Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Мудрейшая среди всех людей»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Мудрейшая среди всех людей» 23.07.2023

«Мудрейшая среди всех людей»

Номинант Патриаршей литературной премии писатель Алексей Карпов – специалист по истории древней Руси. Он автор книги о святой равноапостольной княгине Ольге, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей», и сегодня рассказывает о первой русской правительнице-христианке.

– Алексей Юрьевич, каково значение княгини Ольги для русской цивилизации?

– Княгиня Ольга, несомненно, занимает особое место в русской истории. Прежде всего, как первая правительница-христианка. «Предтеча» христианской Руси — так назвал ее киевский летописец, один из авторов «Повести временных лет», древнейшего летописного свода из дошедших до нашего времени. В этом Ольга на несколько десятилетий опередила свое время. И в другом отношении Ольга также опередила время, проявила себя как выдающийся государственный деятель. Именно в годы ее правления Русь из разрозненного конгломерата племен и народов стала превращаться в настоящее государство.

– Какие ее главные действия и достижения можно отметить?

– Ее знаменитые реформы – введение «уставов» и «уроков»: сначала в Древлянской земле, которую она покорила после жестокой расправы над древлянами, убийцами её мужа, а затем и в других. Была предпринята попытка определения точных размеров дани и других повинностей и выплат в пользу князя.
Глубинный смысл реформы заключалась в том, что традиционное «полюдье» — ежегодный объезд князем и дружиной всей подвластной князю территории (а именно во время такого «полюдья» и был убит муж Ольги Игорь) — постепенно заменялось иной формой взимания дани, при которой дань эту свозили на определённые князем места. Конечно, на практике и «полюдье», и «повоз» ещё долго сосуществовали друг с другом (княжеское «полюдье» упоминается в источниках вплоть до второй половины XII века). Однако громоздкая и затратная система прежнего «большого полюдья», в которое был вовлечён едва ли не весь правящий слой Киевского государства во главе с князем и которое могло длиться до полугода (с ноября по апрель), уходила в прошлое. А значит, княжеская власть освобождалась от колоссальной нагрузки ежегодного объезда громадных территорий, и это позволяло приступить к решению других задач, связанных с хозяйственным и государственным освоением подвластных Киеву славянских и неславянских земель. Собственно, освобождение князя от личного участия в каждом действии государственного характера — ключевой эпизод в становлении государственности как таковой. Впоследствии по тому же пути пойдёт внук Ольги князь Владимир, который вообще во многом оказался продолжателем политики своей бабки.

– Ольга была связана с вещим Олегом?

– Судя по имени, да: как-то была связана. Ибо само имя Ольга есть производное от мужского имени Олег. В древней Руси женщин, как правило, звали именами, производными от имён их отцов, или других старших родичей, или мужей. Некоторые поздние летописи даже прямо именуют Ольгу дочерью Олега. Но это, по всей вероятности, не более чем результат догадок и домыслов их авторов. Так что дать однозначный ответ на этот вопрос я не берусь.

– Псков неразрывно связан с княгиней Ольгой. Какие места в этом городе Вы любите? Эта местность Вас вдохновляла при работе над книгой?

– Ольга действительно происходила «от Пскова». Сомневаться в этом не приходится: на это прямо указывают и летопись, и древнейшие Жития княгини, которые называют её «псковкой», или «псковитянкой». Правда, этот факт иногда ставят под сомнение. Так, ещё в позапрошлом веке Ольгу пытались сделать болгарской княжной (на основании ошибочного чтения одного позднего летописца), и эта точка зрения пользуется популярностью до сих пор. А в современной украинской историографии выдвинута совсем уж странная версия о происхождении княгини из Галицкой земли. Существуют и другие «экзотические» версии происхождения Ольги, однако все они явно несостоятельны.
Согласно легенде, зафиксированной в позднем Житии, Ольга будто бы основала и сам город Псков. Однако археологи с уверенностью опровергают эту легенду: город Псков возник задолго до Ольги, не позднее VIII—IX веков.
И сегодня Псков и его окрестности неразрывно связаны с памятью о княгине. Но должен признаться, что непосредственно во время работы над книгой об Ольге я в Псков не ездил. Всё же все эти «Ольгины камни», «Ольгины слуды», остатки мифических «Ольгиных дворцов» и т. д. — это память о легендарной княгине, существующей лишь в воображении её далёких потомков. Меня же больше интересовала реальная, историческая княгиня, сведения о которой я пытался найти, прежде всего, в письменных источниках.
Хотя, приступая к работе, я не мог не вспоминать о своей давней поездке в Псков. И прежде всего перед моими глазами представал образ реки Великой — именно самой реки, а не каких-то конкретных мест на ней. Ещё в студенческие годы, летом, мы провели несколько ночей в палатке на берегу этой реки, недалеко от Пскова, — и тогда действительно могло показаться, что за десять с лишним столетий ничего на берегах этих не изменилось: река осталась такой же, какой была во времена княгини Ольги, и в белёсых сумерках вот-вот появится челн с прекрасной юной девой, какой — опять же согласно поздним летописным легендам — предстала Ольга перед князем Игорем… Оказало ли это какое-то влияние на меня как на автора книги, не знаю.

– Ольгу можно назвать и великой бабушкой, воспитавшей Крестителя Руси. Чем интересны их отношения?

– Внук Ольги Владимир был воспитан в языческой среде. Не знаю, проявилось ли непосредственно влияние бабушки-христианки на юного княжича. Думаю, что нет, или почти нет. Примером для подражания был для Владимира, в первую очередь, отец — знаменитый князь-воитель и жестокий язычник Святослав, а он сознательно и очень резко разошёлся со всей той политикой, которую проводила его мать. Очень большое влияние оказывал на юного Владимира его «дядька»-воспитатель Добрыня: об этом мы тоже знаем из летописных рассказов.
Но о том, что его бабка была христианкой, Владимир, конечно, знал. И, пусть и опосредованно, знание это сыграло роль в выборе им христианской веры. Вспомним знаменитый рассказ о выборе вер Владимиром и киевскими «мужами»: раздумывая над тем, чтобы принять христианство «от грек», бояре и «старцы» Владимира напомнили своему князю о крещении Ольги в Царьграде как о примере высшей мудрости: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба твоя Ольга, которая была мудрейшей среди всех людей». И это, несомненно, повлияло на решение князя.

– Можно сказать, что главный вектор русской цивилизации – от раздробленности к собиранию земель. И этот завет первых Рюриковичей мы должны помнить сегодня, когда идет трагическое противостояние Киева и Москвы…

– События, происходящие сегодня, иначе как трагическими назвать нельзя. Идёт война в полном смысле этого слова братоубийственная — между двумя братскими народами, имеющими тысячелетнюю общую историю. А древняя Русь – это как раз то, что нас объединяет. Ибо не будем забывать, что история древней, домонгольской Руси в целом, и история княгини Ольги в частности, принадлежат в равной мере и русской, и украинской, и белорусской истории.
Ну а чему может научить нас пример Ольги? Опять-таки не знаю. Уж во всяком случае не тому, что за совершённое преступление надо мстить, проливая во много раз больше крови, как это случилось со знаменитыми древлянскими казнями княгини Ольги — тогда ещё ярой язычницы. Может быть, тому, что надо жить в мире, вообще избегать войн: известно, что после Древлянской войны и до конца жизни, то есть в течение почти двадцати лет, Ольга войн не вела. По крайней мере, летописи о них не упоминают. И этим её правление кардинально отличалось от правления других русских князей.

Подготовила Татьяна Медведева

Досье. Алексей Карпов окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Ленина. Работал учителем истории и обществоведения в средней школе, а с 1987 г. в издательстве «Молодая гвардия». Создал многотомную историю Древнерусского государства в биографиях его виднейших деятелей. Автор книг: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Андрей Боголюбский», «Великий князь Владимир Мономах», «Всеволод Большое Гнездо», «Юрий Всеволодович». Номинант Патриаршей литературной премии 2022 года.









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru