Издательский Совет Русской Православной Церкви: Сохраняя традицию памяти

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Сохраняя традицию памяти 10.12.2018

Сохраняя традицию памяти

Архим. Дамаскин (Орловский). Слава и трагедия русской агиографии. Причисление к лику святых в Русской Православной церкви: история и современность. Москва: Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной церкви», 2018. – 526, [2] с. (монография). ИС Р18-801-0025. ISBN 978-5-9905640-6-0

Автор монографии архимандрит Дамаскин с 1991 года является членом Синодальной комиссии по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, репрессированных в советский период. С 1996 года архимандрит Дамаскин участвовал в работе Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, в 2011–2015 годах являлся секретарем Комиссии по канонизации. Благодаря этому читатель получает исчерпывающую информацию о принципах деятельности Комиссии, всех нюансах этого непростого процесса «из первых рук». Кроме того, с 2012 года архимандрит Дамаскин – ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он является также научным руководителем регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», автором более 200 работ по теме репрессий в XX веке и канонизации святых.

Его новая книга «Слава и трагедия русской агиографии» посвящена вопросу возрождения практики причисления к лику святых в Русской Православной Церкви. С особой остротой он проявился сейчас, в начале ХХI столетия. Однако архимандрит Дамаскин полагает, что основная проблема русской агиографии была обнаружена еще в ХIХ столетии. К тому времени стало понятно, что Русская Церковь не может точно определить, канонизированы ли некоторые ее подвижники или нет. Решение этого вопроса имело практическое значение. Потому дореволюционными историками Церкви к началу ХХ века уже были сформулированы критерии канонизации (Е.Е. Голубинский) и составлен полный месяцеслов (архиеп. Сергий (Спасский)). Архимандрит Дамаскин продолжил прерванную советским периодом традицию дореволюционной историографии житийной литературы. Он взял на вооружение главное ее достоинство – церковно-правовые основы, благодаря которым дореволюционная агиография вышла «из области субъективных предположений в область объективной науки и применения ее выводов на практике». Руководствуясь этими принципами, он шаг за шагом рассказывает о возникавших сложностях в работе Синодальной комиссии по канонизации святых (а также некоторых епархиальных комиссий) и вариантах их решения.

Автор книги не скрывает своего глубоко личного отношения к страшным событиям в истории нашей страны. Он подчеркивает, что особенно остро чувствовал, что уход из жизни очевидцев событий первой половины ХХ века «обрекает потомков на искажение или утрату памяти о своем прошлом», лишает возможности воспользоваться им. Во второй пол. 1970-х годов это привело архимандрита Дамаскина к решению фиксировать воспоминания современников трагедии. Вплоть до середины 1990-х годов он ведет работу по выявлению эмпирического материала для будущей канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он собирает устные свидетельства о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю священнослужителей и мирян. В десятках городов и сел России (Алтайского и Краснодарского краев, республики Татарстан, Архангельской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Пермской и многих других областей) записывает воспоминания непосредственных свидетелей репрессий против духовенства.

В начале 1990-х годов, с изменением политической ситуации в стране, благодаря открывшемуся доступу к архивным материалам, начался следующий этап его изысканий. Автор книги исследует судебно-следственные дела в фондах архива Управления ФСБ по Москве и Московской области. Они стали второй и главной составляющей комплекса источников в процессе подготовки материалов для канонизации новомучеников ХХ века. Именно этот вид документов, по мнению архимандрита Дамаскина, является наиболее репрезентативным источником об исповедничестве и мученической кончине человека. В них отражены биографические факты жизни мученика, его принадлежности к Православной Церкви, подробности о времени и причинах ареста, а также то, «как человек держался, когда его пытались склонить к лжесвидетельству против себя или других, его нравственная и религиозная позиция». Автору удалось или, правильнее будет сказать, пришлось, рассмотреть многочисленные «поведенческие варианты человека, находящегося в предельно жестких условиях взаимодействия с органами государственной власти». В процессе изысканий архимандрит Дамаскин выработал определенную методику комплексного подхода к изучению материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых ХХ века. Благодаря «перекрестному» исследованию многих архивных фондов и ранее записанным воспоминаниям очевидцев он смог ретроспективно восстановить житийную историю многих священнослужителей и мирян, осужденных за «контрреволюционную деятельность».

Именно судебно-следственные дела по обвинению православного духовенства и мирян в контрреволюции являются наиболее ценными источниками, единственными в своем роде, уверен автор. Они не только дали возможность собрать материал для канонизации новомучеников и исповедников ХХ века, но и раскрыли многие неизвестные факты жизни Русской Православной Церкви в годы репрессий. Детальное изучение позволило, например, определить хронологические периоды спада и усиления антирелигиозных репрессий в стране. Анализ огромного массива архивных документов позволил автору соотнести реальные масштабы трагедии репрессированных священнослужителей и мирян, по-новому осмыслить историю России в ХХ века. Подчеркнем, что это одно из первых научных исследований новейшего периода истории Русской Православной Церкви.

Архимандрит Дамаскин в результате своего исследования пришел к двум важным заключениям. Во-первых, факт репрессий и гибели не является безусловным доказательством, что священнослужитель или мирянин пострадал за веру, так как весь ХХ век стал временем испытаний и настоящих трагедий для большинства населения России. И этот вывод получил отражение в деятельности Комиссии. Во-вторых, репрессии против священнослужителей, прежде всего в 1920–30-е годы, хотя и проводились под прикрытием борьбы с контрреволюцией, на самом деле носили характер организованного антирелигиозного государственного террора.

Итогом самоотверженной работы автора стало установление имен сотен репрессированных священнослужителей и мирян. На основе этих данных в 1992–2016 годах им были изданы более 1000 жизнеописаний новомучеников и подвижников благочестия, местночтимых святых ХХ–ХХI столетий.

Излишне говорить об актуальности данной темы. Есть надежда, что благодаря в том числе и этому труду в Русской Православной Церкви произойдет постепенное возрождение житийной литературы, традиция которой была прервана в начале ХХ столетия.

Ольга Вострикова



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru