Издательский Совет Русской Православной Церкви: Законы любви

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Законы любви 27.11.2017

Законы любви

Эссе номинанта Патриаршей литературной премии писателя Василия Дворцова.

Что тяжелее чувства неоплатного долга? Уходят родные, близкие по крови или духу люди, и уже ничем не ответишь на их любовь, на их заботливое терпение твоих наивных дерзостей и самомнений. И остается жгучее раскаяние за свой непоправимый эгоизм: как, принимая от них все, ты не толкнулся встречной любовью, не потянулся к ним ответно сердцем?

У молодости нет опыта этой необратимой неоплатности. Забота старших зачастую воспринимается как ненужное теснение, навязчивая излишность. И только взрослением, только собственной ответственностью отцовства-материнства обретается понимание необходимости такого покровительства. Часто уже поздно.

Церковь Христова сотворена любовью. Если не только понимать это умом и рассудком, а принимать сердцем, чувственно и непрестанно, то многие томления, многие сомнения от обременения традициями, канонами и законами разрешаются.

Что для нас канон? Канон Библейский, Церковный, Евхаристический, Великий покаянный… и еще канонизация… Все такое стойко-упорное. А времена-то меняются, вызовы-то нашего XXI столетия просто непредставимы были в веке XVIII, что уж говорить о XV! Потому естественно, что православные новоначальные, юные и не очень, вновь и вновь поминают митрополита Илариона с его словом «О Законе, через Моисея данном, и о благодати и истине через Иисуса Христа явленной». Поминают и «Беседы на 1-е Послание к Тимофею» святителя Иоанна Златоуста: «Когда есть любовь, немного нужно заповедей». В том-то и дело – любовь! Когда есть любовь, есть и благодать. Тот же Иоанн Златоуст писал: «Грех происходит от того, что люди хотят быть мудрее законов Божиих» (Беседа 5 на 1-е Послание к Коринфянам) – с пониманием того, что законы в Церкви суть защита нас от нашего же малосердия.

Отчего очередные ревизионеры церковной жизни всегда уверены в полноте своей любви, достаточности ее для покрытия себя и ближних от греха и гибели? Откуда такая самонадеянность? Не простое ли это отсутствие опыта неоплатности некоторых долгов?..

Василий Дворцов

Источник: Православная Москва

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru