Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
«Слишком человеческое» или сумма христианства? 18.04.2019

«Слишком человеческое» или сумма христианства?

Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос: Биография. М.: «Молодая гвардия», Издательский дом «Познание», 2019. 650 с. Илл. — (Серия «Жизнь замечательных людей»).

Книга митрополита Илариона, посвященная земной жизни Богочеловека Иисуса Христа, вызвала бурную реакцию в виртуальном общественно-информационном пространстве. Интернет вскипел возмущенной критикой как слева, так и справа. Причем с обеих сторон книга была воспринята как «кощунство»: для одних это покушение на доброе имя культовой в советское время серии «Жизнь замечательных людей», для вторых – покушение на основы христианской веры, лишение Иисуса Христа Божественной природы, низведение Сына Божия на один уровень с «замечательными людьми» человеческой истории, среди которых в «ЖЗЛ» не только положительные герои, но и злодеи.

Поразительно, как в том и другом случае камнем преткновения стала не сама книга, а серия, в которой она издана. О тех, для кого Христос не замечательная личность или вообще мифический персонаж вроде античных богов, мы здесь говорить не будем. Хотя, заметим, и на их старые выкладки митрополит Иларион подробно отвечает в самом начале своей книги. Поговорим о ревнителях издательского благочестия. Их критика книги «Иисус Христос: Биография», а точнее безосновательные нападки на нее и на ее автора, проходит под девизом советских времен «Не читал, но осуждаю» (взятом в качестве эпиграфа к одной из «критических» статей) – девизом многократно осмеянным, в том числе, надо думать, и теми многими комментаторами, кто так легко подписывается под этим лозунгом в отношении книги владыки Илариона. Не читая, «критики» по одному только названию и серийному «обрамлению» фантазируют, о чем говорится в книге, и тут же обрушиваются на собственные выдумки с разоблачениями, приписывая эти фантазии автору книги. Удивительно.

Меж тем уже в аннотации сам автор отвечает на подобные недоумения: Иисус Христос – истинный Бог и полноценный Человек, во всем, кроме греха, подобный прочим людям. И надо бы сказать: слава Богу, что митрополит Иларион издал свой труд в серии «ЖЗЛ». Рано или поздно такая книга в этой серии появилась бы – в светских авторах, предлагавших свои услуги для написания биографии Христа, недостатка у издательства не было. Слава Богу, что «Молодая гвардия» отдала пальму первенства в этой теме иерарху Русской Православной Церкви, доктору богословия, а не каким-нибудь современным последователям Ренана и Толстого или сочинителям с «альтернативным» подходом к истории.

Разгневанные «критики» пишут, что издание будет соблазном для неверующих, которые, увидев книгу «Иисус Христос» в серии «ЖЗЛ», утвердятся во мнении, будто Иисус Христос – всего лишь «замечательный человек» и не более того. А может быть, наоборот, спросим мы, взяв книгу и прочтя хотя бы треть, они убедятся, что Христос не обычный человек, а Богочеловек?

О человеческую природу Христа вот уже два тысячелетия соблазняются человеческие множества. Соблазнились «первосвященники и фарисеи», соблазнились рядовые иудеи, кричавшие «Распни Его!», соблазнились Его ученики, в страхе бежавшие при аресте Учителя, соблазнились монофизиты, для которых Его человечество было фикцией, соблазняются язычники, для которых Бог не может быть человеком. Теперь оказалось, что и для некоторых христиан человечность Иисуса, подчеркнутая названием серии, тоже соблазн. «Критики» хватаются за голову: книга митрополита Илариона унижает Христа! Однако способен ли хоть кто-то из людей «унизить» Богочеловека больше, чем унизил Себя Он Сам, воплотившись в смертном теле, отдав Себя на поругание, истязание и позорнейшую казнь на кресте между двумя разбойниками? Богословское понятие «кеносис» – самоумаление, унижение Бога в схождении Его на землю – именно об этом. «И к злодеям причтен» (Мк. 15:28) – это не о книге митрополита Илариона, а о произошедшем две тысячи лет назад, ибо «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).

«Юродством проповеди» можно назвать и биографию Христа в серии «ЖЗЛ». Ведь издание обращено главным образом не к воцерковленной публике, а к маловерующей или вовсе неверующей, хотя и христианин обрящет в нем для себя немало. Что серия? Всего лишь форма для невместимого содержания. Кощунственной при желании можно счесть и всю мировую светскую живопись, изображающую Христа – точнее, Его человеческое тело, ибо изобразить Божество живопись неспособна. Кощунственными при желании можно счесть и распятия с традиционной табличкой «INRI»: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Царь иудейский?! Да это же насмешка над Царем Небесного Царства. Меж тем табличка эта, найденная вместе с Крестом императрицей Еленой, почиталась христианами тех веков как святыня.
«Блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лк. 7:23).

Но, пожалуй, книга разочарует тех, кто захочет найти в ней только человеческое или даже «слишком человеческое» Иисуса Христа, кто будет искать в ней продолжения череды антихристианских «Жизней Христа», писанных Гегелем, Ренаном, Штраусом и иными. Аннотация предупреждает: это необычная для «ЖЗЛ» книга. Многократно пишет и автор: Иисус – необычный Человек. Это личность, «какой в истории не бывало ни до, ни после». «Многие поступки и слова Иисуса не вписываются в обычную человеческую логику, а оказываются прямо противоположны ей». «В лице Иисуса земные люди, мужчины и женщины, встречали Того, Чьи слова и действия превосходили их разумение».

Митрополит Иларион не пытается задвинуть в тень четырех биографов Иисуса, признанных и почитаемых всем христианским миром. Он не раздирает Евангелия на цитаты, разделяя Человека и Бога. Его книга – подробный богословский и исторический комментарий к Евангелиям, «путешествие по страницам евангельского текста», как определяет сам автор. Он выстраивает последовательный и непротиворечивый ход событий, описанных по-разному в разных Евангелиях. Он дает возможность читателю погрузиться в созерцание той грандиозной картины – «за Иисусом ходили толпы», города пустели, когда там проходил Он, – полной драматизма, конфликтных ситуаций, ситуаций непонимания и недоумения, сложных переплетений обыденного, религиозного, политического, – словом, той уникальной исторической картины, какую являли собой крохотные Иудея и Галилея в те годы, когда по их земле ходил Христос.

Но христианство, Церковь шире Евангелий, ведь, как пишет автор, то, что кажется метафорами и символами в тексте Евангелий, только в Церкви становится реальностью. Можно говорить о том, что книга митрополита Илариона – это богословское изложение основ христианства в популярной (но отнюдь не примитивной) форме. Тем более что базой для нее послужил шеститомный труд владыки «Иисус Христос: жизнь и учение», изданный прежде.

В главах книги – вся сумма христианства.

Глава «Нагорная проповедь» – сверхъестественная этика христианства, понятная лишь в том случае, если воспринимать слова Иисуса «так, как Он Сам их представлял – как слова Бога». Исполнение же заповедей Христа невозможно «без благодатной помощи Бога и без содействия церковной общины».

Глава «Чудеса Иисуса Христа» – мистика христианства, опыт которой доступен любому верующему в молитве и в той «особой силе, которая действует в христианской общине» – чудотворный «плод соработничества Бога и человека». «Атмосфера чуда, возникшая вокруг Иисуса при Его жизни… в основанной Им Церкви сохраняется по сей день».

Глава «Притчи Иисуса Христа» – Благая весть о Царстве Небесном и спасении через веру в Сына Божия. Царство Божье – этим «странным, таинственным словосочетанием» обозначается реальность, которую Иисус принес людям, реальность, прорастающая внутри сердца человеческого, там, где человек, ищущий Бога, соприкасается с Ним, и приносящая плод спасения.

Главы «Агнец Божий» и «Последние дни перед арестом» – учение о Церкви, новая религия благодати, которая идет на смену старой религии закона, демонтируемой Христом в Своем земном служении. Новая религия и новый литургический культ, который соединяет человека и Бога не только в ритуале и молитве, но самым прямым, непосредственным образом – через вкушение плоти и крови Христа.

Глава «Арест, суд, распятие, погребение» – новое откровение о Боге и ответ Бога на главный вопрос человечества: почему страдают и умирают люди? В изложении владыки Илариона этот ответ звучит необычно и парадоксально: «Не Бог заставляет человека страдать, а человек заставляет Бога страдать». Ведь человек, созданный Им для блаженства, превратил мир в ад, и Господь сострадает каждому страдающему Своему творению. Вершиной этого страдания-сострадания стала мучительнейшая смерть Христа на кресте. Бог разделяет с человеком все муки его жизни и протягивает ему канат спасения – веру, крещение, Евхаристию. «Такого Бога человечество узнало впервые» – в лице распятого Богочеловека Иисуса Христа.

И наконец, глава «Воскресение» – квинтэссенция христианства: победа над смертью. Событие, засвидетельствованное сотнями очевидцев, которым являлся Воскресший. Ставшее краеугольным камнем новой религии. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Но проповедь не тщетна, и христианство завоевало себе весь мир.

Человек Иисус Христос неотделим от Своей Божественной сущности. Как неотделим Он и от Бога-Отца и от Духа Святого. Троичность христианского Бога ни на волос не затушевывается автором книги в угоду светскому восприятию и светской адресации серии, для которой он изначально предназначал свой труд. А Иисус предстает на страницах книги как идеал человека, обладающего всем спектром чувств и переживаний и одновременно – абсолютным совершенством. Поэтому следует признать: для серии «ЖЗЛ» книга «Иисус Христос» стала несомненным украшением. «Молодая гвардия» рискнула — и, думается, не прогадала.

Наталья Иртенина



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru