Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Выступление высокопреосвященнейшего Климента на встрече со студентами Московского государственного университета печати

Сердечно приветствую вас, дорогие студенты и преподаватели.

С большой радостью пришел на встречу с вами, ибо возглавляя Издательский Совет РПЦ, считаю важным иметь общение с теми, кто готовится к работе в книгоиздательской отрасли, и теми, кто готовит будущих специалистов.

Что такое книга в данной аудитории говорить не приходится. Мы прекрасно знаем, что книгу именуют учебником жизни. По ней человек учится воспринимать мир, она является источником знаний, через нее человек получает массу информации.

Сохраняя память о прошлом, книга одновременно способна открывать будущее в силу того, что она являет собой универсальный способ разговора людей сквозь время, с помощью которого последующие поколения получают назидательные уроки прошлого. Недаром русский язык запечатлел представление о важности книги, бытовавшее в народе и нашедшее отражение во множестве бытовых высказываний и пословицах.

Вспомним, хотя бы эти:

Золото добывают из земли, а знания – из книги;

Кто много читает, тот много знает;

Одна книга тысячу людей учит.

Подобных выражений множество. Важно, что все они отображают значимость чтения в народном сознании. Чем же подобное обусловлено? Всё дело в том, что книга как таковая появилась с целью фиксации и передачи информации. Не вдаваясь в детали характера информации, скажем, что традиционно она передавалась именно посредством книги. Известно, что на заре появления книг, когда их количество исчислялось единицами, а стоимость была предельно высока, фиксировать позволяли себе только самое важное, что не должно быть забыто и память о чем не должна кануть в лету. Какая же книга появилась первой? О чем говорили десятки первых книг, появившихся в мире?

Конечно о самом ценном – о Боге и духовном мире. Одной из древних книг является книга Бытия (написана 3,5 тыс. лет назад), свидетельствующая о творении мира и человека, об отношении человека и Бога. У других народов того времени были свои книги, и они также были посвящены религиозной тематике.

Цивилизационное развитие народов всегда связано с развитием книжного дела.

В данном вопросе и Россия не стала исключением. Если мы обратимся к истории нашего Отечества, то увидим, что вся литература у нас имела исключительно просветительский характер. Первая библиотека, созданная указом Ярослава Мудрого, содержала в основном писания отцов Церкви и имела целью именно нравственное совершенствование людей.

Собственно говоря, образование на Руси всегда было теснейшим образом связанно с духовностью. Так в древности во всех городах на Руси библиотеки были ни где-то на краю города, а в его центре – при городских соборах. Первые школы открывались при монастырях. Да и первое высшее учебное заведение – Славяно-Греко-Латинская Академия, имевшая серьезнейшую библиотеку, была открыта при Заиконоспасском монастыре. Преподавали – преимущественно люди духовного сословия: священнослужители и монахи, а первой печатной книгой стал богослужебный Апостол.

Благодаря книгопечатанию нравственная назидательная литература стала массовой. Это один из важнейший моментов в истории Руси, ибо именно литература определила характер развития целой нации на столетия вперёд.

Появление книгопечатания в нашей Стране являет ярчайший пример практической пользы духовной литературы. Православная книга становится массовой. Каждый получает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческого наследия и мудрости веков, запечатленной на станицах поучительных нравственно назидательных книг.

Рост национального могущества и культурное развитие общества находятся в непосредственной зависимости от духовного созревания и нравственного уровня населения. Расцвет науки и культуры, воинская доблесть и честь, расширение границ и мировая слава нации – вот те самые плоды духовно крепкого общества, имеющего четко выстроенную иерархическую систему ценностей, сформированную ни чем иным, как православной литературой.

Если речь идёт о литературе, способствующей личностному росту, раскрывающей потенциал каждого отдельного человека, научающая непреложным истинам, то можно с полной уверенностью говорить о её значимости для всей нации. В истории России подобная книжная продукция сыграла ключевую роль.

Именно появление книгопечатания определило характер развития всей нации. Важность данного события в масштабах целого государства просто невозможно переоценить. Ни для кого не секрет, что человек, воспитанный на хорошей, нравственной литературе, вырастает достойным гражданином, способным приумножить духовные богатства и культурное наследие нации, имеет истинные патриотические чувства.

Духовно-нравственная литература учит с самого детства добру, милосердию, состраданию, воспитывает в нем любовь к Отечеству и родному очагу – всем главным христианским добродетелям, учит видеть в ближнем Личность, позволяет увидеть мир во всем его многообразии и понять смысл жизни. С появлением массовой книги каждый желающий мог не только знакомиться с духовной литературой, расширяющей мировоззренческие горизонты и в полной мере способствующей личностному росту, но воспитывать детей в духе благочестия и истинного патриотизма. Подрастающее на нравственно высокой, назидательной литературе поколение в полной мере продемонстрировало плоды данной педагогической системы. Весть о благочестии и уровне религиозности разнеслась во все концы света. Русь соседи стали называть Святой.

Что же такого дало появление первой печатной книги? Для того, что бы ответить на этот вопрос, необходимо понять, какое значение имела книга в то время. Прежде всего, отметим, что рукописные книги были довольно дороги и недоступны простому населению. Книга, переписанная вручную, красиво оформленная и объемная по содержанию, создавалась годами. Так, на перепись одной только Библии, состоящей из 77 книг, и её украшение могло уйти два-три года, а стоимость могла составлять пять сел, вместе с душами и скотом. С появлением печатного станка, книга стала общедоступной. Нам сегодня это сложно представить – у каждого дома есть как минимум небольшая библиотека, а на тумбочке или в сумочке всегда есть книга, которую можно почитать. В наше время небольшая библиотека может быть записана на какое-либо мобильное устройство – букридеры ныне весьма распространены – и поместиться на ладони. Насколько мы ценим возможность пользоваться книгой в любое время?

Невольно возникают вопросы: смогли бы мы научиться читать, не имея книги? Какое бы получили образование при стоимости книг, сопоставимой со стоимостью недвижимости? Как часто мы вспоминаем о подвиге диакона Ивана Федорова, в которого назван данный университет?

Исторически значение книги традиционно было высоко. В наше время это особенно актуально. Для того чтобы это понять, достаточно ответить на простой вопрос: что нам с вами, дорогие студенты и преподаватели, дает книга? Ответ очень прост – всё! Мы учимся читать и писать именно по книге. Получаем ответы на первые вопросы в жизни, открываем мир посредством книги, наше обучение, получение образования – всё зиждется на книге. Получаемый опыт безальтернативно фиксируется книгой. Опыт и мудрость веков передается именно через книгу. Не будь в России традиции воспитания на духовной литературе, повествующей о Боге и раскрывающей основы нравственности, не было бы национальной культуры чтения, имели бы мы тогда произведения таких гениев мысли, как Достоевский, Пушкин, Карамзин, святители Феофан и Филарет? Думаю, что ничего подобного не было бы в литературном наследии России.

Чем больше мудрости содержит книга, чем шире её кругозор и спектр ответов, тем ценнее она, тем чаще люди к ней обращаются. Известно, что самой тиражируемой книгой во все времена неизменно оставалась Библия, по праву считающаяся Книгой книг. Самая древняя и самая распространенная книга, я уверен, известна вам и возможно есть дома. Однако какой процент людей читает её регулярно? Если бы мы знали, что имеем некую волшебную шкатулочку, способную ежедневно давать какое-либо богатство и не оскудевать. Как часто мы обращались бы к ней? Думаю, ежедневно.

Скажу вам: такой волшебной шкатулочкой является Библия. В ней содержатся сокровища духовной мудрости поколений, ответы на вопросы мироздания и бытия. Библия наглядно показывает историю человечества от сотворения мира до кончины времен.

Чем больше развивается современная наука, тем больше приходит она к пониманию строк Библии. Да, именно наука приходит к пониманию Библии, а не наоборот.

Для наглядности приведу пару простейших примеров.

С чего начинается Евангелие от Иоанна Богослова? В начале было Слово… Всё Им начало быть, что начало быть. В книги Бытия говорится: сказал Бог… и стало так. А что такое звук? (Это движение волн, это энергия) В каком веке наукой было открыто, что энергия является первичной по отношению к материи? В XX-м, а когда об этом сказано в Библии? В наше время виднейшие ученые умы направлены в сторону Швейцарии, в сторону Большого Адронного коллайдера. Нахождение массы бозона Хигса, с нетерпением ожидаемое всем ученым миром, лишь наглядно покажет возможность перехода энергии в массу. Именно так пророк Моисей описывает творение Мира из ничего: сказал Бог… и стало.

Другой пример.

На заре становления атеистической науки СССР, один из крупнейших идеологов, чьи труды послужили основой для создания НИИ атеизма, активно изучал Священное Писаное с астрономической точки зрения, имея целью показать всю несостоятельность Библейского повествования. Доктор естественных и астрономических наук, читая лекции по научному атеизму, пришел к неутешительным для себя выводам: автор Апокалипсиса прекрасно знал, что Земля круглая и вращается вокруг солнца. В каком веке это поняла наука?

Ассоциация американских психологов, на протяжении нескольких лет изучая доминантные проявления различных типов характера, создала образ «идеального», максимально приспособленного к жизни, характера. Каково же было их удивление, когда они нашли полное совпадение с ветхозаветным описанием первого человека – Адама.

Говоря о мудрости, запечатленной в Библии, мне вспоминается одна интересная история.

Однажды в университете профессор задал своим студентам такой вопрос.

Все, что существует, создано Богом?

Один студент смело ответил: "Да, создано Богом".

Профессор спросил, "Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, означает, что Бог есть зло". Профессор в очередной раз смог доказать, что вера в Бога это миф.

Студент сконфузился и замолчал.

Другой студент поднял руку и сказал "Могу я задать вам вопрос, профессор? "

– "Конечно", ответил профессор.

Студент поднялся и спросил "Профессор, холод существует? "

– "Конечно, существует!"

– "На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить лишь на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фарингейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла".

Студент продолжил.

– "Профессор, темнота существует? "

Профессор ответил, "Конечно, существует".

Студент ответил, "Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить солнечный свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Лишь измерив насколько мало в нем света. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света".

В конце концов, молодой человек спросил профессора,

– "Сэр, зло существует? "

На этот раз неуверенно профессор ответил, "конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла".

На это студент ответил, –"Зла не существует, сэр, или по крайней мере его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод - слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света".

Профессор сел.

Имя студента – Альберт Эйнштейн.

Ценность Библии определяется не столько переплетениями с наукой, сколько возможностью Её практического повседневного применения. Она научает нас, как должно поступать в отношениях с близкими, с Богом и с самим собой. Как же Её читать, дабы уразуметь содержащуюся там мудрость? Да очень просто – с верой, открывая сердце для принятия написанного в Ней.

Я задам вам вопрос: полностью ли Библия ограничивает свободу личности или нет? То нельзя, это не ешь, ходи в храм – тут нет свободы. Ведь свобода – это возможность делать, что хочу, согласны? Скажу с полной ответственностью: нет большей свободы, чем в православии. Без понимая свободы нет, и не может быть православия.

Вы – молодые, радующиеся жизни студенты. Насколько вы свободны? Есть ли те, кто считает себя по-настоящему свободным? Еще один вопрос: сколько часов прошлой недели вы были свободными? Уточню: сколько минут? Давайте посчитаем вместе.

Каждое утро начинается с того, что вы приводите себя, что называется, «в норму», то есть свой внешний вид соответственно требованиям, принятым в вашей среде. Конечно, всегда есть исключения – люди, пренебрегающие общими правилами и признанными нормами, как правило, это представители различных субкультур. Они не подчиняются никаким социальным нормам в вопросах внешности и моды, но полностью соответствуют правилам субкультуры, приверженцами которой они являются.

Далее, в течении дня, большинство студентов добирается до ВУЗа на автобусе, метро или электричке. Кто из вас чувствует себя свободным в общественном транспорте?

Посещение лекций является, хотя и благой, но обязанностью. Конечно, это полезно и необходимо, другой вопрос – как это согласуется с вашим внутренним расположением и целеустремлением. Кроме того, каждому необходимо не только посещать лекции и семинары, но и писать курсовые и дипломные работы, сдавать экзамены.

Стоит ли говорить о студенческом общежитии, где должно считаться распорядком дня, регулярные нарушения которого не освобождают от необходимости его исполнения, и мнением каждого живущего рядом?

Быть может, вы свободны на улице в кругу друзей? Одна из самых суровых и жестких организаций – подростковые и молодежные группы. В них нет свободных. Каждый должен постоянно соответствовать выбранной или отведенной ему роли. Даже лидер группы должен постоянно оставаться лидером, дабы не потерять авторитет и уважение. Статус – место, занимаемое в небольшом сообществе является одной из наибольших ценностей молодого человека или девушки. Выйти из социальной группы без потери статуса почти невозможно. Обязательно следуют упреки, обиды или даже прямые репрессии со стороны недавних приятелей.

Насколько мы свободны, находясь в одиночестве, наедине с самим с собой? Пусть каждый сейчас честно ответит себе: насколько он свободен, находясь в одиночестве. Из принявших положительный ответ, кто не имеет вредных привычек и пристрастий? Из оставшейся группы, всё ещё считающих себя свободными, кто может, скажем, неделю обойтись без социальных сетей и различных мессайджеров, налагающих некие коммуникативные обязательства?

Поднимите руку все свободные, если таковые ещё остались.

Так сколько же времени от прошлой недели вы были свободными?

Если свобода – возможность делать, что хочу, быть таким, как хочу, то где она?

Как ни странно именно Библия, имеющая столько предписаний и заповедей, раскрывает истинный смысл свободы. Я со всеми обетами и обязанностями остаюсь свободным. И знаете почему? Все дело в том, что есть свобода на самом деле? Это не когда делаю, что хочу, но когда не делаю, чего не хочу. Когда я делаю всё, что мне вздумалось, я не свободный, но анархист. Когда же я могу не делать, чего не желаю, тогда, и только тогда я по-настоящему свободен.

Поверьте: если вы прочитаете сотни книг различных конфессий и идеологических концепций, вы не встретите подобного православному понимания свободы. Бог – свобода. Он – Личность, человек сотворен личностью.

Во всем многообразии жизни только человек имеет бессмертную душу с её силами: умом, чувством, волей. Воля – возможность выбирать, выбирать именно добровольно – вот в чем дар Божий. И только в православии человек призван стать свободным, подобно Богу, то есть принимать решения не в силу привычек и страстей, но свободно, имея силы не делать того, чего не желает. Каким образом? Эту премудрость человечество пыталось постичь веками, обращаясь неизменно к Книге книг – Библии. Почему во все времена это самая ценная и самая дорогая книга? Дело в том, что она содержит ответы устроения мироздания, о том, Кто Такой Бог, как стать свободным.

Все православные посты и молитвы имеют две особенности:

Во-первых, они важны не сами по себе, но лишь как средство для достижения свободы;

Во-вторых, они имеют добровольный характер.

Православие имеет всего одно обязательное требование – веру в Бога и жизнь по этой вере. Всё остальное, и мера поста, количество молитв, богослужения – являются средством достижения свободы в Боге, свободы от греха.

Заповеди – знаки дорожного движения на жизненном пути: не воруй, не убий, не лги – разве тут есть ограничение свободы? Нет! Это подсказка, шпаргалка поведения и жизни. Только освободившись от страстей, вредных привычек и зависимостей, поступая по совести и согласно своему внутреннему Я, можно понять, что есть свобода.

Казалось бы: подвижник благочестия, проводящий все свое время в молитве и богомыслии, – скован ежедневным правилом и одной кельей. Где же свобода? Как раз он-то и есть по-настоящему свободен: его ничего не тяготит и не держит в этом мире, его нельзя запугать или заставить что-то сделать против его воли. В жизни святителя Василия Великого[1] показан пример свободы. Поэтому мученики так легко отдавали свою жизнь за Христа: их ничего не держало и не могло напугать. Один из основоположников экзистенциализма (философия существования) – С. Кьеркегор говорил, что люди постоянно ищут чудо, ради этого ездят по всему миру, совершают путешествия в поисках чего-то необычного и не понимают, что-то истинное чудо совсем в другом. Сёрен был исполнен готовности отправиться сквозь горы и реки, не пожалеть сил и время в том случае, если узнает, что где-то есть истинное чудо – подвижник благочестия, проводящий все время в посте и молитве.

В зависимости от того, насколько вы поймете и узнаете, что есть истинная свобода, зависит характер литературы, которую вы будете выпускать. В последние годы именно выпускники вашего университета определяют тенденции книгоиздания.

Тот факт, что ваш ВУЗ назван именем первопечатника диакона Ивана Федорова, должен придать вам, дорогие студенты, дополнительный импульс в создании литературы нового поколения: имеющей богатое духовное содержание, научающая непреложным истинам человечества, способствующей личностному развитию и нравственному росту, в должном качественном оформлении. За 80 лет от сюда вышло много специалистов высочайшего уровня, выведя книгопечатание на новый уровень. Вам есть, чем гордиться! Сегодня в ваших руках возможность повторить подвиг диакона Ивана Федорова – дать людям книгу, которая определит развитие целого государства на столетия вперёд.

Выражаю надежду на совместное сотрудничество в деле издания нравственно развивающей литературы, способствующей обращению внимания подрастающего поколения к глубоким духовным корням нашей культуры, заставляющей задуматься о непреходящих истинах, хранимых Православной Церковью, дающей импульс к приобщению этой духовной сокровищнице.


[1] Император Валент, преследовал православных и поддерживал ариан. Он хотел переманить на свою сторону святителя Василия Великого и прислал к нему префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. «Все это,—ответил Василий,—для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне?— Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru