Издательский Совет Русской Православной Церкви: О творчестве Вячеслава Бондаренко

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
О творчестве Вячеслава Бондаренко 03.05.2023

О творчестве Вячеслава Бондаренко

Вячеслав Васильевич Бондаренко – номинант XII сезона Патриаршей литературной премии.

Биография. Родился 9 мая 1974 г. в г. Риге, Латвийской ССР в семье офицера Советской Армии.
С 1991 г. живет в г. Минске (Республика Беларусь).
Первое стихотворение опубликовал в 1984 году во всесоюзном журнале «Костер». Не переставал писать стихи и в дальнейшем, но следующую большую подборку поэзии обнародовал только в 2011 году.
Закончил русское отделение филологического факультета Белорусского государственного университета в 1996 г.
В 1996-2008 гг. работал на различных белорусских радиостанциях, с 2008 г. работает ведущим программ дирекции информационного вещания Второго национального телеканала Беларуси ОНТ.
Член президиума правления Союза писателей Республики Беларусь. Член союза писателей России. Автор 35 книг, изданных в общим тиражом свыше 150 000 экземпляров. Автор сценариев восьми документальных фильмов. Мастер биографического жанра.
В медийных выступлениях защищает Россию и Русскую Православную Церковь от нападок националистов.
Книга «Отец Иоанн (Крестьянкин)», вышедшая в 2018 г. в серии «ЖЗЛ», стала первой полной биографией насельника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Многие подробности биографии старца были изложены автором впервые и основаны на ранее не публиковавшихся архивных данных.
Лауреат литературных премий: номинант премии имени Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (2005 г.); «Александр Невский» (1-е место, 2014 г.); им. Н. М. Карамзина «Карамзинский крест» (2018 г.), «Хронограф» (2019 г.).
7 мая 2015 г. «за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией» указом Президента России В. В. Путина награжден медалью Пушкина.
На соискание Патриаршей литературной премии выдвинут от Минской и Заславской епархии Белорусского экзархата.

Библиография (основные произведения):
1. «Вяземский» (серия ЖЗЛ), 2004;
2. «Ликвидация» - кинороман, 2008;
3. «Кадетство» - кинороман, 2014;
4. «Герои Первой мировой» - сборник очерков (серия ЖЗЛ), 2013;
5. «Четыре судьбы, одна Родина» - роман, 2018;
6. «Отец Иоанн (Крестьянкин)» - (серия ЖЗЛ), 2018 г.

***

Из книги Вячеслава Бондаренко «Вяземский»

Как ни уговаривал Вяземский сам себя, что пора «стихами заговеться», наедине с собой он продолжал увязывать рифмы, и объяснение этому далось еще в начале 60-х («Оправдание»): стихи — самый привычный способ «желчь и скорбь рассеять». Записным книжкам он уже давно не доверял ничего личного; интимным дневником с начала 70-х становятся именно стихи, у которых не было читателей, за исключением Веры Федоровны да редких, особо приближенных гостей. Широко разбрасывая по бумаге корявые буквы, день за днем вел князь поэтическую хронику своего угасания. «Жизнь так противна мне, я так страдал и стражду», «поминки по себе самом», «тоскующая тень» — из одного стихотворения в другое… Их он, как правило, наборматывал во время тихих прогулок по выученным наизусть уже аллеям царскосельского парка. Не то что импровизация, а какая-то пассивная стихотворческая гимнастика. Если что-то не получалось, он обещал себе доработать стихотворение после. Но за столом, на бумаге поправлять сделанное было уже лень, да и желание пропадало.
Вяземский терпеть не мог перемен. Будущего он не любил, не очень любил и настоящее; начинал привечать его только тогда, когда оно делалось прошлым. За неподвижность, неизменность обстановки ценил старый князь изящные дворцовые пригороды столицы. Здесь, в Петергофе и Царском, ничего не менялось: дева склонялась в тысячный раз над разбитым кувшином, Катульский монумент, у которого когда-то бродили с Жуковским, был на месте, в Лицее озорничали тени Пушкина и Дельвига, неслышно подкатывали придворные экипажи, раскланивались с Вяземским такие же, как он, древние фрейлины и отставные генералы времен Николая I… Никитенко, повидавший князя в апреле 1872 года, так описывает его состояние: «Он довольно мрачен, однако беседовал со мною как всегда, без малейших признаков какого-нибудь внутреннего расстройства, кроме грустного сознания, что он не так здоров, как бы желалось, и уже очень стар». А Валуев отметил коротко: «Печальная развалина, освещаемая царскосельским солнцем»…
Свое 80-летие 12 июля 1872 года Вяземский отметил двумя строфами:
Все сверстники мои давно уж на покое,
И младшие давно сошли уж на покой;
Зачем же я один несу ярмо земное,
Забытый каторжник на каторге земной?
Не я ли искупил ценой страданий многих
Все, чем пред Промыслом я быть виновным мог?..










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru