10.12.2018
Сохраняя традицию памяти
Архим. Дамаскин (Орловский). Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной церкви: история и современность. Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной церкви», 2018. – 526, [2] с. (монография). ИС Р18-801-0025. ISBN 978-5-9905640-6-0
Автор монографии архимандрит Дамаскин с 1991 года является членом Синодальной комиссии по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, репрессированных в советский период. С 1996 года архимандрит Дамаскин участвовал в работе Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, в 2011–2015 годах являлся секретарем Комиссии по канонизации. Благодаря этому читатель получает исчерпывающую информацию о принципах деятельности Комиссии, всех нюансах этого непростого процесса «из первых рук». Кроме того, с 2012 года архимандрит Дамаскин – ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он является также научным руководителем регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», автором более 200 работ по теме репрессий в XX веке и канонизации святых.
Его новая книга «Слава и трагедия русской агиографии» посвящена вопросу возрождения практики причисления к лику святых в Русской Православной Церкви. С особой остротой он проявился сейчас, в начале ХХI столетия. Однако архимандрит Дамаскин полагает, что основная проблема русской агиографии была обнаружена еще в ХIХ столетии. К тому времени стало понятно, что Русская Церковь не может точно определить, канонизированы ли некоторые ее подвижники или нет. Решение этого вопроса имело практическое значение. Потому дореволюционными историками Церкви к началу ХХ века уже были сформулированы критерии канонизации (Е.Е. Голубинский) и составлен полный месяцеслов (архиеп. Сергий (Спасский)). Архимандрит Дамаскин продолжил прерванную советским периодом традицию дореволюционной историографии житийной литературы. Он взял на вооружение главное ее достоинство – церковно-правовые основы, благодаря которым дореволюционная агиография вышла «из области субъективных предположений в область объективной науки и применения ее выводов на практике». Руководствуясь этими принципами, он шаг за шагом рассказывает о возникавших сложностях в работе Синодальной комиссии по канонизации святых (а также некоторых епархиальных комиссий) и вариантах их решения.
Автор книги не скрывает своего глубоко личного отношения к страшным событиям в истории нашей страны. Он подчеркивает, что особенно остро чувствовал, что уход из жизни очевидцев событий первой половины ХХ века «обрекает потомков на искажение или утрату памяти о своем прошлом», лишает возможности воспользоваться им. Во второй пол. 1970-х годов это привело архимандрита Дамаскина к решению фиксировать воспоминания современников трагедии. Вплоть до середины 1990-х годов он ведет работу по выявлению эмпирического материала для будущей канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он собирает устные свидетельства о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю священнослужителей и мирян. В десятках городов и сел России (Алтайского и Краснодарского краев, республики Татарстан, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Пермской и многих других областей) записывает воспоминания непосредственных свидетелей репрессий против духовенства.
В начале 1990-х годов, с изменением политической ситуации в стране, благодаря открывшемуся доступу к архивным материалам, начался следующий этап его изысканий. Автор книги исследует судебно-следственные дела в фондах архива Управления ФСБ по Москве и Московской области. Они стали второй и главной составляющей комплекса источников в процессе подготовки материалов для канонизации новомучеников ХХ века. Именно этот вид документов, по мнению архимандрита Дамаскина, является наиболее репрезентативным источником об исповедничестве и мученической кончине человека. В них отражены биографические факты жизни мученика, его принадлежности к Православной Церкви, подробности о времени и причинах ареста, а также то, «как человек держался, когда его пытались склонить к лжесвидетельству против себя или других, его нравственная и религиозная позиция». Автору удалось или, правильнее будет сказать, пришлось, рассмотреть многочисленные «поведенческие варианты человека, находящегося в предельно жестких условиях взаимодействия с органами государственной власти». В процессе изысканий архимандрит Дамаскин выработал определенную методику комплексного подхода к изучению материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых ХХ века. Благодаря «перекрестному» исследованию многих архивных фондов и ранее записанным воспоминаниям очевидцев он смог ретроспективно восстановить житийную историю многих священнослужителей и мирян, осужденных за «контрреволюционную деятельность».
Именно судебно-следственные дела по обвинению православного духовенства и мирян в контрреволюции являются наиболее ценными источниками, единственными в своем роде, уверен автор. Они не только дали возможность собрать материал для канонизации новомучеников и исповедников ХХ века, но и раскрыли многие неизвестные факты жизни Русской Православной Церкви в годы репрессий. Детальное изучение позволило, например, определить хронологические периоды спада и усиления антирелигиозных репрессий в стране. Анализ огромного массива архивных документов позволил автору соотнести реальные масштабы трагедии репрессированных священнослужителей и мирян, по-новому осмыслить историю России в ХХ века. Подчеркнем, что это одно из первых научных исследований новейшего периода истории Русской Православной Церкви.
Архимандрит Дамаскин в результате своего исследования пришел к двум важным заключениям. Во-первых, факт репрессий и гибели не является безусловным доказательством, что священнослужитель или мирянин пострадал за веру, так как весь ХХ век стал временем испытаний и настоящих трагедий для большинства населения России. И этот вывод получил отражение в деятельности Комиссии. Во-вторых, репрессии против священнослужителей, прежде всего в 1920–30-е годы, хотя и проводились под прикрытием борьбы с контрреволюцией, на самом деле носили характер организованного антирелигиозного государственного террора.
Итогом самоотверженной работы автора стало установление имен сотен репрессированных священнослужителей и мирян. На основе этих данных в 1992–2016 годах им были изданы более 1000 жизнеописаний новомучеников и подвижников благочестия, местночтимых святых ХХ–ХХI столетий.
Излишне говорить об актуальности данной темы. Есть надежда, что благодаря в том числе и этому труду в Русской Православной Церкви произойдет постепенное возрождение житийной литературы, традиция которой была прервана в начале ХХ столетия.
Ольга Вострикова