Издательский Совет Русской Православной Церкви: Новое издание трудов святителя Иннокентия, митрополита Московского

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Новое издание трудов святителя Иннокентия, митрополита Московского 26.11.2012

Новое издание трудов святителя Иннокентия, митрополита Московского

Первые три тома собрания сочинений и писем святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Америки и Сибири, выпустило Издательство Московской Патриархии в рамках празднования Дней республики Саха (Якутия) в Москве. Издание приурочено к 380?летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 215?летию со дня рождения свт. Иннокентия и 35?летию со дня его канонизации. Об этом проекте (в семи томах) рассказывает Жанна Григорьева, заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии.

— Жанна Павловна, что связывает святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Якутию?

— Митрополитом Московским свт. Иннокентий стал лишь на склоне лет, в 1867 г., после кончины свт. Филарета (Дроздова). А до этого он отдал 16 лет своей жизни служению в русских колониях в Северной Америке — на Алеутских островах и острове Ситха (ныне — остров Баранова, штат Аляска). Затем в сане епископа (с 1850 г. — архиепископа) Камчатского, Курильского и Алеутского служил на кафедре, территория которой включала Восточную Сибирь, Камчатку, Курильские острова и владения Российской империи в Северной Америке. Именно свт. Иннокентий хлопотал об устройстве сначала Якутского викариатства, а затем и основания отдельной Якутской кафедры. Просвещению якутского народа свт. Иннокентий отдал много времени и сил. Лично объезжал огромные территории этого края, и якуты отвечали ему безусловным уважением и любовью. При нем были осуществлены переводы литургических текстов на якутский язык, а день первого богослужения на родном языке — 19 июля 1859 г. — стал для якутов национальным праздником. Преемство святителя продолжилось — под руководством нынешнего якутского архиерея владыки Романа (Лукина) осуществлен перевод всей Божественной литургии на якутский язык. Надо сказать, что идея издания трудов свт. Иннокентия принадлежит епископу Якутскому и Ленскому Зосиме (Давыдову), который скончался в 2010 г. Ему посвящено это издание. Средства на собрание сочинений по поручению Президента Якутии Е.А. Борисова выделили представители делового сообщества региона.

— Можно ли говорить о том, что это полное собрание сочинений святителя Иннокентия?

— Нет, не полное. Для издания полного собрания потребуется не менее двадцати томов, а у нас заявлено только семь, хоть и весьма объемных. Дело в том, что свт. Иннокентий был необычайно деятельным человеком, собирал этнографические, геологические, метеорологические сведения, пока жил на Аляске и Алеутских островах. Более того, он дал письменность алеутам и тлинкитам, населявшим острова Алеутского архипелага и полуостров Аляску, составил для них букварь и грамматику, написал на их языке много поучений, произносил проповеди, перевел Евангелие от Матфея на алеутско-лисьевский диалект, составил катехизис. Таким образом, сочинения святителя на языках североамеркианских народов в наше собрание не включены. Кроме того, историками до сих пор не выявлена полностью его обширная административная и личная переписка, а он размышлял на самые разные темы — от вопросов нравственно-духовного воспитания и образования до организации торговли и способах пушного промысла.

— Что именно вошло в собрание сочинений?

— Во-первых, мы решили не ограничиваться воспроизведением того, что было издано в XIX в., а дать тексты в новой орфографии, сохранив стиль автора, и к ним подробные комментарии и иллюстрации. Это уникальный период российской истории — открытие и освоение русскими Северной Америки, заселение Восточной Сибири, Камчатки и Чукотки, Курильских островов. И задача нашего издания — ввести читателя в исторический контекст, дать ему возможность окунуться в интереснейшую часть нашей истории. Во-вторых, мы поставили перед собой цель найти как можно больше материалов, написанных свт. Иннокентием и неизданных ранее. Я с уверенностью могу сказать, что эта цель достигнута. Исключительная заслуга в том, что новые материалы станут общественным и научным достоянием, принадлежит Игорю Александровичу Курляндскому — историку, одному из потомков свт. Иннокентия. Именно он провел в архивах Санкт-Петербурга и Москвы не один месяц, извлекая на свет, расшифровывая и комментируя документы, которые представляют огромный интерес и для исследователей, и для широкого круга читателей. Например, в отделе рукописей Российской национальной библиотеки г. Санкт-Петербурга И. А. Курляндский изучил фонд свт. Иннокентия и другие личные фонды из его окружения (П. Н. Батюшкова, Ф. П. Литке, А. С. Норова и др.). Из подобранных документов, например, интересно письмо министру народного просвещения А. С. Норову с мыслями и предложениями по поводу проекта создания университета в Сибири. В Российском государственном историческом архиве изучены фонды Святейшего Синода, обер-прокурора Святейшего Синода, другие личные фонды. Новые материалы подробнее раскрывают миссионерскую деятельность святителя — его заботы об устройстве духовных миссий, об управлении епархиями и т. д. Очень важна также выявленная в фонде К. С. Сербиновича (а это был член комиссии "прошений, на высочайшее имя подаваемых") обширная записка святителя "О воспитании духовного юношества". Этот материал вошел в третий том, тираж которого мы получили на днях. Особая часть документов касается исполнения им обязанностей председателя Православного миссионерского общества в Москве с 1870 г. В московских архивах изучены личные фонды викарного епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), ректора Московской духовной академии А. В. Горского, митрополита Филарета (Дроздова), писателя А. Н. Муравьева и других. В новое собрание сочинений войдут десятки неопубликованных ранее писем и записок о разных сторонах управления Московской епархией, об отношении митрополита Иннокентия к вопросам церковных реформ, производимых правительством Александра II. Несомненный интерес представляют его "Мысли о церковном суде" (1874 г.), письмо с критикой синодальных порядков епископу Герасиму (Добросердову), сохранившееся в фонде цензора Московского почтамта Байдукова, и т. д. Я перечислила только небольшую часть архивов и найденных материалов, полный их перечень гораздо шире. В настоящее время И. А. Курляндский работает над расшифровкой материалов, полученных нами из Библиотеки Конгресса США (архив Русской Америки) и Центрального архива ФСБ, в котором хранятся следственные дела репрессированных потомков святителя.

— Расскажите подробнее о материалах из Библиотеки Конгресса США. Они действительно представляют интерес для истории Русской Церкви?

— Это самая крупная коллекция материалов по истории Русской Америки. Первоначально это был архив Алеутской и Севевероамериканской епархии, поэтому он находился на острове Ситха в городе Новоархангельске (ныне г. Ситка). Затем, в 1872 г., архив перевезли в Сан-Франциско, куда переместилась кафедра, потом материалы вместе с очередным перенесением кафедры переехали в Нью-Йорк. В начале XX в. архив был разрознен, часть его оказалась в Библиотеке Конгресса. Значительно архив был пополнен за счет коллекции М. З. Винокурова, который эмигрировал из Якутии в США в 1919 г. Он был внуком священника Георгия Винокурова, смотрителя Новоархангельнской духовной семинарии и сподвижника свт. Иннокентия, и проработал в Библиотеке Конгресса США более 30 лет, собрав за это время уникальную коллекцию документов. Мы получили обширный материал, он войдет в последний том собрания сочинений и будет сопровождаться статьей об истории формирования этого архива и его составе.

— Какие еще особенности этого издания, кроме публикации новых архивных материалов?

— Особенностей много. Начну с того, что у нас будут в качестве интереснейшего приложения несколько карт. Карты составлены специально к этому изданию профессором, доктором географических наук Г. Н. Озеровой и ее коллегой доцентом Т. М. Петровой. По первой карте можно проследить миссионерскую и пастырскую деятельность свт. Иннокентия в период его пребывания на Алеутских островах и острове Ситха в период с 1824 по 1839 г. Вы сможете увидеть на карте церкви, часовни, школы, приюты — как построенные до приезда свт. Иннокентия, в то время священника Иоанна, на острова, так и после его прибытия. Увидите расположение метеорологической станции, первой в этой части Тихого океана, и елового лесочка, посаженного святителем. Эти деревья сейчас охраняются правительством штата Аляска. Специальными штрихами будет показана территория прихода священника Иоанна Вениаминова, в который также входило селение Росс (ныне Форт-Росс) — русское поселение-крепость на территории Калифорнии. Там была выстроена часовня в честь Святой Троицы. Прихожан часовни окормлял священник из Ситхи. Вторая и третья карты посвящены дальнейшей деятельности свт. Иннокентия. Кроме того, вошедший во второй том монументальный труд "Записки об островах Уналашкинского отдела" мы сопроводили иллюстрациями, специально подобранными в книгах, близких по времени к данному периоду.

Еще одна особенность — это комментарии. Когда мы столкнулись в разделе "Животные" "Записок об островах Уналашкинского отдела" с фразами вроде "чикахлюк с усами и без пера", или "кдан, свинка другого рода", или "мышь (с хвостом) асгукидак", то были в замешательстве — что это за животные?.. Или такая, например, фраза: "На Уналашке растет несколько видов грибов и груздей". Почему автор разделил грибы и грузди? Для меня, например, это звучало как "несколько видов зверей и волков". Не сразу, но мы нашли специалистов, которые дали комментарий. Была проблема с метеорологическими наблюдениями свт. Иннокентия — как подать читателю большое количество таблиц? В чем их ценность, значение для современной науки? В этом случае нам помогли специалисты из Метеорологической обсерватории при географическом факультете МГУ, и очень интересная рецензия вошла в приложение ко второму тому.

— С какими сложностями вы столкнулись при подготовке издания?

— Алеутский язык. Алеутскую письменность, созданную русским миссионером, после продажи Аляски США перевели на латинскую графику. Надо сказать, что за полуторавековую колонизацию русскими Аляски алеуты стали воспринимать православие и кириллическую графику как свою национально-религиозную идентичность. Поэтому перевод их в протестантизм провалился, а вот графику волей-неволей пришлось перенять. Свт. Иннокентий как создатель алеутской письменности широко ее использовал, и мы искали того, кто может дать комментарий к сведениями по грамматике. Но людей, знающих алеутский язык, при этом именно нужный нам диалект и именно в кириллической графике, у нас в стране единицы. И с ними рабочие отношения, к сожалению, не сложились. В итоге мы нашли в Канаде человека, потомка русских эмигрантов, который занимается оцифровкой богослужебных текстов на языках североамериканских народов. Он с радостью взял на себя работу по оцифровке и набору всех алеутских и тлинкитских слов и выражений в соответствии с изданием 1840 г.

— Были ли забавные моменты при работе над изданием?

— Конечно. Было очень забавно, например, наблюдать, как наша редактор напевала разученную песню на алеутском языке во время работы. Она нашла ноты в Интернете к какой-то другой алеутской песне, наложила на них текст старинной песни из книги свт. Иннокентия, и пела. Там еще был такой интересный припев: "Уая, уая…". Она же долго с интересом искала название ягоды, которую свт. Иннокентий описывал так: "Красная ягода, по-алеутски какамадгин (т. е. сухие ягоды), видом похожая на красную смородину, с одною косточкою внутри и с черною шишечкою наверху, от излишнего употребления оной делается головная боль". Нашла — оказалось, что это дерен канадский, потом ботаники это подтвердили. Думаю, мои коллеги не будут со мной спорить, если я скажу, что благодаря этой книге мы стали лучше понимать и больше любить природу. Красоту этих величественных мест мы постарались показать в одной из цветных вкладок. Впереди у нас выход еще четырех томов, работа предстоит большая, но молитвами святителя Иннокентия, я уверена, мы справимся.


Церковный вестник









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru