Издательский Совет Русской Православной Церкви: Написанное становится судьбой

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Написанное становится судьбой 29.09.2020

Написанное становится судьбой

Интервью с поэтом, переводчиком и драматургом Владимиром Костровым, 21 сентября отпраздновавшим 85-летие.  

Поэт, переводчик, драматург и общественный деятель Владимир Костров начал печататься в 1960-е годы. Он никогда не создавал вокруг своего творчества накала страстей, рекламного гула, но его внятный голос хорошо слышен уже более 50 лет. Костров оказал серьезное влияние на современную литературу в самых разных ее плоскостях: так, в значительной степени именно по инициативе Владимира Андреевича учрежден День русского языка 6 июня – в день рождения А.С. Пушкина. А в день рождения самого Кострова предлагаем вам прочитать интервью с именинником.

Сергей Шулаков: Владимир Андреевич, по первой специальности вы – инженер-химик, работали в отделе Загорского оптико-механического завода в сфере технологии экранов. Давайте добавим в разговор немножко юмора: получается, что вы, некоторым образом, разделяете ответственность за то, что все мы теперь уткнулись в электронные устройства.  А вы сами пользуетесь плодами ваших прежних технических достижений?

Владимир Костров: Я имел отношение к развитию уже изобретенных технологий, к их усовершенствованию. И это доставляет некоторое удовлетворение: неплохо внести свой вклад в общую копилку важных знаний человечества. А об ответственности – как не отвечай, все равно получится в шутку. Ответственность, конечно, разделяю, вместе с другими инженерами и изобретателями. Но «тяну» в другую сторону – от гаджета к книге. А сам – да, как все, пользуюсь электронными устройствами связи, в семье все работают с компьютерами.

Литературой вы стали заниматься еще в МГУ, в литобъединении, которое возглавлял поэт Николай Старшинов. Студенты МГУ – люди  разнообразно одаренные, однако вы выбрали не КВН, а поэзию. Почему? Вы собирались стать профессиональным, если уместно такое выражение, поэтом? Как вам виделась жизнь в литературе тогда, в 1960–70-х?

Владимир Костров: Ну почему же не КВН? Отдельные строчки кавээнщиков стали историческими.

Дым костра создает уют,

Искры гаснут в полете сами,

Пять ребят о любви поют,

Чуть охрипшими голосами…

Стихи капитана команды КВН Губкинского института нефти и газа Николая Карпова. Это было одной из форм реализации творческой одаренности, формой необходимой и, по тем временам, довольно престижной. Многие стали поэтами – Дмитрий Сухарев, Глеб Горбовский, Андрей Вознесенский… Вообще значительные авторы как правило, обладают специальностью. А некоторые продолжают в ней работать, как Александр Городницкий, например…

 Расскажите о Вашей работе в Союзе писателей. Какие цели Вы перед собой ставили?

Владимир Костров: Тот Союз писателей, конечно, не без чиновничьих накладок, но помогал одаренным авторам находить себя, особенно на первых порах. Союз давал возможность ездить по стране и даже за границу, и это Союз оплачивал. Сейчас молодым трудно проявить себя, для этого отсутствует система отбора. Вам попадается книга или не попадается, вы читаете, вам нравится или нет, нравится многим или единицам… Для автора, да и для многих читателей написанное становится судьбой. То есть весь литературный процесс становится судьбой – и создание книги и чтение ее и осмысление, конечно.

Писательское сообщество тогда стояло во главе литературного процесса. Он был тогда. Сейчас литературного процесса почти нет. Есть писатели, издающие книги, а единый процесс отсутствует. Тогда роль писателя в обществе была огромной. Писатель мог поставить перед обществом, перед государством вопрос, касающийся важной стороны жизни, и к нему прислушивались.

Каково ваше отношение к известности и славе? Ваша песня на открытие Игр доброй воли в 1986-м, эстрадные и оперные сочинения, собиравшие аншлаги, большие тиражи вселяли в вас гордость, опасение, или, может быть, что-то еще?  Что есть слава обобщенно – и в отношении конкретного прославленного человека?

Владимир Костров: Быть нужным, необходимым, работать для кого-то, а не в пустоту – большой успех. Такой успех я одобряю для других, и горжусь своим, с этой точки зрения, успехом. Но твердо помню слова Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво». Конечно, к верно понимаемой славе, как возможности щедро делиться своими взглядами, открытиями, с возможно большим количеством людей, нужно стремиться, ради нее нужно работать. Но достигнув славы, следует сохранять человечность.

Интервью: Сергей Шулаков

Источник

Владимир Костров – лауреат Патриаршей литературной премии 2018 года 

 

 

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru