Издательский Совет Русской Православной Церкви: Учитель благий. Неделя 27-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Учитель благий. Неделя 27-я по Пятидесятнице 12.12.2014

Учитель благий. Неделя 27-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

В Евангелии этого воскресного дня приводится диалог Спасителя с представителем иудейской элиты. Один из начальников спросил Христа: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18).

Смысл отдельного евангельского эпизода лучше понимается в контексте происходивших наряду с ним событий, переданных евангелистами. Этому диалогу предшествовало благословение детей. Когда Христос проповедовал народу, родители приносили к Нему детей, но Его ученики не допускали их. Апостолы хотели избежать лишнего шума, слушая слова Учителя, тем более что дети, в силу своего возраста, были еще не искушены жизнью и не могли понять всего сказанного. Но Господь остановил учеников и произнес: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18, 16).

При этих словах Спасителя некий законник спросил Его, что ему делать, чтобы наследовать вечную жизнь. Христос указал вопрошавшему на необходимость соблюдения заповедей (Лк. 18, 20). Но иудейский начальник не был готов так просто завершить диалог, он захотел показать свое превосходство над другими, свое знание Закона Моисеева, свою праведность, и поэтому ответил Христу: «Все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18, 21).

Господь, видя его духовное состояние, сказал ему: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). Все материальное, что человек приобретает на земле, в будущую жизнь он не возьмет, все останется здесь. После этих слов Христа законник огорчился, поскольку он обладал значительным имением, за что его уважали в обществе. В иудейской среде богатство считалось признаком благословения Божия. Но Спаситель открывает новые ценности жизни: не внешнее благополучие, а внутреннее состояние души человека должно стать мерилом жизни.

Видя печаль, поразившую законника, Господь обращается к народу: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18, 24–25). «Игольные уши» – это название защитных ворот в Иерусалиме, которые ночью были единственным входом в город для запоздавших путников. В их узкий проем даже не проходило вьючное животное. Так образно Спаситель отверг ветхозаветное представление о богатстве как показателе праведности человека.

Все, слышавшие эти слова Спасителя, встрепенулись. Их интересовал вопрос: «Кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человеку возможно Богу» (Лк. 18, 26–27). Каждый христианин должен понять, что нельзя надеяться ни на что внешнее в деле спасения: ни богатство, ни сила, ни благополучие не гарантируют нам вход в Небесное Царство. Вечная жизнь обретается человеком лишь жизнью во Христе.

Обратим внимание, с какими словами законник обратился к Христу: «Учитель благий» – это обращение к человеку, который может наставить, научить. Действительно, Христос – наш Учитель, и слово Его является истиной. Однако в обращении законника присутствовало лукавство, ведь сам он не считал Спасителя таковым. Неверие и формализм в исполнении заповедей помешали ему последовать совету Божественного Учителя. Евангелие не сообщает о его дальнейшей судьбе. Мы знаем лишь, что он отошел, оставаясь в печали (Мф. 19, 22), то есть он удалился от Христа.

Этот фрагмент Евангелия призывает нас к целостности веры. Для нашего спасения мы должны вплести в свою жизнь евангельские заповеди, облечься во Христа (Гал. 3, 27), как писал апостол Павел. Господь ждет от нас не половинчатости, но внутренней цельности по отношению к Нему, к нашим ближним и к самим себе. Нельзя любить Бога чуть-чуть, по воскресеньям или праздникам, а в остальное время придаваться страстям и самоугождению.
Нужно всё своё сердце, помышления и разум направлять к Богу, иметь внутреннюю устремленность быть с Ним, и где бы мы не находились – дома, в пути, на работе или отдыхе, среди друзей, – то должны помнить о нашем призвании: жить Его жизнью. У каждого есть такая возможность. Этому способствуют пост, молитва, добрые дела и, главное, участие в таинстве Причащения, когда мы соединяемся с Христом. Сейчас идет Рождественский пост – особенно благоприятное время для молитвы и встречи с Христом, и Церковь особо нас призывает: «Вкусите и видите, яко благ Господь».

Источник











Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru