие, кто-то — святым прозорливцем. Непосредственно о духовной жизни он говорил далеко не со всеми, но то, что молитвенная жизнь была для него живой — несомненно: «Когда молился сам батюшка, то было очевидно, что он разговаривает со святыми как с живыми людьми. Тех, кто это видел, даже страх охватывал!»
В книге «Я люблю всех!» воспоминания об отце Павел полифоничны: о нем рассказывают скупо и подробно, говорят о духовной жизни или только о внешней, словами очень простыми или, напротив, грамотными и тонко подобранными. И так выстраивается его живой образ. И если верна мысль о том, что святость проявляется по-разному, в зависимости от нужд и склада людей, которым она явлена, то становится очевидно: отец Павел был именно таким человеком, в котором нуждались люди. И свидетельства, собранные в книге, это удостоверяют.

МАРИЯ ХОРЬКОВА

Источник: журнал «Православное книжное обозрение»

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ.
Воспоминания
об архимандрите Павле (Груздеве)
М. Е. Шкатов, сост.
М.: Отчий дом, 2023. — 704 с.
ИС Р22-207-0168
ISBN 978-5-906241-65-8








Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru