Издательский Совет Русской Православной Церкви: «Это Я, не бойтесь». Неделя 9-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

«Это Я, не бойтесь». Неделя 9-я по Пятидесятнице 08.08.2014

«Это Я, не бойтесь». Неделя 9-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента на страницах газеты «Вечерняя Москва».

После чуда насыщения пятью хлебами пяти тысяч слушателей проповеди народ охватила эйфория, и многие вознамерились провозгласить Иисуса земным царем. Как быстро проповедь Царства Божия была заглушена в сердцах людей разноголосицей человеческих ожиданий и страстей, самолюбия и сиюминутных расчетов на устроение земного рая!

Чтобы эта ложная идея об установлении земного царства не проникла в среду апостолов, Христос отправил их на лодке на другую сторону Галилейского озера, а Сам остался с народом. И как сообщает евангелист, «отпустив народ, Он взошел на гору помолиться» (Мф. 14, 22–23).

В это время ученики плыли, и их «лодка была уже на средине моря, и ее било волнами». Снова апостолы попадают в беду, как это уже бывало, но в этот раз Христа нет рядом, и это наводит страх на некогда мужественных рыбаков.

Но Христос знает, что они в трудном положении, и стремится помочь. Преодолевая физические законы, Он идет к ним прямо по бушующей воде. Ученики же, видя Его приближающегося, еще больше «встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (Мф. 14, 24–26). У иудеев в то время было поверье, что, если во время бури является белый ангел, то это предвозвещает гибель корабля.

Господь же допускает испытания, чтобы апостолы почувствовали потребность Божественного участия в их жизни. Святитель Иоанн Златоуст так комментирует это событие: «Господь постепенно и мало-помалу ведет их к большему и приучает переносить все мужественно. Когда они в первый раз подвергались опасности, [Христос] был с ними, хотя и спал, чтобы тем самым успокоить их; теперь же, ведя их к большему терпению, уходит от них, попускает буре застигнуть их среди моря и располагает их к сильнейшему желанию быть с Ним и непрестанному памятованию о Нем».

«Это Я, не бойтесь», – обращается к апостолам Учитель, успокаивая Своих учеников. Апостол Петр дерзновенно просит: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». И, по слову Господню, «выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Мф. 14, 27–30).

Христос движением руки спасает Петра и говорит ему: «Маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих», и все бывшие в ней «поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14, 31–33).

Этот евангельский отрывок учит нас многому.

Во-первых, Христос постоянно удаляется в пустыню для молитвы. Он остается один для беседы с Отцом Небесным, тем самым показывая и нам важность молитвы. Молитва – это наша беседа с Богом, она необходимая потребность каждого христианина. Через нее мы соединяемся с нашим Творцом, и она помогает перенести испытания, прикоснуться к вечности и почувствовать присутствие Бога в нашей жизни.

«Пустынная гора» – это место, полагающее предел бушующему «житейскому морю». «Пустыня есть покой и пристань, укрывающая нас от всякой тревоги», говорит святитель Иоанн Златоуст. Это упование верных замечательно передает ирмос 6-й песни Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!».

Еще из читаемого в это воскресенье евангельского отрывка мы можем заключить, что Господь всегда рядом с каждым из нас, и в трудные минуты Он нас не оставляет. Через века мы слышим слова, сказанные апостолам, но обращенные и к нам, – «это Я, не бойтесь».

Каждый христианин, прежде всего, желает спасти свою душу и обрести вечность. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «На море вещественном не может быть постоянного жилища; на нем живет одно странствование; и на море житейском нет ничего постоянного, нет ничего, что оставалось бы собственностью человека навсегда, сопутствовало ему за гробом. Одни добрые дела его и грехи его идут с ним в вечность. Нагим вступает он в земную жизнь, а выходит из нее, покинув и тело».

Наше «плавание по житейскому морю» – это преодоление губительных волн эгоизма, неверия, сомнения, злобы, зависти, осуждения и других страстей, постоянно атакующих нас. Нам, как апостолу Петру, надо подняться над всем, что отделяет нас от Бога, не убояться холодных ветров маловерия и крепко ухватиться за простираемую к нам Десницу Божию. И в каких бы жизненных ситуациях мы ни находились, и какие бы волны нам ни угрожали, мы должны помнить, что Христос всегда рядом, и мы окажемся в безопасности, как только увидим Его, спасающего нас.

«Вечерняя Москва»











Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru