|
||||
|
28.05.2021
Любить ушами. Аудиокнига VS бумажная: кто победит?Александр Беляев разбирается в феномене аудиокниг и выясняет у актера Максима Суханова, подарившего голос произведениям Фаулза и Достоевского, как он относится к этой работеПять минут назад я вылез из шкафа. Сегодня там было мое рабочее место: в этой импровизированной студии я начитываю текст своего документального романа «Человек в бандане». Чтоб сделать аудиокнигу. Чтоб издательство «Время» поставило ее на все площадки. Почему в шкафу? Потому что там – глухо! С хорошим микрофоном и правильными программами на лэптопе – да еще и в шкафу – получается хорошая запись. А я люблю хорошие аудиокниги. К счастью, таких сейчас очень много, и у народа они пользуются все большей и большей популярностью. Зачем вообще нужны аудиокниги? Вообще – как еще один канал распространения контента. Я, как и любой, наверное, автор, хочу, чтоб моя книга распространилась как можно более широко. Пошла в народ, «зашла», как сейчас говорят. Шансы есть. «Кто сейчас книги-то читает? - удивляется бывший одноклассник. – Нет, я понимаю, в машине аудиокнигу включить, с “Литреса”, это еще куда ни шло!» Этот парень – шофер по профессии, образование: один курс технического вуза, два года армии – открыл мне глаза. И уши. Я понял, что упускаю еще один способ добраться до аудитории. Способ очень важный. Может быть, сейчас – самый важный? «Наверное, хорошая у тебя, Сань, книжка, судя по фрагментам, но вот читать время нету от слова “совсем”, а в машинке б слушал!» Вот теперь и послушаешь, не отвертишься. Рост «невидимого» рынка Три года назад я написал для «Российской газеты» исследование рынка аудиокниг. Тогда, в 2017-м, эксперты оценивали его объём в 500 млн рублей: «По оценкам экспертов, ежегодная выручка в нише “звучащих книг” – примерно полмиллиарда рублей». По статистике за 2020 год рынок аудиокниг уже «составляет примерно 2 млрд рублей», - говорит генеральный продюсер аудиоиздательства ВИМБО Михаил Литваков. При этом аудиокниги находятся в некой теневой зоне: их не рецензируют, особо не рекламируют, не дают им никаких премий за актерскую работу или звукорежиссуру. Но это у нас. Вот у «Грэмми», например, есть категория spoken word. Там обычно побеждают мемуары президентов или иных сильных мира сего. Идеальные условия Когда я проходил курс химиотерапии, врач велела мне ходить не менее часа в день. До того я вечерами валялся на диване и читал книжки. А тут стал слушать аудиокниги: про психологию и мемуары рок-звезд на английском. Настоящую книжку пока еще закажешь/получишь, а тут сразу тебе в уши. Да еще если сама звезда читает – просто удовольствие! Новый альбом любимого исполнителя, только без музыки. Но это мой путь, музкритика. А как у нормальных людей? Провел небольшой опрос в своем фейсбуке. Ответы от «Слушаю фантастику на рыбалке» до «Как снотворное – “Илиаду” на ночь» и «детям что-нибудь!». Вот уж где-где, а в сегменте аудиокниг о вкусах действительно не спорят. Почти все «читающие ушами» сходятся на том, что плохая начитка убивает произведение – причем некоторые потом не могут и бумажную книгу читать, голос застревает в голове – а слишком хорошая начитка, наоборот, слишком многое добавляет. Хочется ведь самому визуализировать! То есть голос, манера исполнения и текст должны на какой-то очень тонкой грани сойтись, и так бывает крайне редко. Константин Хабенский, читающий произведения Сергея Довлатова – пример, в котором сошлись харизма актера и непреходящая популярность произведения. Нонфик и «мотивашку» в аудио мы, видимо, воспринимаем лучше. Там всякие художества неуместны, но зато даже искусственный интеллект с ником типа «Робот Иван» не раздражает. Побочный эффект Популярность аудиокниги – отражение популярности обычной книги, электронной или бумажной. Есть исключения, когда лучше или хуже «заходит» аудио, но они редки. Как правило, это когда аудиокнига представляет собой какой-то самостоятельный продукт: саунддизайн интересный или чтец/автор сами по себе привлекают внимание. Есть также любопытный побочный эффект: аудиокниги положительно влияют на чтение книг бумажных (да, учитывая вышесказанное про отсутствие времени на чтение). Михаил Литваков говорит, что «по статистике Storytel 30% людей, слушающих аудиокниги, через какое-то время (полгода, по-моему) прочитывают свою первую со школьных лет бумажную книгу. То есть через слушание приобщаются к чтению!» Актер Максим Суханов: «Начитывание книги за микрофоном не похоже ни на что» Кто короли озвучания? Один из самых заметных, плодотворных и любимых чтецов – Александр Клюквин. 65-летний актер Малого театра – голос телеканала «Россия-1», а также заслуженный и народный артист РФ. Также респонденты отмечают универсала Владимира Левашева, который читает, похоже, любые тексты: от «Сапиенса» Харари до братьев Стругацких. И конечно, Сергея Чонишвили; его бархатным голосом в свое время, похоже, были озвучены все передачи на всех телеканалах! Одна читательница посетовала: «Жаль, что Суханов так мало книг начитал, у него дивный голос!» Именно. И выбор книг элитарный: от «Мастера и Маргариты» до «Коллекционера» Фаулза, от «Крестного отца» Пьюзо до Достоевского. Как сам Максим Суханов относится к работе над аудиокнигами, мы и решили выяснить у артиста. Что такое «свой» автор? Максим Суханов: Я думаю, что прежде всего «своим» можно назвать автора, чье произведение тебе просто нравится! Что удивительно, талантливо, и ты находишь для себя в нем разного рода многослойные удовольствия, скажем так. Совпадения с автором по юмору и философии. Но и равнодушие никак не исправить! Вот книга может быть написана хорошо, даже прям блестяще, но сердце твое не отвечает – и все, это значит просто не твой автор. Аудиокнига для актера: «начитывание» или игра? Как соблюсти баланс? Максим Суханов: Мое ощущение: начитывание книги за микрофоном не похоже ни на что. Ни на театральную игру, ни на работу в кино, ни на исполнение на концерте. Начитывание есть какое-то отдельное совершенно мероприятие, сродни интимному чему-то, когда ты наедине с микрофоном представляешь произведение в своих фантазиях и пытаешься донести свое представление через голос, интонацию, смену голосов. Так или иначе, ты стараешься отделять персонажей одного от другого, да. Но вот говорить тут о театральной или киноигре я бы не рискнул. Повторюсь: отдельное мероприятие. Ну, может быть, сравнил бы с чтением вслух сказки ребенку, когда погружаешь его в этот мир сказочный. Неважно в данном случае, о каком произведении идет речь, главное, что ты сам веришь в то, что доносишь. Есть вообще какие-то объективные критерии качества книги? Максим Суханов: Как с любым произведением искусства, критерии одни и те же: насколько произведение талантливо. Насколько оно написано сущностно. Подняты ли темы, которые волнуют всех, и/или будут ли они волновать многих людей на протяжении многих лет… Талантливо должна быть написана книга, талантливо. Вот и весь критерий, как мне кажется. Источник Фото: pixabay.com |
|