Издательский Совет Русской Православной Церкви: 27.11.2023 Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви выступил на литературной секции Всемирного Русского народного собора

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 В рамках работы Комиссии межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в Издательском совете прошла конференция «Духовный кризис в русской литературе и революционные потрясения XX века» 29.10.2019

В рамках работы Комиссии межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации в Издательском совете прошла конференция «Духовный кризис в русской литературе и революционные потрясения XX века»

28 октября 2019 года в Издательском совете Русской Православной Церкви прошла конференция, основной темой которой стала связь между кризисом в предреволюционной русской литературе и социальной катастрофой 1917 года

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент открыл конференцию приветственным словом. Владыка Климент в своем выступлении отметил, что «…многие исторические вехи в судьбе русского народа по сию пору  воспринимаются через призму советской идеологии. В СССР хватало достижений – научных, военных, спортивных. Однако создавался он на почве страшного социального потрясения, на костях миллионов жертв, поэтому и прочность советской государственности оказалась гораздо меньше, чем мечтали ее творцы. Судьба государства, рожденного революцией, умещается по своему смыслу в одну евангельскую притчу. Сказал Господь: "Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое". (Мф. 7:24-27)».

    Поэтому, как полагает глава Издательского совета, в наши дни уместно «…с разумной долей скептицизма вглядываться в старые советские объяснения сути исторических явлений. Так, например, отношение к революционным потрясениям 1917 года не как к великой трагедии, а как к началу «светлого пути», в наши дни выглядит и неуместно, и архаично. Революция и Гражданская война были братоубийством, они необыкновенно дорого обошлись нашей стране и нашему народу. Речь идет не только о миллионах павших, не только о чудовищных материальных потерях, но также о падении нравственного чувства, о богоборческой и антицерковной политике победивших сил. Таким образом, всякого рода славословие в адрес революционного взрыва столь же неприемлемо, как поздравления со свадьбой в день похорон. В отношении социальных потрясений начала XX века уместны скорбь, молитвы о безвременно ушедших и стремление честно разобраться в том, что привело к этой катастрофе. Так вот, разбираясь с причинами катаклизма, стоит задуматься о том, что подобного рода сдвиги не происходят на фоне абсолютного духовного благополучия. Открытому революционному взрыву предшествовало длительное духовное развращение образованного класса. В итоге оно обеспечило революционерам, то есть врагам государства и Церкви, почти полную вседозволенность.     И русская литература, как ни тяжело говорить об этом, сыграла свою негативную роль в развращении общества. Разумеется, не вся, было достаточно исключений. Но в период так называемого Серебряного века нетрудно заметить нарастание печальных тенденций. Корнями же они уходят в эпохи, отстоящие от кануна революции на полстолетия, если не на столетие. Так, в обществе размывается идеал целомудрия. Распутство же в самом прямом и незамысловатом смысле этого слова, усилиями известных писателей и поэтов становится делом милым, приемлемым, чуть ли не частью общественной нормы. Литература обращается к темной мистике, не имеющей ни малейшей христианской основы. Внимание к языческой культуре, мифологии, вплоть до обрядов и мистерий дохристианской древности, растет. Повышается градус магизма, эзотеризма, и даже столь именитые поэты, как Валерий Яковлевич Брюсов, отдают ему дань. Напротив, идеал «общественного блага», «социальной справедливости», которые могут быть достигнуты путем сокрушительных ударов по государственному строю, оправдывается и даже находит прославление. Например, у Максима Горького. О существующем социуме  открыто и прямо писали: он «душен», в нем «не хватает свободы» и «всё прогнило». Что же касается Православия как духовной основы русского общества и Церкви как столпа веры, то немногие осмеливались возвысить голос в их пользу, в их оправдание. Напротив, Церковь оказывается предметом обличения. Так много говорится в предреволюционную эпоху о том, что Церковь не поддерживает ту самую «социальную справедливость», что она наполнена пустым «обрядоверием», а живая душа из нее ушла! Показательна в этом смысле позиция Льва Николаевича Толстого. Революция в очень значительной степени выросла изо всей этой «вольности» духовной. Русское общество, напитавшись идеалами ложной свободы и уйдя от свободы истинной, обрело судьбу евангельского «разделившегося дома». Иисус, обличая фарисеев, сказал: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит”. (Мф., 12:25). Итак, сначала дом, стоявший на камне, разделился и пал. Затем новый дом, построенный на песке, долго не простоял и рухнул, как и первый. Это печальные уроки, которые нельзя забывать, -- столь дорогой ценой они получены».

Доктор исторических наук, помощник председателя Издательского совета Русской Православной Церкви Д.М. Володихин сделал доклад «”Волноломы”. Творческие личности, противостоявшие духовному кризису в предреволюционной русской литературе. На примере К.Н. Леонтьева». Идеи, высказанные в докладе, таковы: «живыми волноломами», противостоявшими общему кризису в литературе, можно считать в первую очередь писателей, поэтов, публицистов, придерживавшихся (хотя бы часть своей творческой карьеры) христианского мировидения. Отсюда – и их консерватизм в культуре, и, время от времени, их консерватизм в социально-политической сфере. Среди них поздний Н.В. Гоголь (как автор «Выбранных мест из переписки с друзьями»), А.К. Толстой, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев, Н.С. Гумилёв (в позднем творчестве), а также позднее, уже в эмиграции  проявившие всю силу своего таланта, озаренного лучами христианского солнца, И.С. Шмелёв и Б.К.  Зайцев.  В каких-то вещах, не всегда и не везде (до 1870-х включительно) – Н.С. Лесков. Леонтьев, ключевая фигура христианского резистанса, во-первых, создал историософское православно-консервативное учение и, во-вторых, сыграл в литературе роль строгого православного консерватора, судящего современных собратьев по перу беспристрастно и глубоко верно.    

Эта его оценка рассеяна по множеству статей, эссе и заметок публицистического характера: «Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой», «Достоевский о русском дворянстве», «О всемирной любви. Речь Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике», «Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа Л.Н. Толстого «Чем люди живы», «Тургенев и Маркевич», «Религия – краеугольный камень охранения» и т.д. Мировоззрение Леонтьева опирается на три тезиса: во-первых, основа всего в России – Православие, притом не «доработанное» писателями и философами, а учение Церкви во всей его полноте и именно так, как как оно сложилось, безо всяких умолчаний и самочинных добавлений; во-вторых, оригинальность русской мысли, оригинальность русской литературы немыслимы при движении в хвосте Европы; в-третьих, критическое направление литературы в целом ряде случаев нечестно и неправдоподобно, оно лишь плод определенной умственной тенденции, а  именно либеральной. Необходимо требовать честности от писателя, от художника. Литература имеет колоссальное влияние на умы, но мало в ней правды честного изображения русской действительности, без нарочитого ее «снижения». И художнику надо иметь смелость видеть в жизни красоту, прекрасное, а не только серую унылую обыденность, взывающую к перу «натуралиста».

Заместитель главного редактора «Царьград ТВ», кандидат исторических наук М.Б. Смолин и лауреат Патриаршей литературной премии имени А.Ю. Сегень говорили в одном ключе. Первый из них прямо назвал «холодной войной» противостояние социалистов с либералами защитникам России и веры. Он, кстати, отметил, что литератор с либеральным умонастроением живо меняется и начинает писать против революции и за Россию, лишь когда социальный катаклизм затронет его личные интересы. Примеры – Л.Н. Толстой, И.А. Бунин. С точки зрения А.Ю. Сегеня, это противостояние заметил еще Ф.И. Тютчев. И множество литераторов, прямо или косвенно вставших на сторону революции, «не воспринимало, не переваривало существующую Церковь». А.Ю. Сегень выразил сожаление о том, что умственное, изнутри, разрушение литературы не было пресечено. А сейчас, по его мнению, в нашей стране складывается совершенно аналогичная ситуация. Лауреат Патриаршей литературной премии О.А. Николаева проследила еще одно измерение этой войны: по ее словам, заумь авангардистов была симптомом и частью «метафизической войны с логосом». Элемент того же явления – мода ругать Россию, что прежде всего означало критику русской религиозной идеи. В первую очередь подвергались критике со стороны литераторов Православие, самодержавие и русский народ. Вместе с тем распространяется массовая романтизация порока и увлеченность спиритизмом, магией, восточными мистическими учениями. С точки зрения кандидата филологических наук, старшего преподавателя МФЮА А.Е. Черновой, предреволюционная литература из поколения в поколение сдвигалась в сторону негатива, бесконечной социальной критики. Этот негатив муссировался и в системе образования, включая гимназии. Писатель постепенно разучился «видеть образ Божий в человеке». Кандидат филологических наук, доцент Литературного института имени М. Горького Ю.М. Папян добавил ко всему этому еще и констатацию раскола литературоведения и языкознания в дореволюционный период, т.е. явление методически нездоровое.

Известный исторический публицист А.А. Музафаров совершенно обоснованно указал на то, что русская литература последних перед революцией десятилетий жила в эпоху открытий, изобретений, строительства новых городов и великих железных дорог. Но всё это ее не заинтересовало: ни созидательный труд, ни люди труда. К величайшим явлениям эпохи она осталась равнодушна, если не сказать слепа.

Три ярких выступления были посвящены крупным личностям эпохи Серебряного века. Лауреат премий имени Аполлона Кузьмина и «Просвещение через книгу» Н.В. Иртенина представила Л.Н. Андреева как писателя, в творчестве которого сконцентрировались все основные черты нравственного нездоровья и духовного тупика  русской литературы того времени. Это бунт против семьи, нравственных законов, политического строя – вплоть до оправдания террора и прямых призывов к душегубству; безбожие, доходящее до откровенного издевательства над христианством; суицидальность как «реализация права свободной личности». Кандидат исторических наук, член редколлегии журнала «Историческое обозрение» Г.А. Елисеев показал, что при всей славе «православного консерватора» В.В. Розанов демонстрирует явно материалистическую закваску в известнейших своих произведениях; никакой последовательности, связности и цельности в православном миросозерцании у него не было; отсюда – пароксизмы антихристианства и протуберанцы лжемессианизма в его литературно-философском творчестве. Доцент Литературного института имени М. Горького С.С. Арутюнов отметил черты эгоцентризма, имморализма и страстности, доходящей до порочности, в творчестве М.И. Цветаевой, ставшим одним из духовных символов эпохи.

Общее мнение участников конференции: русская литература несет значительную часть ответственности за революционный катаклизм 1917 года и его трагические последствия, поскольку подготовила духовную почву для социальных потрясений.

Конференция завершилась живой полемикой. В рамках дискуссии выступил, в частности, епископ Каскеленский Геннадий. Владыка Геннадий отметил тот факт, что дореволюционный русский писатель не торопился обратиться к Церкви, включая высшие ее авторитеты, за духовным окормлением, даже если храм и прославленный духовный наставник находились неподалеку от него. Сближения писателей и Церкви как тенденции, как массового явления, к сожалению, не происходило.

В ходе конференции Анастасия Евгеньевна Чернова, известный писатель и давний неутомимый помощник Церкви, была удостоена высокой награды – медали св. Епифания Премудрого.

Конференция прошла в рамках работы Комиссии межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.

27.11.2023 Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви выступил на литературной секции Всемирного Русского народного собора
27.11.2023
Фотографий: 8







Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru