Издательский Совет Русской Православной Церкви: Первая русская книга – «Апостол» Ивана Федорова – была «распространением Слова Божия по Вселенной»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Первая русская книга – «Апостол» Ивана Федорова – была «распространением Слова Божия по Вселенной» 22.02.2017

Первая русская книга – «Апостол» Ивана Федорова – была «распространением Слова Божия по Вселенной»

В канун Дня православной книги, учрежденного решением Священного Синода, и даты выпуска первой печатной русской книги – 1 марта (14 марта н.ст.) 1564 года – Президентская библиотека представляет на портале малоизвестные издания, рассказывающие о труде русских первопечатников.

В 1563 году, 19 апреля, началась работа над «Деянием апостольским, посланиями соборными и святого апостола Павла посланиями», и уже через год книга вышла в свет. В обиходе для краткости ее называли «Апостол». Издателям удалось избежать распространенных ошибок при переписывании, а язык «Апостола» был очищен от устаревших форм и слов, тем самым приблизившись к церковнославянскому языку позднего времени. В конце книги помещено послесловие, заключающее в себе сведения о первой типографии.

…Страсть к чтению на Руси удивляла иностранных гостей еще в те времена, когда книги были сугубо рукописными и создавались с особым мастерством людьми, «искусными в книжном разуме, тщаливыми последователями священных писаний, иже все священные писания во устах имели», по выражению князя А. М. Курбского. Книгописная деятельность на Руси была хорошо развита, и недостатка в книгах, на который жаловались юго-западные славяне, не было. Книги с особым прилежанием переписывались, массово продавались на торжищах и скрупулезно изучались читателями, что очень удивляло иностранных путешественников. В книге А. Ляхницкого «Начало книгопечатания в России» 1883 года, электронная копия которой доступна в фонде Президентской библиотеки, написано, что с распространением грамотности с конца XV века спрос на книги в Московской Руси стал увеличиваться.

Из размещенной на портале Президентской библиотеки электронной копии книги С. Либровича «История книги в России. [Ч. 1]. [С древнейших времен и до конца XVII столетия]» с ее энциклопедическим размахом можно узнать много интересного:

«Чтение рукописных книг продолжалось до второй половины XVI века, когда в русские земли уже успела проникнуть весть, что в городе Майнце немец Иоанн Гутенберг изобрел способ заменять письмо печатанием деревянных и металлических букв, способ, который давал возможность размножения однообразных книг по одному исправленному образцу. Писцы-переписчики книг встревожились: новое изобретение грозило полным упадком их ремеслу. Печатание книг они признали ересью, „дьявольским наваждением“, в чем их поддерживали многие суеверные люди, противники всего нового, которые и слышать не хотели о введении книгопечатания на Руси».

Но нельзя было больше терпеть помарки и разного рода неточности в книгах, считавшихся «богоугодными». Чтобы сократить количество ошибок в богослужебных текстах, митрополит Макарий дал царю Иоанну IV свое благословение на дело книгопечатания. В 1553 году было принято решение организовать первую типографию в Москве. Царь приказал для этого строить особый дом на Никольской улице близ Кремля под названием «Печатный двор».

Создание московской типографии было поручено дьякону Московской кремлевской церкви Николы Густунского Ивану Фёдорову и его товарищу Петру Тимофееву (Мстиславцу). Про них известно довольно мало: в книге А. Ляхницкого «Начало книгопечатания в России» сказано, что на дело свое Иван Фёдоров смотрел самым возвышенным образом, считая его «даром свыше ниспосланным, божественным талантом и даже самоотвержением».

В книге Либровича дана исчерпывающая характеристика профессиональных качеств первопечатника: «Фёдоров был не только печатником: он сам отливал формы для букв и делал из меди матрицы, по которым уже отливались свинцовые буквы. Он же был первым наборщиком, набиравшим буквы, слова, строки; он же был и метранпажем, составляющим из набранных строк страницы; наконец, он был и корректором, исправлявшим вкрадывающиеся при наборе ошибки. Словом, он соединил в своем лице всю техническую часть книгопечатания, все ступени сложной работы по выходу печатного произведения из-под станка».

Это был не просто мастеровой, а настоящий художник своего дела. Фёдоров считал книгопечатание «даром свыше ниспосланным, божественным талантом, делом богоизбранным…». «Распространение Слова Божия по Вселенной, посредством книгопечатания, было целью и задачею его жизни, его призванием».

По Москве тем временем шел ропот… Прежде всего возмущены были писцы: печатные станки вырвали у них из рук кусок хлеба, многие просто позавидовали первопечатникам за ту особую милость, которой одаривал их царь. Во благо ли механическая работа бездушного инструмента вопреки надежному и тихому ручному труду переписчика, по-божески ли это? В результате Печатный двор, подожженный неизвестными, сгорел как свеча, а печатникам пришлось спешно покинуть столицу Руси. Бежав от народного негодования в Великое княжество Литовское, а позже переселившись во Львов, Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец продолжили заниматься печатанием. «Зависть и ненависть, – напишет Фёдоров в одном из позднейших своих изданий, – принудили нас покинуть нашу землю, род и отечество и бежать в стороны чужие, незнакомые».

Очень точно выразил сущность и значение книги как таковой эпиграф А. Герцена к книге С. Либровича «История книги в России»: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому. Будем уважать книгу! Это мысль человека, получившего относительную самобытность, это след, который он оставил при переходе в другую жизнь».

 

Источник

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru