Издательский Совет Русской Православной Церкви: Александр Щипков: Разделение на красных и белых искусственно и опасно

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Александр Щипков: Разделение на красных и белых искусственно и опасно 27.11.2020

Александр Щипков: Разделение на красных и белых искусственно и опасно

Конфликт между красными и белыми давно исчерпал себя, нет уже никаких большевиков и белогвардейцев, но работает технология, направленная на раскол современного русского общества, заявил в эфире телеканала "Спас" первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ А.В. Щипков.

"В этом году 100 лет, как в России завершилась Гражданская война в связи с исходом армии Петра Врангеля из Крыма, – напомнил эксперт. – За это время полностью сменилось минимум пять поколений, поэтому нелепо говорить сегодня о конфликте красных и белых. Эти люди давным-давно умерли, а вместо них работают искусственно созданные образы".

Эти образы романтизированы и далеки от реальных большевиков и белогвардейцев, утверждает философ. Так, "киношный поручик или корнет – это обязательно тонкие черты лица, бокалы с недопитым шампанским, бильярд, рояль, утомленное пресыщение. А комиссары – обязательно честные, прекрасные, мужественные герои в черных кожанках".

Щипков подчеркивает, что начало романтизации красных комиссаров было положено в 1956 году. Это был прямой заказ ЦК КПСС. "В 1956 году произошел идеологический перелом: на XX съезде партии Хрущев заявил о возвращении к истокам большевизма, к "ленинским нормам". Новая идеологическая эпоха требовала нового культурного сопровождения. Нужно было создавать новый образ революционера. "Сентиментальный марш" про комиссаров в пыльных шлемах написан Окуджавой в 1957 году – это был непосредственный отклик на XX съезд партии", – убежден эксперт.

Этот заказ породил так называемую оттепель, по сути, идеологическое послабление для избранной группы творческих работников как приглашение к ним поработать на власть, поясняет Щипков. "Шестидесятники были призваны воспевать установки XX съезда партии, новую человечную власть, Хрущева как избавителя от тирании. Оттепель касалась только интеллигенции. Колхозники не имели паспортов и были ограничены в перемещении по стране, в городах – безработица, инфляция, скрытый рост цен под видом денежной реформы, на Церковь выросло давление, даже по сравнению с позднесталинским временем. Верующих сажали в лагеря, тысячи храмов были взорваны именно в оттепель", – напомнил философ.

Важный нюанс: романтизация комиссаров автоматически спровоцировала романтизацию белогвардейцев. Большинство "белогвардейских песен" были написаны в СССР советскими поэтами и композиторами. Именно в оттепель была создана белогвардейская эстетика, которая не имела отношения к реальной эпохе. "Лидеры белогвардейцев были сторонниками Февральской революции, большевики – сторонниками Октябрьской революции. Это была война между двумя революционными силами – либерально-буржуазной и коммунистической. Первые опирались на Антанту и британские деньги, вторые – на Интернационал рабочих партий и немецкие деньги. Собственно русский народ проигрывал при любом исходе Гражданской войны", – пояснил А.В. Щипков.

"Заложенная в 1960-х романтизация красных и белых привела сегодня к слепому почитанию одинаково ложных образов, к примитивному пониманию Гражданской войны и, как следствие, к расколу в сознании россиян", – добавил эксперт.

"Необходимо трезво посмотреть на феномен искусственно моделируемой красно-белой вражды, соединить ткань нашей общей истории в памятниках, литературе, кинематографе и объединиться вокруг общих национальных и исторических ценностей, как это случилось во время событий в Крыму и Новороссии, где не было красных и белых, а были защитники своего Отечества", – заключил А.В. Щипков.

Программа "Щипков" № 159, посвященная образам Гражданской войны, доступна на сайте YouTube по указанной ссылке.

Программа "Щипков", которая выходит на телеканале "Спас" с октября 2017 года, посвящена анализу актуальных церковно-общественных событий и дискуссий.

 

Источник

***

Александр Щипков – член Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, лауреат конкурса «Просвещение через книгу»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru