Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: О томимых духовной жаждой

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: О томимых духовной жаждой 02.03.2021

Митрополит Климент: О томимых духовной жаждой

Сегодня достаточно популярна формула: «Нажми на кнопку — получишь результат». Современный человек не привык долго ждать. Ему проще совершить набор действий и получить то, что желает. Но не во всех сферах можно быстро добиться цели, а особенно это касается духовной жизни.

На словах многие люди понимают, что надежда на быстрое получение духовных достижений не только напрасна, но и опасна. Подобным образом дьявол соблазнил праматерь Еву: «вкусите… и вы будете, как боги» (Быт. 3:5). Верующие знают, что «царский» путь духовной жизни заключается в многотрудном подвиге, жизни по заповедям Божиим, однако на деле результат хочется получить немедленно.

Порой мы слышим: «Стараюсь молиться, на службах регулярно бывать, пощусь, когда положено, почему же я не ощущаю благодати Духа Святого?» Ответ прост: мы своими действиями не можем заставить Бога делать то, что хотим. А может мы хотим то, что нам не полезно? Человек может трудиться над исполнением воли Божией, а ниспосылает благодать только Бог, и она постоянно, только внешне может не проявляться. Возьмем, к примеру, пасмурный день. Выйдя на улицу, мы солнца не видим, что оно не греет, не освящает в этот момент землю? И греет, и освещает постоянно. Так и в духовной жизни. Бог с нами всегда, благодать Господня нас освящает постоянно, только нельзя гарантировать: сделай первое, второе, третье, и вот – ты получил очередную порцию благодати и ощутил ее, как теплую воду из-под крана.

Дух Святой — Бог. Мы не можем познать саму Ипостась, но можем познавать Духа Святого через Его действия. В Библии они описаны разным образом.

Например, в беседе с Никодимом Господь говорит о Духе Святом как о ветре, который приходит и исчезает независимо от нашего желания. Так и «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). Он появляется в нашей жизни и действует, просвещая нас.

На Апостолов Дух Святой сошел в виде шумного ветра и огненных языков (см. Деян. 2:2—4). Образ огня многогранен: он и греет, и освещает, и попаляет тернии. Так Дух Святой попаляет грехи человека, очищая наше сердце.

Распространенный образ Духа Святого — вода. Этот образ Господь использует в Своих словах. Он нередко беседует с людьми в жаркой пустыне. Для жителей тех мест вода — великая ценность.

Когда Иисус Христос начинает разговор с самарянкой, Он употребляет тот же образ. Вода, за которой пришла женщина, послужила поводом для разговора. Если бы Господь сразу обратился к женщине со словами о заповедях, она, возможно, не стала бы слушать Спасителя. Господь говорит с женщиной      на языке понятных ей образов, примеров. Иисус Христос так говорит о благодати Святого Духа, сравнивая ее с водой живой: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что у святых благодать, которую дает им Бог, постоянно умножается. Как говорится в притче о талантах, они, подобно верным рабам, приумножают дары, полученные от Бога (см. Мф. 25:14—29). Господь ниспосылает им эти дары в еще большей степени, как людям, способным принять таланты и пустить их в оборот.

Каждый человек получает от Бога хотя бы один духовный талант. Необходимо постараться принести им пользу себе и ближним. Ведь, если человек трудится для спасения души, то приносит благо не только себе, но и окружающим.

Как говорил преподобный Серафим Саровский, верующие люди должны приумножать в себе благодать Божию, а для этого использовать молитву, милостыню, бдение, пост или иное служение: у кого что лучше получается. Необходимо начать подвиг с тех дел, к которым есть расположение и для которых есть возможности. Так для монахов главными средствами аскетического подвига становятся послушание, пост и молитва. Есть отшельники, которые навсегда уходят из мира в пустыню. Поскольку все мы, православные христиане, «составляем одно тело во Христе» (Рим. 12:5), то молитва таких подвижников обо все мире благотворно отражается и на нас.

Миряне могут приносить пользу, воспитывая детей в вере, оказывая помощь ближним, творя милостыню, проявляя заботу о тех, кто в ней нуждается. Иногда семейные верующие люди жалуются: «Все время занимает работа, забота о детях, муже/жене. Не хватает времени и сил на добрые дела». В этом случае необходимо обдумать, как в этих обстоятельствах послужить Богу. Ведь и, живя с семьей, можно ежедневно стремиться поступать по-христиански, бороться со своими страстями. Многие люди спаслись, идя этим путем. Когда представляется случай совершить доброе дело, можно проявить христианское милосердие. Главное, не остаться равнодушным к Божиему призыву.

Иногда лишь через некоторое время приходит осознание, что тот или иной случай был посещением Божиим. Знаю человека, который до сих пор горько сожалеет о том, что не выполнил просьбу друга: не побывал у него, когда тому было тяжело. Друг вскоре умер. Несмотря на многие годы, прошедшие с того момента, совесть человека доныне обжигает его воспоминаниями о добром деле, которое он тогда не совершил.

Если в жизни бывали такие горестные моменты, все же не стоит опускать руки. В тот раз не откликнулись на Божий призыв — необходимо ждать следующего, и в другой ситуации постараться следовать евангельским заповедям.

Важно, чтобы постоянно шел практический процесс научения вере. Он стоял на первом месте, а не поиск внешних средств, которые «все устроят» без человеческих усилий. К сожалению, их нередко видят в чтении определенного количества молитв, внешних формах поста и таким образом предают, действительно, душеполезным занятиям, поверхностный характер, забывая о внутреннем содержании этих аскетических средств.

Вспомним, что женщина самарянка просто шла за водой, ни о какой встрече с Богом не помышляла, но все изменилось после ее разговора с Христом. Она бросила водонос и побежала в город за людьми. Святой Иоанн Златоуст говорит, что она презрела житейские дела, потому что обрела более важное. И нас святитель призывает «при слышании о духовных предметах» оторваться от житейской суеты, иначе увязнем в ней.

По силам ли это современному человеку, который вынужден заниматься семьей, детьми, работой, уделять время многочисленным обязанностям? Как не погрязнуть в повседневности? Господь сказал, что шесть дней человек может заниматься делами, а седьмой день необходимо посвятить Богу (см. Исх. 20:8—11). Кроме того, стоит учиться непрестанному вниманию к своей душе во время исполнения любых житейских дел: всегда пребывать пред лицом Божиим.

Самарянке удалось возвыситься духом над повседневностью. У нее загорелось сердце от слов Спасителя. «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37), — говорит Господь. Если человек ищет Бога, не удовлетворен земным, понимает, что цель жизни не может заключаться в земном, он — духовно жаждущий, и ему, как самарянке, будет дарована встреча с Христом.

Состояние это — состояние готовности принять Христа. Не обязательно это должно проявляться внешне. Как видно из Евангелия, человек может быть грешником, мытарем, блудницей, разбойником, самарянкой. Речь идет прежде всего о душевном расположении жаждущего, о силе его веры и смирении. Эту готовность не видит сам человек, но Бог видит. Самарянка не искала Христа, но Господь обнаружил ее внутреннюю духовную жажду и помог ей обрести Небесное Царство.

Скоро Великий пост, мы должны это время провести с пользой для своей души. В дни поста обязательно надо побывать в храме, подготовиться к исповеди и причаститься Святых Христовы Таин, а дома почитать Евангелие и духовную литературу. Это поможет нам настроиться и достойно встретить праздник Пасхи Христовой. А тогда, правильно проведя пост, мы почувствуем изменения, которые произошли в нас действием Благодати Божией.

«Вечерняя Москва»









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru