Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Протоиерей Николай Агафонов: «Нужно дать возможность человеку проявлять себя в творчестве» 01.08.2016

Протоиерей Николай Агафонов: «Нужно дать возможность человеку проявлять себя в творчестве»

Лауреат Патриаршей литературной премии протоиерей Николай Агафонов дал комментарий «Русской народной линии».

Протоиерей Николай Агафонов рассуждает о том, способен ли центр «Сириус» воспитать будущих классиков.

19 июля Президент России Владимир Путин провёл заседание попечительского совета фонда «Талант и успех», сообщает сайт Кремля. В ходе заседания подведены итоги первого года работы фонда и открытого на его базе образовательного центра «Сириус».

«Интерес к деятельности «Сириуса» приведёт к увеличению предложений о расширении направлений его работы. Первоначально, как вы помните, она охватывала те сферы, где Россия традиционно занимает лидирующие позиции: это физика, математика, музыка, балет; из спорта – фигурное катание и хоккей. За год появились новые направления – это живопись, химия и биология. В ближайших планах введение программ по литературному творчеству, информатике», – отметил, в частности, В.Путин.

Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» известный писатель, лауреат Патриаршей премией за 2014 год по литературе, член Союза писателей России, сценарист протоиерей Николай Агафонов

В литературном творчестве, в плане науки, в плане спортивных и других достижений, в культуре – то, что предлагает Президент, все это можно и нужно делать. Особенно учеба должна быть связана с практической деятельностью.

По поводу литературы, конечно, все сложнее. Можно поддержать талантливого автора, дать ему возможность творческого развития. Но это все-таки штучное явление.
 
В XIX в. были популярны писатели, которые сейчас уже не популярны. Графомания – одержимость человека писать и писать, но читать такие «произведения» никому не интересно. В основном графомания не появляется в широком поле читателей, так как издательство просто не будет графомана печатать.

Есть мнения о менее талантливых и более талантливых писателях. Но это не графомания. Когда-то Лескова считали графоманом, считали его таковым те, которые не понимали его взгляды по отношению к Церкви и священству. Но все это не страшно. Писателей в любом случае не может быть много.

Невозможно как-то и где-то находить новых Пушкиных и Гоголей. Гений может появиться там, где его не ищут. Надо уделить большее внимание школьной программе по литературе. Чтобы появился Пушкин, должна быть взращена почва любви к литературе. Во времена Пушкина любой дворянин мог написать и поместить в альбом свое стихотворение. Любой дворянин мог играть на музыкальных инструментах. Это почва, на которой и вырастают таланты. Творчество должно стать массовым явлением. В советской литературе такое было, а сейчас нет.

Когда есть массовый интерес к литературе, тогда и будут гиганты. У нас сейчас жесткая почва, и негде произрастать талантам. Надо создавать почву, чтобы проявить интерес у детей к литературе с семьи и со школы. Школа должна дать человеку дальнейшее развитие. Надо начинать с семьи. В семье детей надо приучать к молитве и к чтению. Иначе никак.

У нас Святейший Патриарх Кирилл и Издательский совет под руководством владыки Климента организовали ежегодный литературный конкурс для детей и школьников «Лето Господне». Дети приезжали в Москву, и это одна из систем, комплексная, когда фактически такие таланты проявляются со школьной скамьи. Важно уметь написать сочинение, эссе и пр.

Если школьник занял первое место, то в качестве поощрения можно помочь ему издать рассказ или стихотворение.  Это явление должно быть широко охвачено по всей стране. Есть математические, физические олимпиады, надо развивать и олимпиады по литературе.

В инкубаторе вырастить писателя нельзя. Это талант от Бога. Можно только выявить самородок. Во-первых, в детстве мы не можем выявить настоящего писателя. Можно определить талантливых ребят, которые могли бы правильно выражать свои мысли, писать стихи и пр. Они берут явления из жизни, умеют явления обобщать, излагать, строить сюжет и пр. А гений всегда – один на сотни тысяч…

Как помогать талантливому человеку? Если появлялся такой человек в советское время, то тогда были журналы «Костер» и пр., и через них человек приобщался к творчеству. Сейчас это сделать трудно, нет идеологии. Творческие союзы нужно развивать в стране. Творцы должны служить идее. Но ее нет, и непонятно, чему служить. Что мы сейчас предложим таланту? Да ничего, можем только помочь издавать печатать, и государство должно финансово помогать молодым талантам. Эта система должна работать по всем школам от Дальнего Востока до Калининграда. Путем творческих соревнований, конкурсов надо выявлять наиболее талантливых, поощрять их, награждать. Нужно проявлять внимание к талантам в газетах и журналах. Нужно дать возможность человеку проявлять себя в творчестве.

Все наносное будет отсеиваться жизнью. Будущий настоящий талант сам определится. Те, у кого существует повышенный интерес к литературе, должны получить возможность проводить семинары и другие мероприятия.  

Надо повысить культурный уровень народа. В нем со временем и вырастит гений. А откуда он возьмется, если кругом пустота?! В свое время Иван Александрович Ильин подчеркивал, что для писателя важен читатель. Антон Павлович Чехов также писал, что ему важен читатель, он, живя в Ялте, жаловался на то, что лишен питательной среды. Государство должно быть озабочено воспитанием общей культуры. Родители должны с ранних лет водить детей в театр. Чем больше мы будем ребенку давать всего прекрасного, тем лучше. Ребенок должен жить в атмосфере возвышенного. Приземленность, меркантильность, общество потребителей – во что все это превращает общество?! Американский образ жизни нам навязали, и это очень плохо.

В Советском Союзе осуществляли воспитание высоконравственного человека. Было очень хорошо поставлено, например, переводное дело. Какие талантливые были переводчики! Нам это трудно представить. Я читал «Роман-газету», которая выходила миллионными тиражами и пр. Писатели могли себя содержать на гонорары.

Писательский талант проявится, но ему надо гумус, общую почву, на ней и вырастет талант, и это касается также и музыкантов, и физиков, и математиков, и т.д.

Во времена СССР физики были людьми высокой культуры, они получали и гуманитарное образование. Они были интеллектуальными людьми. Достаточно вспомнить диспуты физиков и лириков и пр. Государство должно помогать развивать таланты.

Конечно, «Сириус» многого не сделает. Это малые дела. Нужна идеология в государстве. Общественное должно быть выше личного. И до революции, и в советское время так было всегда. Личность гармонична, когда она творчески развивается.

Мы должны быть сильными. Как сказано в Священном Писании, «посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:25). Важна система приоритетов, а не зацикленность на материальном.

Источник




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru