Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Неделя 23-я по Пятидесятнице 02.12.2013

Неделя 23-я по Пятидесятнице

В этот воскресный день Церковь предлагает нашему вниманию притчу о безумном богаче. Один богатый человек собрал большой урожай и, решая, что с ним делать, говорит себе: «Сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 18–19). Но Господь определяет другое. Голос Божий речет ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». И Христос заканчивает: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 20–21).

Всем нам привычен образ строительства: ленты серых заборов, окружающие стройки, которые мы видим практически ежедневно. Творческий, созидательный дар вложил в Адама Сам Господь, и с той поры каждый день земля преображается делами рук человеческих. Но мир вещей, которыми мы себя окружаем, ныне стал так огромен, что затмил для наших современников все на свете, и существование без комфорта и удовольствий для них уже просто невозможно.

Однако христианин должен понимать, что земная жизнь временна: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14), «которого художник и строитель Бог» (Евр. 11, 10). Образ Церкви в памятнике раннего христианства под названием «Пастырь Ерма» – это величественное строительство храма-башни, где камни символизируют души верующих людей. Мы помним и евангельское свидетельство о том, что основание Церкви, ее «краеугольный камень» – Сам Господь Иисус Христос. Домостроительство Божие заключается в исполнении замысла Господа о спасении рода человеческого.

Великие стройки людей – от Вавилона до советских пятилеток и современных небоскребов – суть попытки построения на земле рукотворного рая без Бога. Полагая в основание своей постройки гордыню, тщеславие, сребролюбие и прочие страсти, смертный человек-творец пожинает лишь тлен, разрушение и забвение. Не принимая Христа как своего Спасителя и отдавая все силы строительству призрачного рая на земле, человечество, подобно библейским старейшинам и первосвященникам, разрушает саму опору своей жизни.

Нельзя допускать, чтобы наши помыслы целиком захватило назойливое попечение о бесконечных стройках, переделках в квартире, на даче и тому подобное. Великая беда, если «житницы» не оставляют нам возможности даже помолиться в храме, постоянно требуя к себе внимания: «вот сделаю еще то-то и то-то», превращаясь в единственный предмет мечтаний.

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», – говорит апостол Павел (1 Кор. 6, 12). Евангельская притча о безумном богаче должна побудить нас сделать ревизию ежедневных наших устремлений. Надо постараться понять, что является их истинной основой – желание ли исполнить заповеданное Христом? Вспомним реченное Спасителем: «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 24–25).

Всякий раз, когда мы приходим в храм или встаем дома на молитву, нужно оставить свое «великое» попечение по устройству земных дел, освободиться от груза мыслей и смиренно помолиться Творцу. Замечательный образ правильного отношения ко всему в жизни дает нам преподобный Амвросий Оптинский: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем». Будем же всеми силами стараться исполнить этот мудрый духовный совет.


Вечерняя Москва









Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru