Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Рождественское послание митрополита Калужского и Боровского Климента 06.01.2014

Рождественское послание митрополита Калужского и Боровского Климента

Христос рождается, славите!

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества Христова — днем, когда во всех храмах мы слышим обращенное к нам ангельское благовестие: «Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11).

Завершился Рождественский пост, каждый день которого мы шли на встречу с обетованным Мессией — Христом, и теперь в духовном Вифлееме мы с трепетом предстоим воплотившемуся Богу Слову. Исполнилось обетование Первоевангелия: «Семя Жены сотрет главу змия» (Быт. 3, 15). Утешение получает и праматерь, пророчески нареченная Евою, что значит «дающая жизнь», ибо Пресвятая Дева Мария — Новая Ева рождает подлинную Жизнь — Христа. В церковном песнопении этого дня мы прославляем Божественное снисхождение к падшему человеческому роду: «Ты пришел как равный людям, добровольно приняв плоть от Девы, чтобы счистить яд змеиной головы, и приводя всех, как Бог, к живоносному свету от бессолнечных врат» (тропарь 4-й песни канона Рождества Христова).

История грехопадения первых людей касается всех и каждого в отдельности, потому что, став реальностью однажды, податливость злу проявляется во всем последующем бытии человечества, в жизни каждой личности. Святитель Григорий Палама говорит: «Некогда виновник зла — змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть». Смертоносная сила греха толкала первых людей восстать против Бога, и древний Адам, отступив от истинной Жизни, прельстился. Зло стремилось насадить свои порядки еще в раю. Если Творец дал Адаму боготканые одежды жизни, то «виновник зла... восхотел облечь его в одежды смерти». С хитростью приступил он к прародителям, представая перед ними как друг и советник. Не сразу, но исподволь его притворная доброжелательность приносит ему победу, и он свою «смертоносную силу, как яд, вливает в человека» (святитель Григорий Палама). Человек отравлен преступлением, изменению подверглась не только созданная из земли плоть, во мрак погрузилась и богоподобная его душа.

Подобно невозделанному полю в притче о посеянном добром семени последующая история человечества дала обильные всходы плевел: соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, зависть, своекорыстие. Но Бог не оставил Свое творение. Он продолжает говорить с человеком неподкупным голосом его совести. А ощущаемая грешником богооставленность есть свидетельство свойственной душе человеческой жажды Бога, которую невозможно заглушить никакими земными удовольствиями.

Светлым лучом во мраке богозабвения и идолопоклонства начал новую эру сынов Адама долгожданный Спаситель. В тропаре 5-й песни канона праздника вспоминается, что «народ, прежде омраченный, наконец, увидел свет вышнего сияния; язычников же Сын приводит к Богу в наследие, подавая неизреченную благодать там, где наиболее процветал грех».

Сын Божий приходит на землю, чтобы спасти погибающего во грехе человека. На страницах Библии без прикрас изображена история ветхозаветного человечества. Есть там и уклонение в язычество от истинного богопочитания, и всенародное отступление от богооткровенного Синайского закона, и личные грехопадения... Евангелисты приводят родословие Христа полностью, из списка праотцов они не исключают никого: праведного и согрешившего. Этим подчеркивается милосердие Божие: Христос «взял на себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4), и это никоим образом не умаляет Его достоинства.

Чем же может ответить грешный человек на эту великую проявленную к нему милость воплотившегося Господа? Церковь предлагает нам научиться у мудрых волхвов, которые, узнав о рождении Спасителя, оставили город греха и отправились в нелегкий путь на поклонение Солнцу Правды. «Дочь Вавилона влечет к себе из Сиона плененных сынов Давидовых, но посылает и своих сынов — волхвов с дарами на поклонение Дочери Давидовой, принявшей в Себя Бога» (тропарь 8-й песни канона Рождества Христова).

Сегодняшний праздник говорит нам, что история человечества христоцентрична. С пришествия Сына Божия на землю началась новая эра жизни людей: эра жизни с Богом. «С нами Бог!», «На земле мир, в человецех благоволение!», — победно воспевает Церковь, призывая избегать вражды, лишающей людей внутреннего мира, разделяющей родителей и чад, разрушающей семьи, выливающейся в гражданское противостояние в обществе. Любовь Божия осияла наш мир, и мы должны измениться, очиститься от змиева яда превозношения, зависти, гордости, лукавства, тщеславия, эгоизма.

В 2014 году мы будет отмечать 900-летие равноапостольного подвига священномученика Кукши — просветителя вятичей. Его проповедь стала тем малым горчичным зерном, из которого произросла благодатная церковная жизнь, созидаемая сонмом святых нашей земли: святителями, преподобными, праведными, мучениками, а также многими подвижниками, чьи имена известны лишь Богу. Их молитвами Господь не один раз избавлял всю Русскую землю от неприятеля, возвращавшегося вспять от Калужских пределов. Приняв христианство, наши предки хранили верность Христу, и наша с вами задача — сохранить и передать наше главное и ценнейшее богатство — святое православие нашим детям и внукам.

Каждый из нас да совершает свое дело не из-за корысти, а с любовью к ближним. Зло не должно владеть нами, ведь в сердце каждого из нас всеяна частица Божественной Любви. Будем же ее соработниками, постараемся избавить нашу жизнь от всего, что удаляет нас от Бога и мешает нам дорожить окружающими людьми.

Пусть родившийся ныне Богомладенец поможет преодолеть разделение и ненависть в современном обществе. Пусть празднование Рождества Христова соберет разрозненные семьи, и во время Святок вернется в нашу жизнь любовь к тем, кто живет рядом с нами. Проявим внимание к особо нуждающимся: пожилым, одиноким, сиротам, инвалидам, обездоленным. Пусть этот праздник отогреет даже самые замерзшие сердца и звонким детским смехом наполнит наши дома!

Будем любить друг друга, как Христос возлюбил нас! Будем любить нашу благословенную Калужскую землю! Будем жить со Христом!

С праздником, дорогие мои!

Христос рождается, славите!

Смиренный

КЛИМЕНТ

Митрополит Калужский и Боровский

Рождество Христово,

град Калуга,

25 декабря 2013/7 января 2014 года









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru