Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Добродетель, подарившая бессмертие

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Добродетель, подарившая бессмертие 17.05.2024

Митрополит Климент: Добродетель, подарившая бессмертие

В это воскресенье православный мир вспоминает святых Жен Мироносиц, простых женщин, проявивших любовь к Тому, Кто есть сама Любовь. Событие Воскресения Христова являет высочайшую Любовь Бога в мире – дает людям бессмертие. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Любовь — это уникальная способность полностью отдавать себя ради другого, подобно свече сгорать без остатка. В любом вопросе христианин руководствуется примером жизни Спасителя. Тем более в любви Господь становится для нас высшим образцом.
Каждое слово Евангелия подтверждено жизнью Спасителя. Претерпев скорби, Христос и нам силен помочь в искушениях (Евр. 2:18). Он не дает закона, которого не испытал Сам, теперь же Господь предлагает этот путь и нам.
Христос называет верующих в Него братьями (См. Евр.2:11—12). И делает это по безмерной любви, Он во всем, кроме греха, уподобился человеку. Безграничный Бог ограничивает Себя, облачаясь в плоть. Он немощью побеждает власть диавола, умирает, чтобы избавить нас от погибели (См. Евр.2:14—15). Готовность пожертвовать всем и есть проявление истинной любви.
Искренне верующим может себя называть лишь тот, кто способен возлюбить Господа, сораспяться Ему (Гал. 2:19). Это страдание может выражаться в безропотном терпении житейских скорбей и болезней, борьбе с греховными привычками. По замечанию святителя Феофана, к этому нас призывает крещение. Оно способствует изменению вектора человеческой жизни, ее направленности. Обещая быть с Господом, мы изъявляем желание отказаться от самоугодия. Верующий самоотверженно посвящает себя Богу, поэтому не случайно слова крещение и крест созвучны.
Мы проявляем свое отношение к Богу через искреннюю заботу о ближнем, лишенную осуждения и негодования. Пост — удобное время потрудиться в этом направлении, чтобы мы могли сказать с апостолом Павлом, что уже не мы живем, но живет в нас Христос (См. Гал. 2:20).
Лишь с помощью Божией человек может обрести евангельскую любовь. В толковании святых отцов она противопоставлена страсти. Любовь — не чувство, а добродетель, которая подразумевает полный отказ от эгоизма. Чтобы раствориться в другом, необходимо забыть о собственных интересах, а без Господа нам этого не достичь.
В одной из сказок Елены Бахметевой главный герой — сердце, которое пламенело стремлением послужить окружающим. Несмотря на неблагодарность и злобу, оно постепенно отдало голос, молодость, радость, и в итоге подарило жизнь умирающей девочке. Господь обращается к нему со словами, что сердце исполнило Его волю, разделило скорбь мира, пожертвовало собой, сгорев от любви: «Ты думало, что оставлено всеми, но Я всегда был с тобой».
Нередко такой любви сопутствует скорбь и боль, но через это совершенствуется душа. Когда сердце человека заполняет эта важнейшая добродетель, все земное, по словам апостола Павла, уподобляется праху (См. Фил. 3:8—9). Жертвенная любовь преображает, она — вершина святости. Люди, стяжавшие ее, закаляют волю, перестают гордиться, искать собственную выгоду, обретают веру и терпение. Если христианин не сумеет найти любовь в жизни — все его подвиги напрасны (См. 1Кор. 13:3—8).
Для тех, кто обрел эту черту совершенства, земные неурядицы уходят на второй план. В ней обретается истинная свобода духа. Коммуналка, пустыня, темница — любое место, где бы любящий человек ни оказался, перестает угнетать его. Он не зависит от внешних условий и может радоваться и быть счастливым, невзирая ни на что.
Любовь присуща сильной личности. Так посланников, пришедших с угрозами к святителю Василию Великому, поразило бесстрашие святого. Он сказал, что имение его составляют ветхие одежды, ссылки для него не существует, потому что он не связан местом, пытки по слабости приведут его к смерти, а значит к встрече с Богом, Которого он возлюбил всей душой.
Высшим проявлением любви становится жертва самым ценным — жизнью (Иоан.15:13). Недавно мы отмечали День Победы в Великой Отечественной войне, мы вспоминали тех, кто ценой своей жизни защитил нашу Родину. Мы о них молились особо на Радоницу, и вместе с ними поминали тех погибших и замученных воинов, кто сейчас отдал жизнь свою, защищая нашу веру, нашу культуру, нашу жизнь. Наши солдаты и офицеры выполняли и выполняют заповедь о любви к ближним. Эта заповедь является основой нашей веры. Именно ради ее исполнения и Господь стал человеком.
Возлюбившему Христа смерть не страшна. В житии мученика Вонифатия Тарсийского есть важный эпизод, когда святой увидел, какими просветленными шли на пытки христиане. В эти мгновения ему открылось, что любовь победила смерть. До глубины души осознанное поразило Вонифатия, и он сам решился на подвиг.
Мы не можем обрести свободу, несмотря на благоприятные условия, потому что скованы страстями и недовольством. Человек зачастую подобен старухе из сказки А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке. Чем больше он потакает собственным желаниям, тем сильнее пленяет себя ими и тем суровее, безжалостнее становится к окружающим.
Христианину же дарована способность, которая делает его бессмертным еще при жизни. Этот дар называется любовью. Она созидает рай в душе, еще на земле делает верующего сопричастником Божественного света. Потому и написано, что Царствие Божие — это не особое место, где нет печали. Оно находится внутри нас (Лк. 17:20—21).

«Вечерняя Москва»










Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru