|
||||
|
03.03.2023
Жизнь человека на фоне историиБеседа с издателями трехтомника «Ярославское духовенство: истории служения», «Ярославское купечество: истории созидания», «Ярославское дворянство: истории долга», отмеченного в конкурсе «Просвещение через книгу». О проекте рассказывают Анастасия и Юрий Маслов, редакторы издательства «Медиарост».Номинация «Лучшее справочное и краеведческое издание», 1 место — Для кого предназначены эти книги? Кто их читатель? — Издания входят в научно-популярную книжную серию с показательным названием: «Библиотека ярославской семьи». Наша концепция — книги для семейного чтения. Книги предназначены читателям любого возраста: от школьников до людей старшего поколения. Разумеется, в первую очередь мы адресуемся к жителям Ярославской области, но при этом заботимся, чтобы тексты были понятны и интересны и для всех остальных: издания встречают спрос на всероссийских книжных фестивалях и в интернете. Интересно, что издательство с этой трилогией одержало победу в номинации «Лучшая краеведческая книга» на международном фестивале «Книжная Сибирь — 2022». Это лишний раз показывает, что тема интересна вовсе не одним только ярославцам. В рамках серии — а работа над ней началась ровно 10 лет назад, в 2012 году, — вышло порядка 30 томов, что подтверждает актуальность концепции. — В чем задача издания? — Показать судьбы людей — представителей духовенства, купечества и дворянства — в контексте истории малой родины и всей страны. Рассказать о деятелях, которые созидательно меняли жизнь вокруг себя и в итоге сделали Ярославский край таким, каким мы видим его сегодня. Наконец, воздать дань уважения лучшим и достойным землякам. — Какой период истории охватывают сборники? — Самой ранний по времени очерк — в томе «Духовенство», он посвящен святителю Трифону, с которым связано обретение Толгской иконы Божией Матери (1314 год). Целый ряд персонажей — это «золотой» для ярославской истории XVII век: баснословно богатые ярославские купцы, храмоздатели (Надея Светешников, Гурьевы-Назарьевы, Скрипины). Больше всего героев пришлось на очень плодотворный XIX век. Впрочем, зачастую в центре повествования оказывался не один персонаж, а целые роды, династии с многовековой историей. Это характерно и для купеческих семей (Вахромеевы, Оловянишниковы, Серебренниковы), и для дворянских (графы Мусины-Пушкины, князья Голицыны, дворяне Опочинины, Лихачёвы, Михалковы и другие). История дворянского и купеческого сословий фактически закончилась с революцией, и в этих томах мы по большому счету дошли до начала советской эпохи. Другое дело — духовенство. С 1917 годом там всё не оборвалось, зато началась совсем другая история. Поэтому в книгу включено несколько биографий, относящихся к ХХ веку, это практически наши современники: святитель Лука (Войно-Ясенецкий), митрополит Иоанн (Вендланд), протоиерей Борис Старк. Последний очерк посвящен архимандриту Павлу Груздеву — старцу, которого ярославцы очень любят и чтят. — Что вошло в эти сборники? Как отбирались герои? — В каждый том вошло порядка 20-25 биографических очерков. Герои отбирались редколлегией, утверждались в ходе творческой дискуссии. При этом важно было учесть уже изданные и предполагаемые к изданию будущие книги, чтобы не возникло самоповторов. Так, том, посвященный духовенству, — уже второй проект на данную тему, ему предшествовал представительный сборник «Святые Ярославской земли». — Какими источниками пользовались авторы и составители? — Вообще, опора на документы у нас обязательна. Круг источников очень широкий, от церковных метрических документов до географических карт и геральдических справочников. Были собственные счастливые находки авторов в архивах и других хранилищах, а также ценные сведения, полученные от наследников того или иного известного рода. Ряд документов и фотографий опубликован впервые. Везде, где можно, мы опираемся на первоисточники, такие как дневники и мемуары, цитируем, давая возможность читателю «услышать голос» самих героев. Самый яркий пример — дневники Андрея Тихвинского, протоиерея ростовского Успенского собора. Этот уникальный источник во всех подробностях отражает не только повседневную жизнь одного человека, но и хронику уездного города за несколько десятилетий. — Насколько осведомлены читатели о жизни, мировоззрении и ценностях своих предков? Рассказ нужно начинать «с нуля» — или всё-таки есть какая-то база, позволяющая на нее опираться? — Мы рассчитываем не столько на знания, сколько на заинтересованность. В кратком очерке нельзя объять необъятное и исчерпывающе разъяснить, допустим, чем отличается «потомственный почётный гражданин» и «почётный гражданин города Мологи» — это звучит похоже, а на самом деле огромная разница. У нас ведь не энциклопедия. Да, авторы и редакторы пользуются особыми приемами для внесения ясности: вставки на полях, толкования в скобках, отсылки к уже упомянутым выше фактам, примеры. Однако мы прекрасно понимаем, что читатель и сам волен уточнить что-то в интернете — было бы желание и интерес. При этом читатель может быть и специалистом, но тоже увлечься новыми для него сведениями. Скажем, можно быть специалистом в области общественной истории, но при этом почерпнуть что-то новое из истории искусства или истории военной. — Насколько сильны внедренные в советское время представления о классовом разделении общества? Что показывают собранные материалы — взаимодействие сословий носило характер борьбы или сотрудничества ради общего блага? — Собранные материалы показывают, что межсословные отношения не были идиллическими. По нашим личным наблюдениям, представления о разделении общества до сих пор сильны. Для нас бесспорно то, что старая Россия действительно была страной сословий. Человек по факту рождения относился к крестьянскому, мещанскому, казачьему, купеческому, духовному, дворянскому или другому сословию, и нам в ХХI веке даже трудно до конца постичь, насколько мощно эта сегрегация предопределяла жизнь и судьбу. При этом самые интересные сюжеты, как всегда в жизни, — промежуточные. Были, как ни парадоксально, крепостные крестьяне — «миллионщики», а были нищие дворяне, как Акакий Акакиевич. Наш любимый пример — знаменитый митрополит Иона Сысоевич, строитель всемирно известного Ростовского кремля. Он происходил из самых низов. Как, кстати, и его современник патриарх Никон. — Какие представления из тех времен было бы полезно вернуть и усвоить в нынешнем обществе? — Во все времена остаётся один принцип: по мере сил добросовестно делать свое дело, созидательно изменяя жизнь вокруг себя. — Планируется ли продолжить серию рассказом о других сословиях? — Работая над трилогией, мы лишний раз убедились, что любой из ярких героев достоин отдельного повествования. Поэтому в ближайших планах — продолжение серии в монографическом ключе, так, чтобы подробнее и полнее показать жизнь выдающегося человека на фоне большой истории. Беседовала Вера Шарапова Источник: журнал «Православное книжное обозрение» |
|