Издательский Совет Русской Православной Церкви: Протоиерей Владимир Вигилянский: Посмотреть на события современной жизни с точки зрения Евангелия

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 Протоиерей Владимир Вигилянский: Посмотреть на события современной жизни с точки зрения Евангелия 01.06.2023

Протоиерей Владимир Вигилянский: Посмотреть на события современной жизни с точки зрения Евангелия

Интервью с писателем протоиереем Владимиром Вигилянском, лауреатом Патриаршей литературной премии 2023 года.

— Как Вы пришли к литературной деятельности?

— Я родился в писательской семье, жил и воспитывался в литературной среде в окружении книг и в бесконечных разговорах о творчестве. Еще до учебы в Литературном институте первые мои публикации в качестве литературного критика были в журнале «Новый мир». Было это 50 лет тому назад. В 1990 году я стал членом Союза писателей СССР. Священником я стал в 1995 году.

— Легко ли критику, редактору и издателю самому становиться автором?

— Именно критика и эстетическая публицистика в истории русской словесной культуры показала наглядный пример перехода критики и публицистики из «литературного быта» (термин Б. М. Эйхенбаума) в «литературный факт» (термин Ю. Н. Тынянова). Виды литературного творчества весьма разнообразны — иногда творчество скрывается за кажущимися «утилитарными» жанрами, например, письмами, дневниками, биографиями, статьями, записными книжками, литературными полемиками, эссеистикой и т.п. Если творчество открывает новые смыслы в окружающем мире, если оно создает новую реальность, то мы имеем дело с литературой с большой буквы.

— Какие из Ваших книг и статей Вы считаете самыми важными, почему?

— За свою жизнь я издал всего лишь четыре книги, хотя написал очень много всего. Например, мне очень жаль, что не была издана в издательстве «Искусство» из-за «перестройки» монография «Поэзия: читатель, слушатель, зритель», важный итог моего научного литературоведческого труда в институте Искусствознания. В этой книге я постарался посмотреть на историю русской поэзии, кардинально изменив ракурс на исторический процесс бытования литературы. С тех пор этот метод изменения ракурса на привычные взгляды на историю и на многие сложившиеся теории стал главным в моей исследовательской и публицистической деятельности. В последней моей книге «Русский ключ», написанной в жанре дневника, мною была предпринята попытка посмотреть на события современной жизни (политики, культуры, истории, общественных отношений, человеческих коллизий) с точки зрения Евангелия. Оказалось, что все запутанные узлы и неразрешимые противоречия имеют «простые» способы разрешения, если знать Священное Писание.

— В чем главная миссия русской литературы? Выполняется ли она сегодня? О чем сегодня русские писатели должны говорить с Россией и со всем миром?

— Русская словесность произошла из духовной литературы, в ее основе находится Книга книг — Библия.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин. 1:1-5)

Все конфликты, споры, противостояния, уникальные характеры, страсти, коварство, страхи, святость, грех, смерть, героизм, проявления любви и верности описаны в Ветхом и Новом Заветах. Именно там русская литература черпала живительные соки для создания новой реальности. Именно там есть ответы на все «проклятые вопросы» человечества. Библия всё знала о нашем времени. К примеру, читаем у пророка Исаии: Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом и свет — тьмою, горькое почитают сладким и сладкое — горьким! (Ис. 5:20).
В русской классической культуре и — в частности — литературе центром является человек, личность. Причем, человек грешный, смертный, изгнанный из рая и ищущий дорогу назад в райские обители, чтобы получить бессмертие. Это главное содержание всех великих произведений.
Иногда я сталкиваюсь с безусловным даром от Бога — талантливыми писателями, режиссерами, художниками, композиторами, но абсолютно безрелигиозными. И думаю, как бы их дар обогатился, если бы они были верующими!

— Вы встречаетесь со студентами МГУ? Если да, о чем идет речь на этих встречах, кто приходит на них, какие задаются вопросы? Что самое важное из того, что Вы хотели бы донести до аудитории?

— Все мои выступления перед молодыми людьми в последнее время — это призыв изучать историю русской мысли, знать и понимать русскую культуру, соотносить факты современности с Евангелием. В нашей истории мы можем найти все, буквально все факты, которые мы переживаем сегодня. Одна только история русских смут и революций дает нам много пищи для оценок современных слов и действий лидеров мнений. Я призываю везде искать метафизическую подоплеку событий, борьбу врага рода человеческого против человека и неизбежное поражение этого врага. Православие — это религия неизбежной победы над злом, поскольку Христос смертью смерть попрал и всем даровал жизнь вечную.
Сейчас идет война. Эта война — и это признают абсолютно все — война экзистенциальная. Что это означает? То, что она связана с существованием человека. И дело здесь в том, как мы понимаем человека, что мы подразумеваем, когда говорим о человеке как образе и подобии Божием. Оказывается, торжество безрелигиозного гуманизма и безграничной либеральной свободы личности прекрасно сочетается ныне с откровенной реабилитацией нацизма, оправданием терроризма и установлением тотальной цензуры по отношению к инакомыслящим. Мне не хотелось бы гадать, что думают те, кто отрицает Бога, кто воюет с Ним, но я призываю их оглянуться назад в историю и уразуметь, что воевать с Церковью бессмысленно — участь этих борцов бесславна.

Беседовал Илья Агафонов

Источник: «Православное книжное обозрение»






Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru